Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ РУССКИХ ПОСЛОВИЦ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ВОСПРИЯТИЯ СОВРЕМЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ - ЮНОШАМИ И ДЕВУШКАМИ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378.4
Страницы
186-193
Ключевые слова
 

Авторы
Гапонова С.А.
Дятлова К.Д.

Место работы
Гапонова С.А.
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. МининаKozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Дятлова К.Д.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhny Novgorod


Аннотация
Обсуждается восприятие студентами традиционных русских пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки отражают мудрость народа, все сферы, все черты и свойства человеческой натуры. Но современная студенческая молодежь зачастую не понимает и не признает их метафорического и аксиологического смысла. Анализ восприятия студентами русских пословиц показал, что в целом молодежь принимает такие традиционные российские ценности, как гуманизм, справедливость, созидательный труд, взаимопомощь и взаимоуважение, что обусловливает основные направления воспитательной работы в средней и высшей школе. Выяснено, что имеются различия в восприятии пословиц юношами и девушками, прежде всего в отношении к труду и браку. Юноши более придерживаются стереотипов патриархального общества, а молодые женщины зачастую отвергают их, что не способствует их стремлению вступить в брак. Данная тенденция не может считаться положительной и должна учитываться в воспитательной работе.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2030 года / Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания», Институт воспитания. URL: https://677f9232dbf5d315262788.pdf (дата обращения: 30.09.2025).
2 . Пономарева О.Н. Народные традиции в экологическом образовании (из опыта работы): Учебно-методическое пособие. Пенза: ПГПУ, 2003. 25 с.
3 . Панфёров В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. СПб.: Речь, 2009. 431 с.
4 . Дубовицкая Т.Д., Тулитбаева Г.Ф. Пословицы как стимульный материал для создания психодиагностических методик // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. T. 9. № 1. С. 84-89.
5 . Морозова Л.А. Идейно-художественная ценность русских народных пословиц: Автореф. дис. к. филол. наук. М.: МГУ, 1974. 17 с.
6 . Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М.: Знание, 1975. 75 с.
7 . Соболева О.В. О понимании мини-текста, или Пословица век не сломится // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 46-52.
8 . Петрова С.М. Использование пословиц для изучения ценностных отношений школьников // Психология человека в образовании. 2019. Т. 1. № 3. С. 306-314.
9 . Зейгарник Б.В. К проблеме понимания переносного смысла слов или предложений при патологических изменениях мышления // Новое в учении об апраксии, агнозии, афазии. М.; Л., 1934. 112 с.
10 . Моисеева А.А. Психологические возможности метода пословиц в исследовании психики и личности человека // Вестник Новгородского государственного университета. 2013. № 74. Т. 2. С. 85-88.
11 . Арестова О.Н. Диагностика мотивационного конфликта личности с помощью метода пиктограмм // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 161-170.
12 . Петрова С.М. Психологические функции пословиц в жизни и деятельности личности // Мир науки. Педагогика и психология, 2020. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/24PSMN320.pdf (дата обращения: 28.09.2025).
13 . Леонтьев Д.А., Тарвид Е.В., Осин Е.Н. Пословицы как выражение ценностного аспекта мировоззрения личности: экспериментальное исследование неклассического круга // Деятельный ум: от гуманитарной методологии к гуманитарным практикам: Материалы Международного конгресса, посвященного 80-летию со дня рождения А.А. Леонтьева (Москва, 23-26 мая 2016 г.) Часть 2 / Ред. коллегия: А.Г. Асмолов (отв. ред.), Д.А. Леонтьев, А.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2016.
14 . Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
15 . Егорова У.Г. Педагогическая психодиагностика: Учебное пособие. Самара: Изд-во Самарского университета, 2021. 88 с.
16 . Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности [Электронный ресурс]: Метод. рекомендации для студентов, обуч. по специальностям 1-86 01 01 «Социальная работа (по направлениям)» и 1-23 01 04 «Психология» / Сост. Е.Д. Беспанская-Павленко. Минск: БГУ, 2013. С. 34-37. https://elib.bsu.by/handle/123456789/105002 (дата обращения: 28.09.2025).