РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ |
| научная статья | 378.147 | ||
| 243-251 |
| Изменение академической среды, подходов к обучению в соответствии с динамичными социоэкономическими изменениями требует как от преподавателя, так и от студента обладания не просто базовыми знаниями, а новым типом мышления, позволяющим очень быстро не только осваивать все новое, но и создавать его. Разработанная и реализованная нами модель развития креативности студентов магистратуры направлена на развитие системного творческого инженерного мышления магистров Института полимеров. Творческие способности - это ключевые профессионально значимые компетенции, о чем свидетельствуют исследования и требования ФОС к компетенциям магистров (ОПК-1 - «Способен организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу, разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок», ОК-3 - «Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала» и т.д.). Их развитие в процессе обучения позволит студентам создать на патентоспособном уровне инновационный продукт к моменту защиты ими диплома, так как студент-магистрант получит в руки всю методологию для этого (ТРИЗ, AGILE, SCRUM, приемы решения творческих задач, метод «Контрольные вопросы» и т.д.). Проведенное нами исследование направлено на то, чтобы каждый магистрант смог реализовать свои творческие способности в процессе обучения и разработать инновационный патентоспособный продукт. В рамках созданного нами проекта для развития креативности студентов магистратуры использовалась изобретающая программа «Новатор», решающая целый спектр задач, в том числе моделирование и анализ технических проблемных ситуаций, анализ поломок и отказов технических систем, предсказание аварий и диверсий. Использование средств виртуальной реальности позволило расширить знания магистров в химических технологиях. Опрос преподавателей и студентов магистратуры кафедры «Технологии переработки полимеров и композиционных материалов» показал их большую заинтересованность и востребованность в проекте. Тестирование творческих способностей и анкетирование магистрантов для проверки гипотезы нашего эксперимента в экспериментальных и контрольных группах показало их рост в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе показатели изменились незначительно в связи с тем, что развивающий эксперимент не проводился. Таким образом, гипотеза разработанной, внедренной и апробированной модели для развития креативности студентов магистратуры Института полимеров Казанского национального технологического университета на кафедре «Технологии переработки полимеров и композиционных материалов» оказалась подтвержденной. Созданная нами модель может быть тиражирована в дальнейшем во всех инженерных вузах. |
| |
| 1 . Хусаинова Г.Р., Карстина С.Г. Современные подходы к развитию предпринимательских компетенций в рамках инженерных образовательных программ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2024. № 4 (76). С. 243-253. 2 . Хусаинова Г.Р., Галиханов М.Ф. Апробация системы повышения квалификации «Развитие креативности преподавателя инженерного вуза» // Перспективные задачи инженерной науки: Сборник статей XIV Международного научного форума. М., 2023. С. 423-429. 3 . Хусаинова Г.Р. Использование приемов решения творческих задач на занятиях по дисциплине «Деловой иностранный язык (английский)» // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 9 (17). С. 376-379. 4 . Изобретающая программа «Новатор». URL: http://www.method.ru/production/novator/ 5 . Улитин Н.В. и др. Технологические процессы получения и переработки полимерных материалов. Изд-во КНИТУ, 2015. 196 с. 6 . Улитин Н.В. и др. Переработка полимерных материалов: технологии последнего поколения: Учебное пособие. Изд-во КНИТУ, 2018. 124 с. 7 . Бортников В.Г. Производство изделий из пластических масс: Учебное пособие для вузов. Казань: Изд-во «Дом печати», 2004. 311 с. 8 . Республиканский конкурс «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан». URL: https://ivf.tatarstan.ru/50ideas.htm 9 . Программа «УМНИК». URL: https://fasie.ru/programs/programma-umnik/ 10 . Программа «Студенческий стартап». URL: https://fasie.ru/programs/programma-studstartup/ 11 . Хусаинова Г.Р. Формирование навыков командного сотрудничества при изучении иностранного языка у будущих инженеров // Управление устойчивым развитием. 2018. № 5 (18). С. 94-98. |


