Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА СОЦИАЛЬНЫХ НАУК ННГУ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316
Страницы
131-141
Ключевые слова
 

Авторы
Придатченко М.В.
Ситникова И.В.

Место работы
Придатченко М.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhny Novgorod

Ситникова И.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhny Novgorod


Аннотация
Представлены результаты социологического исследования мотивации выбора профессионально-образовательной стратегии студентов-первокурсников факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Выявлены мотивационные различия у студентов психологического, социологического, социального и управленческого профилей подготовки. Мотивация будущих психологов основана на факторах самореализации в профессии, достижения профессиональных результатов и внутреннего удовлетворения от обучения и осознанного планирования трудовой деятельности. У будущих социологов, социальных работников и HR-специалистов преобладают мотивы, зависимые от внешнего окружения и случайных факторов в отсутствие устойчивых профессиональных интересов, стремления к овладению и развитию профессиональных навыков. Они не строят долгосрочных карьерных планов, часто не удовлетворены процессом обучения, что приводит к разочарованию выбранной специальностью. Выявленные особенности мотивации разных групп студентов указывают на важность создания специализированных профориентационных программ, учитывающих их индивидуальные потребности и интересы.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Дидковская Я.В., Трынов Д.В., Чистяков П.А. Профессиональные стратегии студентов в контексте образа социального будущего // Социологические исследования. 2023. № 9. С. 63-77.
2 . Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Зиннатова М.В., Лебедева Е.В. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования // Научный диалог. 2017. № 1. С. 266-279.
3 . Зернов Д.В., Иудин А.А., Овсянников А.А. Социальное самочувствие советского и постсоветского студенчества // Народонаселение. 2015. № 1 (67). С. 50-68.
4 . Ситникова И.В. Профессиональное самоопределение студенчества: мотивационно-ценностный аспект // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 2 (58). С. 83-99.
5 . Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Горизонт планирования траекторий - конкурентное преимущество и ресурс устойчивости молодежи // Социодиггер [Сетевое издание]. 2023. Т. 4. Вып. 11-12 (30). URL: https://sociodigger.ru/articles/articles-page/gorizont-planirovanija-traektorii-konkurentnoe-preimushchestvo-i-resurs-ustoichivosti-molodezhi) (дата обращения: 25.08.2025).
6 . Придатченко М.В., Ситникова И.В. Выбор вуза и направления подготовки студентами факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского: цели, ценности, мотивы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2025. № 3.
7 . Иудин А.А., Ситникова И.В. Система образования России и профессиональный выбор молодежи: Монография. Н Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2023. 206 с.
8 . Константиновский Д.Л., Попова Е.С. От восприятия перемен - к изменению социального поведения // Мир России. 2022. Т. 31. № 1. С. 6-24.
9 . Кох И.А., Орлов В.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи // Образование и наука. 2020. № 22 (2). С. 143-170.
10 . Певная М.В., Тарасова А.Н., Телепаева Д.Ф., Щербинин С.Н. Темпоральность профессионального самоопределения студентов России и Беларуси // Образование и наука. 2025. № 27 (3). С. 169-199.
11 . Ушакова Я.В., Ситникова И.В., Францева Ю.Е. Факторы выбора вуза и профессиональные стратегии студентов социогуманитарных направлений подготовки // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 3 (59). С. 118-128.
12 . Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Зубова Л.В. Ценностные ориентации в профессиональном самоопределении студентов различных специальностей // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 2 (46). С. 72-80.
13 . Афанасенкова Е.Л. Различия в учебной мотивации студентов I и IV курсов гуманитарных направлений подготовки // Педагогическое образование в России. 2017. № 10. С. 72-80.
14 . Иванова Е.Е., Сторожева Ю.А. Особенности мотивации учебной деятельности студентов вуза первого и четвертого курсов (сравнительный анализ) // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 4. С. 51-87.
15 . Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. 2010. № 1. С. 360-412.
16 . Вебер М. Основные социологические понятия // В кн.: Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. С. 602-644.