ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ТОРГОВОГО ДЕЛА В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ МНОГОПРОФИЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА |
| научная статья | 377 | ||
| 181-185 |
| Статья посвящена рассмотрению реалий и перспектив профессиональной подготовки специалистов торгового дела в информационной среде многопрофильного колледжа. Рассмотрены характеристики информационной образовательной среды многопрофильного колледжа, проведен анализ профессиональных стандартов специалистов торгового дела, проведено анкетирование для выявления дисбаланса между теоретическими знаниями и практическими навыками студентов по работе с программным обеспечением и способностью применять их в профессиональной среде. Обучающиеся могут самостоятельно использовать цифровые инструменты для решения задач, что указывает на недостаточную практическую направленность обучения. Предлагается модель формирования информационной образовательной среды, ориентированной на контекстуальное освоение технологий через междисциплинарные проекты, симуляционные кейсы и рефлексивные практики. Она предполагает перестройку учебных модулей, вовлечение работодателей и создание условий для безопасного профессионального эксперимента с использованием ИИ-тренаж?ров. Подчеркивается, что информационная среда должна стать пространством становления профессионала, а не просто набором цифровых сервисов. |
| |
| 1 . Гребнев Л.С. Высшее образование в России: тренды цифровой трансформации // Universum: экономика и юриспруденция. 2021. № 5-3 (80). С. 25-28. 2 . Ворсина Е.В., Савельева М.Г. Моделирование междисциплинарного педагогического взаимодействия в вузе // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. № 2. С. 209-216. 3 . Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 № 39210) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_187278/ (дата обращения: 10.08.2025). 4 . Приказ Минпросвещения России от 19.07.2023 № 548 (ред. от 03.07.2024) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.08 Торговое дело» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2023 № 74906) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_455379/ (дата обращения: 08.08.2025). 5 . Приказ Минтруда России от 02.04.2024 № 172н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области товароведения и товарной (товароведческой, товароведной) экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2024 № 78127) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_476416/ (дата обращения: 08.08.2025). 6 . Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. № 2. С. 15-27. 7 . Абазова М.Х., Коджешау М.Ю. Цифровая трансформация образования: новые вызовы и возможности // Педагогика и просвещение. 2023. № 1. С. 1-12. 8 . Иванова Е.А. Цифровизация образования: современные тренды и перспективы // Высшее образование сегодня. 2022. № 4. С.12-18. 9 . Михайлина М.Ю., Федотова Е.П. Цифровизация образования: опыт, проблемы и риски дистанционного обучения. Саратов, 2020. 26 с. 10 . Кузнецов А.А., Семенова И.Н. Формирование профессиональных компетенций у студентов торгового профиля с использованием цифрового двойника предприятия // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2023. Т. 15. № 4. С. 69-80. 11 . Родионов М.А. Организация практических занятий по дисциплине «Финансовые риски» для студентов экономических специальностей [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 82-4. С. 344-346. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67963163 (дата обращения: 25.09.2025). 12 . Богомолова Е.В., Сорокопуд Ю.В. Цифровые компетенции педагога в условиях трансформации образования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 54-67. 13 . Родионов М.А., Акимова И.В., Крюков К.В. Направления применения иммерсивных технологий в профессиональной подготовке специалистов: постановка проблемы // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 85 (2). С. 302-305. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.pnzgu.ru/library/1730911108 (дата обращения: 11.09.2025). 14 . Панарина Н.А., Белова Е.А. Оценка эффективности внедрения цифровых инструментов в образовательный процесс колледжа // Педагогические измерения. 2024. № 1. С. 45-55. 15 . Петров Д.С. Информационные технологии в профессиональном обучении. М.: Изд-во «Просвещение», 2021. 16 . Приказ Минтруда России от 22.04.2021 № 276н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по качеству» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2021 № 63608) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_385096/ (дата обращения: 25.08.2025). |


