РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ВУЗА |
| научная статья | 371.212 | ||
| 194-202 |
| Наличие большого количества педагогических вакансий в школьном образовании и возникший дефицит педагогических кадров в России потребовал реализации ряда мер, направленных на повышение значимости педагогической профессии и ее престижа. Одной из таких мер является открытие по всей стране сети психолого-педагогических классов. На начало 2024/25 учебного года в России открыто более 5000 таких классов. Вузами, осуществляющими подготовку будущих педагогов, регулярно проводятся различного рода мероприятия по привлечению абитуриентов и популяризации педагогической профессии. Особое значение данного рода деятельность приобретает в процессе взаимодействия педагогических вузов с обучающимися психолого-педагогических классов. В статье описывается опыт и приводится оценка результативности взаимодействия обучающихся психолого-педагогических классов Ивановской области с преподавателями и студентами кафедры математики, информатики и методики обучения Шуйского филиала ИвГУ (бывший ШГПУ). Вуз является инициатором и местом проведения регулярных профориентационных мероприятий «Педагогические субботы». Кафедрой ежемесячно для обучающихся психолого-педагогических классов проводятся занятия по информационным технологиям и робототехнике, которые направлены не только на получение ими знаний и развитие их умений в области информационных технологий, но и на развитие у них профессиональной мотивации и популяризацию педагогической профессии. Авторами выделены и описаны основополагающие принципы организации взаимодействия профильных вузов с обучающимися психолого-педагогических классов с целью формирования у школьников профессиональной мотивации: предметность и регулярность образовательных мероприятий для школьников; результативность каждого образовательного мероприятия; привлечение к проведению занятий со школьниками студентов и аспирантов; включение школьников в проектную и конкурсную деятельность вуза. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что интеграция школьников в учебно-воспитательную среду вуза и регулярное их включение в совместную образовательную и проектную деятельность со студентами оказывает положительное влияние на профессиональные ориентиры школьников, нацеливает их на поступление на педагогические специальности в вуз. |
| |
| 1 . Вакансии на должность учитель в России: сайт. Россия, 2025. URL: https://trudvsem.ru/vacancy/search?_title=%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C (дата обращения: 01.08.2025). 2 . Олейников А.А., Пенькова А.С. Дефицит молодых специалистов в сфере образования // Science Time. 2016. № 12 (36). С. 474-478. 3 . Астоянц М.С., Тарасенко Л.В. Социально-профессиональное самочувствие педагогов: почему в российских школах сохраняется дефицит педагогических кадров // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2024. Т. 17. № 2. С. 18-29. 4 . Вагенляйтнер Н.В., Вакула А.П. Исследование специфики продвижения педагогических университетов // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2021. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-spetsifiki-prodvizheniya-pedagogicheskih-universitetov (дата обращения: 25.07.2025). 5 . Васенина А.Ю. Об антропологических основаниях отбора абитуриентов на педагогические направления подготовки // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 5-1. С. 132-137. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39160 (дата обращения: 24.07.2025). 6 . Чэнь Мэнъянь, Сяо Донг. Педагогическое образование // Научно-издательский центр Аспект: сайт. Россия, 2022. URL: https://na-journal.ru/11-2023-pedagogika/6906-pedagogicheskoe-obrazovanie (дата обращения: 25.01.2025). 7 . Лубков А.В. Педагогическое образование России: современное состояние, опыт, проблемы и перспективы // Наука и школа. 2019. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obrazovanie-rossii-sovremennoe-sostoyanie-opyt-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 25.07.2025). 8 . Свешникова А.В., Пехота Е.Н. Педагогическое образование в современных условиях устойчивого развития общества // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»: сайт. Россия, 2025. URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013008905 (дата обращения: 29.07.2025). 9 . Краснов Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. Чебоксары: Чуваш. кн. изд.-во, 1992. 413 с. 10 . План мероприятий («Дорожная карта») по развитию сети профильных психолого-педагогических классов (групп) в субъектах Российской Федерации на 2023-2024 годы (утв. Министерством просвещения РФ 12 апреля 2023 г.): сайт. Россия, 2025. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406669767/ (дата обращения: 24.01.2025). 11 . Концепция профильных психолого-педагогических классов: сайт. Россия, 2025. URL: https://gimnyagan.gosuslugi.ru/netcat_files/150/2468/Kontseptsiya_pedklassov.pdf (дата обращения: 24.07.2025). 12 . Кизилова И.А., Зайцева С.А. Проблемы и перспективы реализации непрерывного профессионального образования в классах психолого-педагогической направленности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2024. № 4 (76). С. 254-259. 13 . Психолого-педагогические классы. URL: https://vk.com/wall-137837657_8806 (дата обращения: 29.07.2025). 14 . II Областной образовательный форум будущих педагогов «Быть учителем»: сайт. Россия, 2025. URL: http://sspu.ru/pages/news/2024/03/26/1.html (дата обращения: 01.08.2025). 15 . Взаимодействие с обучающимися и наставниками психолого-педагогических классов: сайт. Россия, 2025. URL: http://sspu.ru/pages/edu/interaction-psy-ped/index.html (Дата обращения: 19.07.2025). 16 . Кафедра Математики, информатики и методики обучения продолжает проект «Педагогическая суббота»: сайт. Россия, 2025. URL: http://sspu.ru/pages/news/2024/11/13/1.html (дата обращения: 19.07.2025). 17 . Дружинин Н.Е. Словарь по профориентации и психологической поддержке / Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, Томский центр профессиональной ориентации. 2003 год. 18 . Сосновиков Н.М., Зайцева С.А. «Педагогические субботы» как профориентационный проект взаимодействия вуза с обучающимися психолого-педагогических классов // Интеграция педагогической науки и практики в контексте вызовов XXI века: Сборник статей. Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2024. С. 94-99. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_66183464_36809060.pdf (дата обращения: 19.07.2025). 19 . Белов С.В., Белова И.В., Крылова Ю.А., Смирнов В.А. Инновационное взаимодействие вуза и школы в рамках совместной организации проектной деятельности студентов педагогических направлений подготовки и обучающихся общеобразовательных организаций // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 6. 20 . Мотивация профессиональной деятельности Замфир: сайт. Россия, 2025. URL: https://psytests.org/result?v=mplZ1JZ (дата обращения: 25.07.2025). 21 . Федак С.С., Афонин В.Н., Небожук О.Р. и др. Уровень функциональной готовности военнослужащих военного колледжа // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2016. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-funktsionalnoy-gotovnosti-voennosluzhaschih-voennogo-kolledzha (дата обращения: 04.08.2025). 22 . Якимов О.Г. Педагогические классы как социокультурный и социально-экономический феномен в историческом аспекте // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2020. № 2 (107). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-klassy-kak-sotsiokulturnyy-i-sotsialno-ekonomicheskiy-fenomen-v-istoricheskim-aspekte (дата обращения: 24.07.2025). |


