СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА СОЦИАЛЬНЫХ НАУК ННГУ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО |
| научная статья | 316 | ||
| 131-141 |
| Представлены результаты социологического исследования мотивации выбора профессионально-образовательной стратегии студентов-первокурсников факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Выявлены мотивационные различия у студентов психологического, социологического, социального и управленческого профилей подготовки. Мотивация будущих психологов основана на факторах самореализации в профессии, достижения профессиональных результатов и внутреннего удовлетворения от обучения и осознанного планирования трудовой деятельности. У будущих социологов, социальных работников и HR-специалистов преобладают мотивы, зависимые от внешнего окружения и случайных факторов в отсутствие устойчивых профессиональных интересов, стремления к овладению и развитию профессиональных навыков. Они не строят долгосрочных карьерных планов, часто не удовлетворены процессом обучения, что приводит к разочарованию выбранной специальностью. Выявленные особенности мотивации разных групп студентов указывают на важность создания специализированных профориентационных программ, учитывающих их индивидуальные потребности и интересы. |
| |
| 1 . Дидковская Я.В., Трынов Д.В., Чистяков П.А. Профессиональные стратегии студентов в контексте образа социального будущего // Социологические исследования. 2023. № 9. С. 63-77. 2 . Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Зиннатова М.В., Лебедева Е.В. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования // Научный диалог. 2017. № 1. С. 266-279. 3 . Зернов Д.В., Иудин А.А., Овсянников А.А. Социальное самочувствие советского и постсоветского студенчества // Народонаселение. 2015. № 1 (67). С. 50-68. 4 . Ситникова И.В. Профессиональное самоопределение студенчества: мотивационно-ценностный аспект // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 2 (58). С. 83-99. 5 . Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Горизонт планирования траекторий - конкурентное преимущество и ресурс устойчивости молодежи // Социодиггер [Сетевое издание]. 2023. Т. 4. Вып. 11-12 (30). URL: https://sociodigger.ru/articles/articles-page/gorizont-planirovanija-traektorii-konkurentnoe-preimushchestvo-i-resurs-ustoichivosti-molodezhi) (дата обращения: 25.08.2025). 6 . Придатченко М.В., Ситникова И.В. Выбор вуза и направления подготовки студентами факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского: цели, ценности, мотивы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2025. № 3. 7 . Иудин А.А., Ситникова И.В. Система образования России и профессиональный выбор молодежи: Монография. Н Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2023. 206 с. 8 . Константиновский Д.Л., Попова Е.С. От восприятия перемен - к изменению социального поведения // Мир России. 2022. Т. 31. № 1. С. 6-24. 9 . Кох И.А., Орлов В.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи // Образование и наука. 2020. № 22 (2). С. 143-170. 10 . Певная М.В., Тарасова А.Н., Телепаева Д.Ф., Щербинин С.Н. Темпоральность профессионального самоопределения студентов России и Беларуси // Образование и наука. 2025. № 27 (3). С. 169-199. 11 . Ушакова Я.В., Ситникова И.В., Францева Ю.Е. Факторы выбора вуза и профессиональные стратегии студентов социогуманитарных направлений подготовки // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 3 (59). С. 118-128. 12 . Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Зубова Л.В. Ценностные ориентации в профессиональном самоопределении студентов различных специальностей // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 2 (46). С. 72-80. 13 . Афанасенкова Е.Л. Различия в учебной мотивации студентов I и IV курсов гуманитарных направлений подготовки // Педагогическое образование в России. 2017. № 10. С. 72-80. 14 . Иванова Е.Е., Сторожева Ю.А. Особенности мотивации учебной деятельности студентов вуза первого и четвертого курсов (сравнительный анализ) // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 4. С. 51-87. 15 . Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. 2010. № 1. С. 360-412. 16 . Вебер М. Основные социологические понятия // В кн.: Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. С. 602-644. |


