Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ВУЗА


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
371.212
Страницы
194-202
Ключевые слова
 

Авторы
Зайцева С.А.
Сосновиков Н.М.
Сосновикова Д.Е.

Место работы
Зайцева С.А.
Шуйский филиал Ивановского государственного университетаShuya Branch of the Ivanovo State University

Сосновиков Н.М.
Шуйский филиал Ивановского государственного университетаShuya Branch of the Ivanovo State University

Сосновикова Д.Е.
МОУ СОШ № 9School № 9


Аннотация
Наличие большого количества педагогических вакансий в школьном образовании и возникший дефицит педагогических кадров в России потребовал реализации ряда мер, направленных на повышение значимости педагогической профессии и ее престижа. Одной из таких мер является открытие по всей стране сети психолого-педагогических классов. На начало 2024/25 учебного года в России открыто более 5000 таких классов. Вузами, осуществляющими подготовку будущих педагогов, регулярно проводятся различного рода мероприятия по привлечению абитуриентов и популяризации педагогической профессии. Особое значение данного рода деятельность приобретает в процессе взаимодействия педагогических вузов с обучающимися психолого-педагогических классов. В статье описывается опыт и приводится оценка результативности взаимодействия обучающихся психолого-педагогических классов Ивановской области с преподавателями и студентами кафедры математики, информатики и методики обучения Шуйского филиала ИвГУ (бывший ШГПУ). Вуз является инициатором и местом проведения регулярных профориентационных мероприятий «Педагогические субботы». Кафедрой ежемесячно для обучающихся психолого-педагогических классов проводятся занятия по информационным технологиям и робототехнике, которые направлены не только на получение ими знаний и развитие их умений в области информационных технологий, но и на развитие у них профессиональной мотивации и популяризацию педагогической профессии. Авторами выделены и описаны основополагающие принципы организации взаимодействия профильных вузов с обучающимися психолого-педагогических классов с целью формирования у школьников профессиональной мотивации: предметность и регулярность образовательных мероприятий для школьников; результативность каждого образовательного мероприятия; привлечение к проведению занятий со школьниками студентов и аспирантов; включение школьников в проектную и конкурсную деятельность вуза. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что интеграция школьников в учебно-воспитательную среду вуза и регулярное их включение в совместную образовательную и проектную деятельность со студентами оказывает положительное влияние на профессиональные ориентиры школьников, нацеливает их на поступление на педагогические специальности в вуз.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Вакансии на должность учитель в России: сайт. Россия, 2025. URL: https://trudvsem.ru/vacancy/search?_title=%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C (дата обращения: 01.08.2025).
2 . Олейников А.А., Пенькова А.С. Дефицит молодых специалистов в сфере образования // Science Time. 2016. № 12 (36). С. 474-478.
3 . Астоянц М.С., Тарасенко Л.В. Социально-профессиональное самочувствие педагогов: почему в российских школах сохраняется дефицит педагогических кадров // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2024. Т. 17. № 2. С. 18-29.
4 . Вагенляйтнер Н.В., Вакула А.П. Исследование специфики продвижения педагогических университетов // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2021. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-spetsifiki-prodvizheniya-pedagogicheskih-universitetov (дата обращения: 25.07.2025).
5 . Васенина А.Ю. Об антропологических основаниях отбора абитуриентов на педагогические направления подготовки // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 5-1. С. 132-137. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39160 (дата обращения: 24.07.2025).
6 . Чэнь Мэнъянь, Сяо Донг. Педагогическое образование // Научно-издательский центр Аспект: сайт. Россия, 2022. URL: https://na-journal.ru/11-2023-pedagogika/6906-pedagogicheskoe-obrazovanie (дата обращения: 25.01.2025).
7 . Лубков А.В. Педагогическое образование России: современное состояние, опыт, проблемы и перспективы // Наука и школа. 2019. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obrazovanie-rossii-sovremennoe-sostoyanie-opyt-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 25.07.2025).
8 . Свешникова А.В., Пехота Е.Н. Педагогическое образование в современных условиях устойчивого развития общества // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»: сайт. Россия, 2025. URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013008905 (дата обращения: 29.07.2025).
9 . Краснов Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. Чебоксары: Чуваш. кн. изд.-во, 1992. 413 с.
10 . План мероприятий («Дорожная карта») по развитию сети профильных психолого-педагогических классов (групп) в субъектах Российской Федерации на 2023-2024 годы (утв. Министерством просвещения РФ 12 апреля 2023 г.): сайт. Россия, 2025. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406669767/ (дата обращения: 24.01.2025).
11 . Концепция профильных психолого-педагогических классов: сайт. Россия, 2025. URL: https://gimnyagan.gosuslugi.ru/netcat_files/150/2468/Kontseptsiya_pedklassov.pdf (дата обращения: 24.07.2025).
12 . Кизилова И.А., Зайцева С.А. Проблемы и перспективы реализации непрерывного профессионального образования в классах психолого-педагогической направленности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2024. № 4 (76). С. 254-259.
13 . Психолого-педагогические классы. URL: https://vk.com/wall-137837657_8806 (дата обращения: 29.07.2025).
14 . II Областной образовательный форум будущих педагогов «Быть учителем»: сайт. Россия, 2025. URL: http://sspu.ru/pages/news/2024/03/26/1.html (дата обращения: 01.08.2025).
15 . Взаимодействие с обучающимися и наставниками психолого-педагогических классов: сайт. Россия, 2025. URL: http://sspu.ru/pages/edu/interaction-psy-ped/index.html (Дата обращения: 19.07.2025).
16 . Кафедра Математики, информатики и методики обучения продолжает проект «Педагогическая суббота»: сайт. Россия, 2025. URL: http://sspu.ru/pages/news/2024/11/13/1.html (дата обращения: 19.07.2025).
17 . Дружинин Н.Е. Словарь по профориентации и психологической поддержке / Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, Томский центр профессиональной ориентации. 2003 год.
18 . Сосновиков Н.М., Зайцева С.А. «Педагогические субботы» как профориентационный проект взаимодействия вуза с обучающимися психолого-педагогических классов // Интеграция педагогической науки и практики в контексте вызовов XXI века: Сборник статей. Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2024. С. 94-99. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_66183464_36809060.pdf (дата обращения: 19.07.2025).
19 . Белов С.В., Белова И.В., Крылова Ю.А., Смирнов В.А. Инновационное взаимодействие вуза и школы в рамках совместной организации проектной деятельности студентов педагогических направлений подготовки и обучающихся общеобразовательных организаций // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 6.
20 . Мотивация профессиональной деятельности Замфир: сайт. Россия, 2025. URL: https://psytests.org/result?v=mplZ1JZ (дата обращения: 25.07.2025).
21 . Федак С.С., Афонин В.Н., Небожук О.Р. и др. Уровень функциональной готовности военнослужащих военного колледжа // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2016. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-funktsionalnoy-gotovnosti-voennosluzhaschih-voennogo-kolledzha (дата обращения: 04.08.2025).
22 . Якимов О.Г. Педагогические классы как социокультурный и социально-экономический феномен в историческом аспекте // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2020. № 2 (107). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-klassy-kak-sotsiokulturnyy-i-sotsialno-ekonomicheskiy-fenomen-v-istoricheskim-aspekte (дата обращения: 24.07.2025).