СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ АФРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ В НИЖЕГОРОДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО: КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ |
| научная статья | 316.323 | ||
| 142-150 |
| Рассматривается опыт социальной адаптации африканских студентов в Нижегородском университете им. Н.И. Лобачевского, Россия. Используя качественный дизайн исследования и полуструктурированные интервью с 16 африканскими студентами, выявляются их мотивы, проблемы, а также стратегии их преодоления в процессе адаптации к новой социокультурной среде. Применяется многотеоретическая структура, включающая модель аккультурации, теорию преодоления стресса, концепцию социального капитала и теорию культурной дистанции, для анализа сложного взаимодействия между индивидуальными способностями, институциональной поддержкой и более широкими социокультурными факторами. Результаты исследования показывают, что доступность и репутация учебного заведения являются ключевыми мотивами для обучения в России, при этом финансовые соображения играют ключевую роль, а проблемы адаптации включают языковые барьеры, ограничения по жилью и сбои в финансовых операциях, вызванные международными санкциями. Однако студенты демонстрируют устойчивость, используя технологии, сети социальной поддержки и частичную занятость. Университетские общежития оказываются как благоприятным, так и сложным пространством, способствующим межкультурному взаимодействию и одновременно ставящим такие проблемы, как неприкосновенность частной жизни и нормы коммунального проживания, а общественный транспорт и системы здравоохранения, по отзывам, являются эффективными и доступными, что положительно сказывается на адаптации. В исследовании делается вывод, что эффективная социальная адаптация зависит от финансовой стабильности, языкового погружения и институциональной поддержки. Рекомендуются целевые инициативы: жилищные программы, объединяющие африканских студентов с российскими сверстниками, комплексные ориентационные сессии и расширенные возможности культурного обмена. Эти меры направлены на создание инклюзивной среды и способствуют успешной интеграции иностранных студентов в российское общество. Исследование вносит вклад в понимание мобильности иностранных студентов, предоставляя информацию для политиков и преподавателей, стремящихся улучшить межкультурную интеграцию в высшем образовании. |
| |
| 1 . Россия выделит 4816 бюджетных мест в вузах для студентов из Африки // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20241114/studenty-1983655545.html (дата обращения: 25.12.2024). 2 . Россия выделит 4816 бюджетных мест в вузах для студентов из Африки // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20241114/studenty-1983655545.html (дата обращения: 25.12.2024). 3 . Лондаджим Н.С. Социокультурная адаптация африканцев в России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3 (77). С. 126-136. 4 . Fedotova V.A. International Students' Adaptation in Russia: Its Varying Due to the Student's Culture of Origin // Bulletin of Kemerovo State University. 2021. Vol. 23. № 4(88). P. 995-1004. 5 . Khamzina Z.B., Zhalelova G.M., Kaikenov D.B. Adaptation of foreign students to multicultural educational environment of university // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 2-6 (58). P. 159-164. 6 . Клепикова К.А. Проблемы интеграции иностранных студентов в учебный процесс // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2024. Т. 1. № 13. С. 170-175. 7 . Масанджа Э.Д. Социальная адаптация и социализация: проблемы адаптивного поведения африканской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. № 3. С. 23-28. 8 . Элиас Д.М. Стратегии реализации социальной адаптации современных африканских студентов // Russian Economic Bulletin. 2024. Т. 7. № 3. С. 7-11. 9 . Berry J.W. Acculturation: A personal journey across cultures. Cambridge: Cambridge University Press, 2019. 66 p. 10 . Ward C., Bochner S., Furnham A. Psychology culture shock. Routledge, 2020. 384 p. 11 . Bourdieu P. The Forms of Capital // J.G. Richardson (Ed.) Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. New York: Greenwood Press, 1986. P. 241-258. 12 . Hofstede G. Culture's Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions, and Organizations Across Nations. 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2001. 596 p. 13 . Singh P., Williams K., Jonnalagadda R. International Students: What’s Missing and What Matters // Open Journal of Social Sciences. 2022. Vol.10. № 2. P. 381-397. 14 . Braun V., Clarke V. Thematic Analysis: A Practical Guide. London: Sage Publications Ltd, 2021. 376 p. 15 . Burton E. Decolonization, the Cold War, and Africans’ Routes to Higher Education Overseas, 1957-65 // Journal of Global History. 2019. 14 (1). P. 131-150. 16 . Salimi F. Aligning policy and practice: The World Bank’s approach to EdTech in Sub-Saharan Africa // Policy Futures in Education. 2025. 23 (6). P. 1134-1156. 17 . Cao T.M., Nguyen A.L.T., Nguyen A.Q.D. How Does Acculturation Affect International Students’ Choice to Study Abroad? Explanation and Comparison Based on a Relationship with Destination Country Image and Cross-Cultural Awareness // Tung L.T., Sinh N.H., Ha P. (eds) Disruptive Technology and Business Continuity. Springer, Singapore, 2024. |


