Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ВОЛОНТЕР МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА: СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ И ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316
Страницы
159-170
Ключевые слова
 

Авторы
Мазанова А.Е.

Место работы
Мазанова А.Е.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Приволжский исследовательский медицинский университетLobachevsky State University of Nizhny Novgorod; Volga Region Research Medical University


Аннотация
Актуальность исследования обусловлена ключевой ролью студентов-медиков в волонтерских практиках здравоохранения. Анализ социодемографических характеристик, социальных практик, ожиданий и барьеров важен для раскрытия механизмов воспроизводства волонтерства в образовательной и профессиональной среде. Цель исследования - выделить ключевые характеристики и факторы участия студентов-волонтеров медицинских вузов. Анализируются результаты анкетного опроса 809 студентов 1-6 курсов медицинских вузов России: из них 618 волонтеров и 191 студент, не занятый в волонтерстве. Анализ результатов выполнен с помощью дескриптивной статистики; для анализа различий качественных данных в группах использовались таблицы сопряженности и критерий ?? Пирсона. Волонтерам по сравнению с студентами, не занятыми в волонтерстве, чаще приходилось переезжать для обучения в вузе; они существенно реже проживали в городах-миллионниках; чаще занимались волонтерством до вуза, и среди них выше доля волонтерства друзей и семьи. Больше всего в волонтерство вовлечены студенты первых курсов обучения (49%) и лечебного факультета, только 22% совмещают волонтерство от вуза и другие добровольческие практики. Средний возраст волонтера - 20 лет. Отмечен гендерный дисбаланс (87% женщин). Ранний старт вузовского волонтерства и высокая доля иногородних студентов-волонтеров демонстрируют роль волонтерства как инструмента интеграции. Выражена профессиональная и социальная преемственность: 56% из медицинских семей, 55% были волонтерами до вуза, у 48% в волонтерство вовлечены друзья, у 21% - родители. В профессионально ориентированном волонтерстве предпочитаемы: медпомощь (59%), просвещение (47%), научные исследования (47%). Популярные универсальные практики: молодежные мероприятия (57%), экология (44%). 80% волонтеров ведут учет волонтерских часов, и 92% считают важным получить дополнительные баллы при поступлении в ординатуру, 65% готовы указать опыт волонтерства в резюме . Основные причины отказа: нехватка времени на учебу (85%) и работу (44%); наименее значимо отсутствие общественного признания и поддержки семьи (по 5%).

