Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378.147
Страницы
243-251
Ключевые слова
 

Авторы
Хусаинова Г.Р.
Якимова Ю.Ю.

Место работы
Хусаинова Г.Р.
Казанский национальный исследовательский технологический университетKazan National Research Technological University

Якимова Ю.Ю.
Казанский (Приволжский) федеральный университетKazan (Volga Region) Federal University


Аннотация
Изменение академической среды, подходов к обучению в соответствии с динамичными социоэкономическими изменениями требует как от преподавателя, так и от студента обладания не просто базовыми знаниями, а новым типом мышления, позволяющим очень быстро не только осваивать все новое, но и создавать его. Разработанная и реализованная нами модель развития креативности студентов магистратуры направлена на развитие системного творческого инженерного мышления магистров Института полимеров. Творческие способности - это ключевые профессионально значимые компетенции, о чем свидетельствуют исследования и требования ФОС к компетенциям магистров (ОПК-1 - «Способен организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу, разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок», ОК-3 - «Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала» и т.д.). Их развитие в процессе обучения позволит студентам создать на патентоспособном уровне инновационный продукт к моменту защиты ими диплома, так как студент-магистрант получит в руки всю методологию для этого (ТРИЗ, AGILE, SCRUM, приемы решения творческих задач, метод «Контрольные вопросы» и т.д.). Проведенное нами исследование направлено на то, чтобы каждый магистрант смог реализовать свои творческие способности в процессе обучения и разработать инновационный патентоспособный продукт. В рамках созданного нами проекта для развития креативности студентов магистратуры использовалась изобретающая программа «Новатор», решающая целый спектр задач, в том числе моделирование и анализ технических проблемных ситуаций, анализ поломок и отказов технических систем, предсказание аварий и диверсий. Использование средств виртуальной реальности позволило расширить знания магистров в химических технологиях. Опрос преподавателей и студентов магистратуры кафедры «Технологии переработки полимеров и композиционных материалов» показал их большую заинтересованность и востребованность в проекте. Тестирование творческих способностей и анкетирование магистрантов для проверки гипотезы нашего эксперимента в экспериментальных и контрольных группах показало их рост в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе показатели изменились незначительно в связи с тем, что развивающий эксперимент не проводился. Таким образом, гипотеза разработанной, внедренной и апробированной модели для развития креативности студентов магистратуры Института полимеров Казанского национального технологического университета на кафедре «Технологии переработки полимеров и композиционных материалов» оказалась подтвержденной. Созданная нами модель может быть тиражирована в дальнейшем во всех инженерных вузах.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Хусаинова Г.Р., Карстина С.Г. Современные подходы к развитию предпринимательских компетенций в рамках инженерных образовательных программ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2024. № 4 (76). С. 243-253.
2 . Хусаинова Г.Р., Галиханов М.Ф. Апробация системы повышения квалификации «Развитие креативности преподавателя инженерного вуза» // Перспективные задачи инженерной науки: Сборник статей XIV Международного научного форума. М., 2023. С. 423-429.
3 . Хусаинова Г.Р. Использование приемов решения творческих задач на занятиях по дисциплине «Деловой иностранный язык (английский)» // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 9 (17). С. 376-379.
4 . Изобретающая программа «Новатор». URL: http://www.method.ru/production/novator/
5 . Улитин Н.В. и др. Технологические процессы получения и переработки полимерных материалов. Изд-во КНИТУ, 2015. 196 с.
6 . Улитин Н.В. и др. Переработка полимерных материалов: технологии последнего поколения: Учебное пособие. Изд-во КНИТУ, 2018. 124 с.
7 . Бортников В.Г. Производство изделий из пластических масс: Учебное пособие для вузов. Казань: Изд-во «Дом печати», 2004. 311 с.
8 . Республиканский конкурс «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан». URL: https://ivf.tatarstan.ru/50ideas.htm
9 . Программа «УМНИК». URL: https://fasie.ru/programs/programma-umnik/
10 . Программа «Студенческий стартап». URL: https://fasie.ru/programs/programma-studstartup/
11 . Хусаинова Г.Р. Формирование навыков командного сотрудничества при изучении иностранного языка у будущих инженеров // Управление устойчивым развитием. 2018. № 5 (18). С. 94-98.