Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
377.1
Страницы
226-235
Ключевые слова
 

Авторы
Уманский А.Е.
Житиневич Д.Г.

Место работы
Уманский А.Е.
Балтийский федеральный университет им. И. КантаI. Kant Baltic Federal University

Житиневич Д.Г.
Московский авиационный институт (национального исследовательского университета)Moscow Aviation Institute (National Research University)


Аннотация
Целью настоящего исследования является анализ возможностей применения искусственного интеллекта (ИИ) в преподавании образовательных дисциплин, связанных с программированием. Актуальность темы обусловлена растущей ролью ИИ в образовательной сфере, необходимостью персонализации обучения и адаптации педагогических практик к вызовам цифровой эпохи. В качестве теоретико-методологической основы использованы идеи индивидуализации образования (К. Томлинсон, С. Митра, Л.В. Занков, Г.М. Коджаспирова и др.) и концепты цифровой трансформации обучения (А.А. Ахаян, В.И. Блинов, Н.О. Вербицкая, Е.И. Казакова и др.). Метод исследования включает аналитический обзор современных языковых моделей ИИ (ChatGPT, DeepSeek, Qwen), сравнительный анализ их функциональных характеристик, а также обобщение опыта применения ИИ в отечественных цифровых платформах онлайн-обучения, таких как Stepik и «Яндекс.Практикум». Представлены конкретные сценарии использования ИИ в преподавании програмирования: автоматическая генерация заданий, проверка кода, формирование индивидуальных учебных траекторий, организация симуляций и подготовка к профессиональной деятельности. В качестве результата предлагается модель многопользовательского взаимодействия «преподаватель - студент - ИИ», которая обеспечивает «медиативную» поддержку как студентам, так и преподавателям, геймифицирует содержание и создает прозрачность образовательного процесса. Отмечены как преимущества (гибкость, экономия времени, повышение мотивации студентов), так и ограничения (необходимость этического регулирования, ограниченная многопользовательская функциональность, ограничения использования ChatGPT в РФ) предлагаемой модели. Представленные выводы свидетельствуют о потенциале использования ИИ в преподавании программирования и задают направления для дальнейших исследований, включая разработку стандартов этического использования и повышения цифровой компетентности как преподавателей, так и студентов.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Арсакаев И.Ш., Ильясова К.Х., Орцуева Б.И. Технологии искусственного интеллекта в современном государственном управлении // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 12. С. 790-796.
2 . Кулакова Л.И. Управление инновациями в предпринимательстве на основе функциональных возможностей искусственного интеллекта // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 40 (2). С. 151-156.
3 . Филиппова А.Д. Технологии искусственного интеллекта в торговле // В сборнике: Цифровизация общества: состояние, проблемы, перспективы. 2022. С. 234-241.
4 . Kung T.H. et al. Performance of ChatGPT on USMLE: potential for AI-assisted medical education using large language models // PLoS Digital Health. 2023. V. 2. № 2. Р. e0000198. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pdig.0000198.
5 . Choi J.H. et al. ChatGPT goes to law school // J. Legal Educ. 2021. V. 71. P. 387. DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4335905
6 . Рябов Г.А., Кривоногова Е.В. Тенденции развития искусственного интеллекта в высшем образовании в России и на Западе // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 87-5. С. 156-158.
7 . Мировые тренды образования в российском контексте - 2025. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/edu_global_trends/2025/ (дата обращения: 20.06.2025).
8 . UNESCO AI competency framework for teachers. 2024. 52 p. [Электронный ресурс] // UNESCO. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000391104/PDF/391104eng.pdf.multi (дата обращения: 21.06.2025).
9 . UNESCO AI competency framework for students. 2024. 80 p. [Электронный ресурс] // UNESCO. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000391105/PDF/391105eng.pdf.multi (дата обращения: 22.06.2025).
