ТИПЫ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ПЕРСПЕКТИВ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ |
| научная статья | 316 | ||
| 151-158 |
| Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью специфики создания инноваций и внутренних факторов, в том числе креативности, способствующих или препятствующих их развитию. Используется микросоциологический подход с позиций теории ситуационной креативности, согласно которой креативность проявляется в деятельности индивидов, развертывающейся в проблемной ситуации, и детерминируется совокупностью ценностных и мотивационных условий ее реализации. Анализ базируется на эмпирических данных опроса студенческой молодежи наиболее значимых университетов ряда столичных и нестоличных регионов (N=850). Использованы процедуры кластерного и корреляционного анализа. Обнаружено, что, несмотря на распространенность в среде университетов различных видов креативных практик, пятая часть студентов остается не вовлеченной в креативную и инновационную деятельность, а распространенность изобретательской и предпринимательской активности студенчества - невысокой. Выявлено пять типов креативности студенческой молодежи, различающихся своим ценностно-мотивационным и социально-демографическим бэкграундом. Среди них выделены типы, обладающие наиболее существенным инновационным потенциалом, то есть имеющие выраженные ориентации на предпринимательство и высокую креативную социальную активность: кластер 1 «Практичные профессионалы», кластер 2 «Амбициозные предприниматели», кластер 4 «Индивидуалисты с идеями». Доказано, что ценностные ориентации являются существенными предикторами креативности и предпринимательских намерений: студенты, для которых значимо материальное благополучие и комфортные условия жизни, чаще ориентированы на предпринимательство. Те, кто ценит творческую самореализацию и социальный вклад, склонны к участию в социально значимых проектах. |
| |
| 1 . Cunningham S., McCutcheon M. Rearticulating the Creative Industries-STEM Relationship: the Case of Innovation Precincts in South Australia // Creative Industries Journal. 2023. № 16. P. 22-41. 2 . Karwowski M., Kaufman S.B. The Creative Self: Effect of Beliefs, Self-Efficacy, and Motivation on Creative Potential // In: The Cambridge handbook of creativity / J.C. Kaufman, J. Baer (Eds.) Academic Press, 2017. P. 517-542. 3 . Snowball J.D., Tarentaal D., Sapsed J. Innovation and Diversity in the Digital Cultural and Creative Industries // Journal of Cultural Economics. 2021. № 45. P. 705-733. 4 . Zhao Y., Li Q., Lin Z. Toward Cultural and Creative Industry: Chinese eSports through a Business Ecosystem Lens // Journal of Cultural Economy. 2023. № 16 (2). P. 260-276. 5 . Казакова М.В. Культурные и креативные индустрии: границы понятий // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 11. С. 2875-2898. 6 . Zhang Y., Sangsawang T., Vipahasna P.P. Assessing Factors and Simulating Innovation: A Study of Innovative Capacities Among Data Science Professionals in China // Journal of Applied Data Sciences. 2023. Vol. 4. № 3. P. 213-226. 7 . Escandon-Quintanilla M.L. Effects of Data Exploration and Use of Data Mining Tools to Extract Knowledge from Databases (KDD) in Early Stages of the Engineering Design Process (EDP) // Manuscript-Based Thesis Presented to ?cole de Technologie Sup?rieure in Partial Fulfillement for The Degree of Doctor of Philosophy Ph.D. Montreal. June 5. 2017. URL: https://core.ac.uk/reader/85163525 (accessed: 20.04.2025). 8 . Соколов А. Институты развития провалили инновации // Ведомости. 2 марта 2021 г. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/03/01/859742-instituti-razvitiya (дата обращения: 20.11.2023). 9 . Карачаровский В.В., Шкаратан О.И. Разные цели одного общества // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 5-17. 10 . Mabiala G., Linskiy D.V., Amirova E.F. Human Capital Quality and its Impact on Economic Growth of Russian Regions // MIR (Modernization. Innovation. Research). 2023. Vol. 14. № 4. P. 654-679. 11 . Шумпетер Й. Теория экономического развития: капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2008. 864 с. 12 . Mansfield E. The economics of technological change // Scientific American. 1981. Vol. 244 (1). P. 128-138. 13 . Дидковская Я.В., Нотман О.В., Трынов Д.В., Лугин Д.А. Молодежные креативные локальности в среде мегаполиса: условия и барьеры развития // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 78. С. 168-178. 14 . Йоас Х. Креативность действия. СПб.: Алетейя: Историческая книга, 2005. 319 с. 15 . Florida R. The Rise of the Creative Class and How It's Transforming Work, Leisure and Everyday Life. Basic Books, 2002. 237 p. 16 . Йоас Х. Действие - это состояние, в котором существуют людей в мире // Социологические исследования. 2010. № 8. С. 112-122. 17 . Amabile T., Pratt M. The Dynamic Componential Model of Creativity and Innovation in Organizations: Making Progress, Making Meaning // Research in Organizational Behavior. 2016. Vol. 36. P. 157-183. 18 . Ушенков Е.Е. Установки современной молодежи на инновационную деятельность: по материалам социологических исследований // Дискурс. 2021. № 7 (3). С. 80-88. 19 . Berg D.B., Balungu D.M., Shelomentsev A.G., Goncharova K.S. Experimental Trajectories of Convergence and Divergence Processes of Russian Regions Population Incomes Inequality // Journal of Applied Economic Research. 2024. Vol. 23. № 2. Р. 364-393. 20 . Орешков В.И. Выбор числа кластеров в алгоритме k-средних с использованием энтропии кластерных решений // Вестник Рязанского государственного радиотехнического университета. 2021. № 77. С. 81-92. |


