МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: ИЗ ОПЫТА АРЗАМАССКОГО ФИЛИАЛА ННГУ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО |
| научная статья | 378.1 | ||
| 252-260 |
| Представлена разработанная на основе анализа классических и современных подходов к системе воспитания модель подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в современной школе с уч?том специфики работы Арзамасского филиала ННГУ. Данная модель включает в себя целевой, субъект-объектный, содержательный, организационно-методический, диагностический и результативный компоненты. Каждый компонент представляет собой структурно выстроенную систему учебно-воспитательных мероприятий, реализуемых в университете. В работе определены когнитивный, мотивационно-ценностный, практический показатели готовности студентов к осуществлению воспитательной деятельности в школе. Выделены содержательные, организационные, мотивационные условия успешной и результативной подготовки обучающихся к реализации воспитательной деятельности в школе, а также описываются возможности психолого-педагогического сопровождения и наставничества в системе профессиональной подготовки студентов в условиях вуза. Реализация представленной модели подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в современной школе позволяет определить стратегию развития воспитательной деятельности в вузе и предопределяет необходимость создания центра научно-методического сопровождения воспитательной деятельности. Приведенная структура модели подготовки будущих педагогов может найти практическое применение в воспитательной системе учреждений высшего образования. |
| |
| 1 . Абульханова К.А. Жизненный путь и ответственность личности // Познание и переживание. 2022. Т. 3. № 2. С. 87-102. DOI: 10.51217/cogexp_2022_03_02_05. 2 . Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Прометей, 2018. 249 с. 3 . Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 2019. 192 с. 4 . Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2021. № 1. С. 17-24. 5 . Гликман И.З. Подлинный смысл воспитания // Народное образование. 2016. № 9-10 (1459). С. 53-60. 6 . Демакова И.Д., Шустова И.Ю. Педагог как воспитатель: содержание воспитательной деятельности современного педагога // Воспитание школьников. 2023. № 4. С. 24-31. DOI: 10.12345/0130-0776_2023_4_24. 7 . Караковский В.А. Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий, 2008. 8 . Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: Учебное пособие. М.: Смысл, 2021. 352 с. 9 . Сериков В.В., Овчинникова А.Ж., Комарова Э.П. и др. Личностно-развивающий подход в общем и профессиональном образовании. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2025. 220 с. 10 . Новикова Л.И. Смена парадигмы воспитания - назревшая проблема педагогики // Вопросы воспитания. 2012. № 2 (11). С. 22-31. 11 . Степанов П.В., Круглов В.В., Сериков А.В. и др. Основы воспитания молодежи: современный аспект: Методическое пособие. М.: Российская академия образования, 2024. 98 с. 12 . Селиванова Н.Л., Шакурова М.В. Современные ориентиры концептуализации воспитания в высшей школе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13. № 2(50). С. 169-177. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-2-169-177. 13 . Степанов П.В. Подготовка будущих педагогов к воспитанию: от понимания проблем к созданию нового учебника // Народное образование. 2024. № 5 (1508). С. 93-96. 14 . Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420277810 15 . Сластенин В.А., Образцов П.И., Уман А.И. и др. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2021. 258 с. 16 . Щуркова Н.Е. Жизнь и воспитание: Учебное пособие. М.: Изд-во «Юрайт», 2023. 139 с. |