10 . Stefanova T., Georgiev S. Possibilities for using AI in mathematics education // Mathematics and Education in Mathematics. 2024. V. 53. P. 117-125. DOI: https://doi.org/10.55630/mem.2024.53.117-125.
11 . Wardat Y. et al. Artificial intelligence in education: mathematics teachers’ perspectives, practices and challenges // Iraqi Journal for Computer Science and Mathematics. 2024. V. 5. № 1. P. 60-77. DOI: https://doi.org/10.52866/ijcsm.2024.05.01.004.
12 . Басюк В.А., Гараев Т.К. Эффективность искусственного интеллекта в высшей математике // Вестник НЦ БЖД. 2024. № 3 (61). C. 128-132.
13 . Avila-Chauvet L., Mej?a D., Acosta Quiroz C.O. Chatgpt as a support tool for online behavioral task programming // Available at SSRN 4329020. 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://ssrn.com/abstract=4329020 (дата обращения: 22.06.2025).
14 . Wollowski M. Using ChatGPT to produce code for a typical college-level assignment // AI Magazine. 2023. 44. Р. 129-130. https://doi.org/10.1002/aaai.12086.
15 . Никольский А.Г., Виштак О.В., Очкур Г.В. и др. Искусственный интеллект как инструмент изучения программирования // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2024. № 2. С. 191-197. DOI: 10.24412/2071-6168-2024-2-191-192.
16 . Tomlinson C.A. Everybody's classroom: differentiating for the shared and unique needs of diverse students. Teachers College Press, 2022.
17 . Занков Л.В. К вопросу о соотношении обучения и развития // Психологическая наука и образование. 1996. Т. 1. № 4.
18 . Mitra S., Rana V. Children and the Internet: Experiments with minimally invasive education in India // British Journal of Educational Technology. 2001. V. 32. № 2. Р. 221-232.
19 . Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М.: Всероссийский научно-практический центр профориентации и психологической поддержки населения, 1994. 344 с.
20 . Казакова Е.И. Цифровая трансформация педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 8-14.
21 . Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Изд-во «Перо», 2019. 24 с.
22 . Вербицкая Н.О. Цифровая трансформация непрерывного образования: новый виток развития нейропедагогики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11. № 3. С. 6-20.
23 . Ахаян А.А. Сетевая личность как педагогическое понятие: приглашение к размышлению // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2017. № 8. С. 2560.
24 . Каталог онлайн-курсов - Stepik [Электронный ресурс]. URL: https://stepik.org/catalog (дата обращения: 22.06.2025).
25 . Онлайн-курсы Яндекс Практикум [Электронный ресурс]. URL: https://practicum.yandex.ru/ (дата обращения: 24.06.2025).
26 . Как устроено обучение в Практикуме [Электронный ресурс]. URL: https://practicum.yandex.ru/blog/how-we-teach-and-motivate/?from=main_header-how-we-teach_button (дата обращения: 24.06.2025).
27 . Idrisov B., Schlippe T. Program code generation with generative AIs // Algorithms. 2024. V. 17. № 2. P. 62. https://doi.org/10.3390/a17020062.
28 . Taecharungroj V. «What can ChatGPT do?» Analyzing early reactions to the innovative AI chatbot on Twitter // Big Data and Cognitive Computing. 2023. V. 7. № 1. P. 35. https://doi.org/10.3390/bdcc7010035.
29 . Hasan S., Basak S. Open-source AI-powered optimization in scalene: Advancing python performance profiling with DeepSeek-R1 and LLaMA 3.2 // arXiv preprint arXiv:2502.10299. 2025. DOI: https://doi.org/10.48550/arXiv.2502.10299.
30 . Manik M.M.H. ChatGPT vs. DeepSeek: A Comparative Study on AI-Based Code Generation // arXiv preprint arXiv:2502.18467. 2025. DOI: https://doi.org/10.48550/arXiv.2502.18467.
31 . Zhu Q. et al. Deepseek-coder-v2: Breaking the barrier of closed-source models in code intelligence // arXiv preprint arXiv:2406.11931. 2024. DOI: https://doi.org/10.48550/arXiv.2406.11931.
32 . Bai J. et al. Qwen technical report // arXiv preprint arXiv:2309.16609. 2023. DOI: https://doi.org/10.48550/arXiv.2309.16609.
33 . Hui B. et al. Qwen 2.5-coder technical report // arXiv preprint arXiv:2409.12186. 2024. DOI: https://doi.org/10.48550/arXiv.2409.12186.