Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ТИПЫ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ПЕРСПЕКТИВ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316
Страницы
151-158
Ключевые слова
 

Авторы
Лугин Д.А.

Место работы
Лугин Д.А.
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. ЕльцинаUral Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin


Аннотация
Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью специфики создания инноваций и внутренних факторов, в том числе креативности, способствующих или препятствующих их развитию. Используется микросоциологический подход с позиций теории ситуационной креативности, согласно которой креативность проявляется в деятельности индивидов, развертывающейся в проблемной ситуации, и детерминируется совокупностью ценностных и мотивационных условий ее реализации. Анализ базируется на эмпирических данных опроса студенческой молодежи наиболее значимых университетов ряда столичных и нестоличных регионов (N=850). Использованы процедуры кластерного и корреляционного анализа. Обнаружено, что, несмотря на распространенность в среде университетов различных видов креативных практик, пятая часть студентов остается не вовлеченной в креативную и инновационную деятельность, а распространенность изобретательской и предпринимательской активности студенчества - невысокой. Выявлено пять типов креативности студенческой молодежи, различающихся своим ценностно-мотивационным и социально-демографическим бэкграундом. Среди них выделены типы, обладающие наиболее существенным инновационным потенциалом, то есть имеющие выраженные ориентации на предпринимательство и высокую креативную социальную активность: кластер 1 «Практичные профессионалы», кластер 2 «Амбициозные предприниматели», кластер 4 «Индивидуалисты с идеями». Доказано, что ценностные ориентации являются существенными предикторами креативности и предпринимательских намерений: студенты, для которых значимо материальное благополучие и комфортные условия жизни, чаще ориентированы на предпринимательство. Те, кто ценит творческую самореализацию и социальный вклад, склонны к участию в социально значимых проектах.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Cunningham S., McCutcheon M. Rearticulating the Creative Industries-STEM Relationship: the Case of Innovation Precincts in South Australia // Creative Industries Journal. 2023. № 16. P. 22-41.
2 . Karwowski M., Kaufman S.B. The Creative Self: Effect of Beliefs, Self-Efficacy, and Motivation on Creative Potential // In: The Cambridge handbook of creativity / J.C. Kaufman, J. Baer (Eds.) Academic Press, 2017. P. 517-542.
3 . Snowball J.D., Tarentaal D., Sapsed J. Innovation and Diversity in the Digital Cultural and Creative Industries // Journal of Cultural Economics. 2021. № 45. P. 705-733.
4 . Zhao Y., Li Q., Lin Z. Toward Cultural and Creative Industry: Chinese eSports through a Business Ecosystem Lens // Journal of Cultural Economy. 2023. № 16 (2). P. 260-276.
5 . Казакова М.В. Культурные и креативные индустрии: границы понятий // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 11. С. 2875-2898.
6 . Zhang Y., Sangsawang T., Vipahasna P.P. Assessing Factors and Simulating Innovation: A Study of Innovative Capacities Among Data Science Professionals in China // Journal of Applied Data Sciences. 2023. Vol. 4. № 3. P. 213-226.
7 . Escandon-Quintanilla M.L. Effects of Data Exploration and Use of Data Mining Tools to Extract Knowledge from Databases (KDD) in Early Stages of the Engineering Design Process (EDP) // Manuscript-Based Thesis Presented to ?cole de Technologie Sup?rieure in Partial Fulfillement for The Degree of Doctor of Philosophy Ph.D. Montreal. June 5. 2017. URL: https://core.ac.uk/reader/85163525 (accessed: 20.04.2025).
8 . Соколов А. Институты развития провалили инновации // Ведомости. 2 марта 2021 г. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/03/01/859742-instituti-razvitiya (дата обращения: 20.11.2023).
9 . Карачаровский В.В., Шкаратан О.И. Разные цели одного общества // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 5-17.
10 . Mabiala G., Linskiy D.V., Amirova E.F. Human Capital Quality and its Impact on Economic Growth of Russian Regions // MIR (Modernization. Innovation. Research). 2023. Vol. 14. № 4. P. 654-679.
11 . Шумпетер Й. Теория экономического развития: капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2008. 864 с.
12 . Mansfield E. The economics of technological change // Scientific American. 1981. Vol. 244 (1). P. 128-138.
13 . Дидковская Я.В., Нотман О.В., Трынов Д.В., Лугин Д.А. Молодежные креативные локальности в среде мегаполиса: условия и барьеры развития // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 78. С. 168-178.
14 . Йоас Х. Креативность действия. СПб.: Алетейя: Историческая книга, 2005. 319 с.
15 . Florida R. The Rise of the Creative Class and How It's Transforming Work, Leisure and Everyday Life. Basic Books, 2002. 237 p.
16 . Йоас Х. Действие - это состояние, в котором существуют людей в мире // Социологические исследования. 2010. № 8. С. 112-122.
17 . Amabile T., Pratt M. The Dynamic Componential Model of Creativity and Innovation in Organizations: Making Progress, Making Meaning // Research in Organizational Behavior. 2016. Vol. 36. P. 157-183.
18 . Ушенков Е.Е. Установки современной молодежи на инновационную деятельность: по материалам социологических исследований // Дискурс. 2021. № 7 (3). С. 80-88.
19 . Berg D.B., Balungu D.M., Shelomentsev A.G., Goncharova K.S. Experimental Trajectories of Convergence and Divergence Processes of Russian Regions Population Incomes Inequality // Journal of Applied Economic Research. 2024. Vol. 23. № 2. Р. 364-393.
20 . Орешков В.И. Выбор числа кластеров в алгоритме k-средних с использованием энтропии кластерных решений // Вестник Рязанского государственного радиотехнического университета. 2021. № 77. С. 81-92.