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Майборода А., Саблина А., Ясавеев И. Государство для молодежи или молодежь для государства: дискурсы молодежной политики в странах Европейского союза и России // Социологическое обозрение. 2021. № 3. С. 71-97.
2 . Распоряжение Правительства РФ от 17.08.2024 № 2233-р (ред. от 08.05.2025) «Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_484654/ (дата обращения: 04.08.2025).
3 . Базуева Е.В., Артамонова А.С. Диффузия волонтерства за рубежом и в России: культурные основания, оценка барьеров, технологии интенсификации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 6. С. 240-257.
4 . Peric J., Leko Simic M., Pevnaya M.V., Sharma E. Generation Z and volunteering: a national culture perspective // Образование и наука. 2021. № 1. С. 44-72.
5 . Певная М.В., Тарасова А.Н., Телепаева Д.Ф. Волонтерское неучастие студентов, или Как эффективно организовать обучение добровольчеству в российских университетах // Университетское управление: практика и анализ. 2023. Т. 27. № 2. С. 59-74.
6 . Певная М.В., Тарасова А.Н., Телепаева Д.Ф., Черникова-Бука М. Волонтерская деятельность учащейся молодежи: социальная значимость и основания мотивированного отказа // Образование и наука. 2022. № 10. С. 200-230.
7 . Мазанова А.Е. Структура поля волонтерства в медицинских вузах России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2024. № 1 (73). С. 135-144.
8 . Семенова О.А. Особенности волонтерской деятельности в медицинском университете // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 9 (87). Ч. 2. С. 24-27.
9 . Прохорова М.В., Чепьюк О.Р., Мазанова А.Е. и др. Обучение служением в медицинском вузе: основные подходы к проектированию дисциплины // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 8-9. С. 42-62.
10 . Haidar A., Erickson S.G., Champagne-Langabee T. Medical Students’ Participation in Longitudinal Community Service During Preclerkship Years: A Qualitative Study on Experiences and Perceived Outcomes // Journal of Medical Education and Curricular Development. 2020. № 7. DOI: 10.1177/2382120520936610.
11 . Золин И.Е., Иудин А.А., Мазанова А.Е. Волонтерство в медицинском вузе как элемент профессионального развития // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 15. № 3. С. 83-99.
12 . Костикова Л.П., Сиваков М.А., Илюшина А.В. Формирование профессиональной идентичности: предпочтения и оценки студентов медицинского вуза // Перспективы науки и образования. 2023. № 2 (62). С. 85-101.
13 . Стародубцев В.А. Практикоцентрированное обучение в высшей школе // Высшее образование в России. 2021. № 5. С. 75-87.
14 . Шкрумяк А.Р., Ананченкова П.И. Медицинское волонтерство в социально ориентированной практике студентов-медиков в период пандемии COVID-19 // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020. № 11-12. С. 73-78.
15 . Cerbin-Koczorowska M.; Przymusza?a P.; Klos M. et al. Potential of Volunteering in Formal and Informal Medical Education - A Theory-Driven Cross-Sectional Study with Example of the COVID-19 Pandemic // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19. № 24. 16955. DOI: 10.3390/ijerph192416955.
16 . Певная М.В., Кульминская А.В., Широкова Е.А., Шуклина Е.А. Волонтерское участие молодежи в период пандемии: портрет героя сложного времени // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 3. С. 492-510.
17 . Хаджиалиев К.И., Айгубов Л.С. Роль волонтерской деятельности в воспитании социальной активности молодежи // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2015. № 3 (32). С. 69-75.
18 . Umar T.P., Samudra M.G., Nashor K.M.N. et al. Health Professional Student's Volunteering Activities during the COVID-19 Pandemic: A Systematic Literature Review // Frontiers in Medicine. 2022. № 9. 797153. DOI: 10.3389/fmed.2022.797153.
19 . Sikora J., Green J. Gifts as gains? The impact of volunteering on young people’s educational and occupational attainment in Australia // Australian Journal of Education. 2020. Vol. 64. № 2. P. 177-194. DOI: 10.1177/0004944120910813.
20 . Денисова О.А., Денисов А.П., Дробышев В.В. Позиция студентов-медиков по отношению к участию в волонтерском движении (по результатам социологического опроса) // Здоровье населения и среда обитания. 2022. Т. 30. № 12. С. 24-29.
21 . Qvist H.P., Munk M.D. The individual economic returns to volunteering in work life // European Sociological Review. 2018. Vol. 34. № 2. P. 198-210. DOI: 10.1093/esr/jcy004.
22 . Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.: А.Т. Бикбов, К.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкина, Н.А. Шматко; Отв. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.
23 . Женщины и мужчины России. 2024: Стат. сборник. М.: Росстат, 2024. 176 с.
24 . Численность студентов по направлениям подготовки 2023-2024 г. / Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 01.04.2025).
25 . Развитие добровольческого движения в России: статистический анализ. Информационно-аналитический материал, 2020 // Официальный сайт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/analitika/volunteers.pdf (дата обращения: 01.04.2025).
26 . Ермилова А.В., Исакова И.А. Гендерно-территориальные и возрастные особенности реализации волонтерской деятельности: социологический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. № 1 (61). С. 90-96.
27 . Мансуров В.А., Иванова Е.Ю., Колесникова Е.М. и др. Профессиональные династии как социальный ресурс и социально-культурный капитал: направления исследования // Россия реформирующаяся. 2022. № 20. С. 149-175.
28 . Петухов В.В. Российская молодежь и ее роль в трансформации общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 119-138.
29 . Постановление Правительства РФ от 17 августа 2019 г. № 1067 «О единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства)». Полномочия по формированию и ведению системы осуществляет ассоциация волонтерских центров, некоммерческих организаций и институтов общественного развития «Добро.рф» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72640822/ (дата обращения: 04.08.2025).
30 . Методические рекомендации по учету добровольческой (волонтерской) деятельности при поступлении в ординатуру. Текст: электронный // Сайт Федерального центра поддержки добровольчества и наставничества в сфере охраны здоровья Минздрава России [Электронный ресурс]. URL: https://фцпдн/volunteers/ (дата обращения: 01.04.2025).
31 . Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 мая 2017 г. № 212н «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры» // Правовой сайт «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_217931/ (дата обращения: 01.04.2025).