ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ РУССКИХ ПОСЛОВИЦ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ВОСПРИЯТИЯ СОВРЕМЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ - ЮНОШАМИ И ДЕВУШКАМИ |
| научная статья | 378.4 | ||
| 186-193 |
| Обсуждается восприятие студентами традиционных русских пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки отражают мудрость народа, все сферы, все черты и свойства человеческой натуры. Но современная студенческая молодежь зачастую не понимает и не признает их метафорического и аксиологического смысла. Анализ восприятия студентами русских пословиц показал, что в целом молодежь принимает такие традиционные российские ценности, как гуманизм, справедливость, созидательный труд, взаимопомощь и взаимоуважение, что обусловливает основные направления воспитательной работы в средней и высшей школе. Выяснено, что имеются различия в восприятии пословиц юношами и девушками, прежде всего в отношении к труду и браку. Юноши более придерживаются стереотипов патриархального общества, а молодые женщины зачастую отвергают их, что не способствует их стремлению вступить в брак. Данная тенденция не может считаться положительной и должна учитываться в воспитательной работе. |
| |
| 1 . Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2030 года / Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания», Институт воспитания. URL: https://677f9232dbf5d315262788.pdf (дата обращения: 30.09.2025). 2 . Пономарева О.Н. Народные традиции в экологическом образовании (из опыта работы): Учебно-методическое пособие. Пенза: ПГПУ, 2003. 25 с. 3 . Панфёров В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. СПб.: Речь, 2009. 431 с. 4 . Дубовицкая Т.Д., Тулитбаева Г.Ф. Пословицы как стимульный материал для создания психодиагностических методик // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. T. 9. № 1. С. 84-89. 5 . Морозова Л.А. Идейно-художественная ценность русских народных пословиц: Автореф. дис. к. филол. наук. М.: МГУ, 1974. 17 с. 6 . Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М.: Знание, 1975. 75 с. 7 . Соболева О.В. О понимании мини-текста, или Пословица век не сломится // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 46-52. 8 . Петрова С.М. Использование пословиц для изучения ценностных отношений школьников // Психология человека в образовании. 2019. Т. 1. № 3. С. 306-314. 9 . Зейгарник Б.В. К проблеме понимания переносного смысла слов или предложений при патологических изменениях мышления // Новое в учении об апраксии, агнозии, афазии. М.; Л., 1934. 112 с. 10 . Моисеева А.А. Психологические возможности метода пословиц в исследовании психики и личности человека // Вестник Новгородского государственного университета. 2013. № 74. Т. 2. С. 85-88. 11 . Арестова О.Н. Диагностика мотивационного конфликта личности с помощью метода пиктограмм // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 161-170. 12 . Петрова С.М. Психологические функции пословиц в жизни и деятельности личности // Мир науки. Педагогика и психология, 2020. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/24PSMN320.pdf (дата обращения: 28.09.2025). 13 . Леонтьев Д.А., Тарвид Е.В., Осин Е.Н. Пословицы как выражение ценностного аспекта мировоззрения личности: экспериментальное исследование неклассического круга // Деятельный ум: от гуманитарной методологии к гуманитарным практикам: Материалы Международного конгресса, посвященного 80-летию со дня рождения А.А. Леонтьева (Москва, 23-26 мая 2016 г.) Часть 2 / Ред. коллегия: А.Г. Асмолов (отв. ред.), Д.А. Леонтьев, А.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2016. 14 . Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 207 с. 15 . Егорова У.Г. Педагогическая психодиагностика: Учебное пособие. Самара: Изд-во Самарского университета, 2021. 88 с. 16 . Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности [Электронный ресурс]: Метод. рекомендации для студентов, обуч. по специальностям 1-86 01 01 «Социальная работа (по направлениям)» и 1-23 01 04 «Психология» / Сост. Е.Д. Беспанская-Павленко. Минск: БГУ, 2013. С. 34-37. https://elib.bsu.by/handle/123456789/105002 (дата обращения: 28.09.2025). |


