КОНЦЕПТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ |
| научная статья | 378.147 | ||
| 236-242 |
| Статья посвящена применению концептной технологии в процессе иноязычной подготовки студентов языковых специальностей. Приводятся определения понятия «концепт» исследователями из разных областей наук, а также показано значение данного понятия для лингводидактики. Целью исследования является разработка концептной технологии при языковой подготовке студентов и описание ее этапов. В предлагаемой нами пятиэтапной технологии представлены приемы и примеры заданий, направленные как на обогащение словарного запаса студентов, так и на сравнение, анализ концептов в родной и изучаемой культуре, а также задания продуктивного характера для тренировки навыков оперирования лексемами-репрезентатами концепта в речи и их оценки. В работе выявлены принципы, на которых базируется представленная технология. Научная новизна исследования заключается в обосновании использования концептной технологии при иноязычной подготовке студентов к ведению межкультурного взаимодействия и формированию толерантного отношения к различиям родной и изучаемой культур путем осознания культурных особенностей и их языкового выражения. |
| |
| 1 . Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Изд-во «ИКАР», 2009. 448 с. 2 . Василенко С.С. Лингводидактический потенциал концептов в обучении иностранным языкам будущих переводчиков // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9. № 3. С. 258-262. 3 . Курганова Н.И. Обучение иностранным языкам на основе лингвокультурных концептов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 7. № 28. С. 117-122. 4 . Хосаинова О.С., Максимкин И.А. Культуроведческая верификация концептов как важный метод развития лексических умений студентов на основе поликультурного подхода при обучении французскому языку // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 6 (103). С. 57-60. 5 . Бахича Э.А. Проблема разграничения терминов «концепт» и «лингвокультурный концепт» // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Филология. История. 2024. № 2. С. 12-16. 6 . Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М.: Языки славянских культур, 2007. 248 с. 7 . Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. М.: Академический проспект, 2004. 982 с. 8 . Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Гнозис, 2003. 375 с. 9 . Попова З.Д. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. 314 с. 10 . Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с. 11 . Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 568 с. 12 . Мишатина Н.Л. Методическая лингвоконцептология: современное состояние и вектор развития // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 3 (31). С. 16-25. 13 . Трегубова Л.С. Подготовка педагога к организации работы по изучению лексики русского языка в условиях многоязычия // Нижегородское образование. 2020. № 1. С. 87-92. 14 . Хусяинова Ю.Н. Методика формирования эмотивной компетенции у студентов бакалавриата в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку: Дис. … к.пед.наук. СПб., 2017. 236 с. 15 . Буранова М.В., Журтова А.З., Шериева Е.М., Теуважукова Р.А. Формирование культуры мира на основе диалога культур // Казанская наука. 2023. № 10. С. 27-29. 16 . Еферова А.Р. Межкультурное взаимодействие как ключевой фактор в изучении иностранных языков // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2024. № 5 (60). С. 56-58. 17 . Барыбина Н.В., Булат Р.Е. Педагогический ресурс дисциплины «Иностранный язык» в формировании способностей выпускников к межкультурному взаимодействию // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2025. № 2 (78). С. 240-250. DOI: 10.52452/18115942_2025_2_240. 18 . Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека // Педагогика. 1997. № 2. С. 43-50. 19 . Фатуева Ю.Н. Методические основы обучения студентов использованию концепта WEATHER в процессе иноязычной коммуникации (на примере языкового вуза) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. № 9. С. 866-873. DOI: 10.30853/ped20240110. |


