Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ АФРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ В НИЖЕГОРОДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО: КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.323
Страницы
142-150
Ключевые слова
 

Авторы
Семенов О.Ю.
Абонима Д.Б.

Место работы
Семенов О.Ю.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhny Novgorod

Абонима Д.Б.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhny Novgorod


Аннотация
Рассматривается опыт социальной адаптации африканских студентов в Нижегородском университете им. Н.И. Лобачевского, Россия. Используя качественный дизайн исследования и полуструктурированные интервью с 16 африканскими студентами, выявляются их мотивы, проблемы, а также стратегии их преодоления в процессе адаптации к новой социокультурной среде. Применяется многотеоретическая структура, включающая модель аккультурации, теорию преодоления стресса, концепцию социального капитала и теорию культурной дистанции, для анализа сложного взаимодействия между индивидуальными способностями, институциональной поддержкой и более широкими социокультурными факторами. Результаты исследования показывают, что доступность и репутация учебного заведения являются ключевыми мотивами для обучения в России, при этом финансовые соображения играют ключевую роль, а проблемы адаптации включают языковые барьеры, ограничения по жилью и сбои в финансовых операциях, вызванные международными санкциями. Однако студенты демонстрируют устойчивость, используя технологии, сети социальной поддержки и частичную занятость. Университетские общежития оказываются как благоприятным, так и сложным пространством, способствующим межкультурному взаимодействию и одновременно ставящим такие проблемы, как неприкосновенность частной жизни и нормы коммунального проживания, а общественный транспорт и системы здравоохранения, по отзывам, являются эффективными и доступными, что положительно сказывается на адаптации. В исследовании делается вывод, что эффективная социальная адаптация зависит от финансовой стабильности, языкового погружения и институциональной поддержки. Рекомендуются целевые инициативы: жилищные программы, объединяющие африканских студентов с российскими сверстниками, комплексные ориентационные сессии и расширенные возможности культурного обмена. Эти меры направлены на создание инклюзивной среды и способствуют успешной интеграции иностранных студентов в российское общество. Исследование вносит вклад в понимание мобильности иностранных студентов, предоставляя информацию для политиков и преподавателей, стремящихся улучшить межкультурную интеграцию в высшем образовании.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Россия выделит 4816 бюджетных мест в вузах для студентов из Африки // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20241114/studenty-1983655545.html (дата обращения: 25.12.2024).
2 . Россия выделит 4816 бюджетных мест в вузах для студентов из Африки // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20241114/studenty-1983655545.html (дата обращения: 25.12.2024).
3 . Лондаджим Н.С. Социокультурная адаптация африканцев в России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3 (77). С. 126-136.
4 . Fedotova V.A. International Students' Adaptation in Russia: Its Varying Due to the Student's Culture of Origin // Bulletin of Kemerovo State University. 2021. Vol. 23. № 4(88). P. 995-1004.
5 . Khamzina Z.B., Zhalelova G.M., Kaikenov D.B. Adaptation of foreign students to multicultural educational environment of university // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 2-6 (58). P. 159-164.
6 . Клепикова К.А. Проблемы интеграции иностранных студентов в учебный процесс // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2024. Т. 1. № 13. С. 170-175.
7 . Масанджа Э.Д. Социальная адаптация и социализация: проблемы адаптивного поведения африканской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. № 3. С. 23-28.
8 . Элиас Д.М. Стратегии реализации социальной адаптации современных африканских студентов // Russian Economic Bulletin. 2024. Т. 7. № 3. С. 7-11.
9 . Berry J.W. Acculturation: A personal journey across cultures. Cambridge: Cambridge University Press, 2019. 66 p.
10 . Ward C., Bochner S., Furnham A. Psychology culture shock. Routledge, 2020. 384 p.
11 . Bourdieu P. The Forms of Capital // J.G. Richardson (Ed.) Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. New York: Greenwood Press, 1986. P. 241-258.
12 . Hofstede G. Culture's Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions, and Organizations Across Nations. 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2001. 596 p.
13 . Singh P., Williams K., Jonnalagadda R. International Students: What’s Missing and What Matters // Open Journal of Social Sciences. 2022. Vol.10. № 2. P. 381-397.
14 . Braun V., Clarke V. Thematic Analysis: A Practical Guide. London: Sage Publications Ltd, 2021. 376 p.
15 . Burton E. Decolonization, the Cold War, and Africans’ Routes to Higher Education Overseas, 1957-65 // Journal of Global History. 2019. 14 (1). P. 131-150.
16 . Salimi F. Aligning policy and practice: The World Bank’s approach to EdTech in Sub-Saharan Africa // Policy Futures in Education. 2025. 23 (6). P. 1134-1156.
17 . Cao T.M., Nguyen A.L.T., Nguyen A.Q.D. How Does Acculturation Affect International Students’ Choice to Study Abroad? Explanation and Comparison Based on a Relationship with Destination Country Image and Cross-Cultural Awareness // Tung L.T., Sinh N.H., Ha P. (eds) Disruptive Technology and Business Continuity. Springer, Singapore, 2024.