Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ФАКТОРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ НАУЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.454.54+316.74:001.38
Страницы
122-130
Ключевые слова
 

Авторы
Нархов Д.Ю.

Место работы
Нархов Д.Ю.
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. ЕльцинаUral Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin


Аннотация
Исследуются теоретические характеристики объективных и субъективных факторов взаимодействия образовательных общностей научно-педагогических работников, студенчества и административно-управленческих работников вузов в университетском научном пространстве. Выяснение структуры этих факторов необходимо для разрешения противоречия между состоянием ресурсного потенциала этих общностей и ограниченными условиями его использования для развития университетской науки. Конкретизируются понятия «университетское научное пространство» как разновидность социального пространства, «взаимодействие вузовских образовательных общностей» как множественные циклические действия и ответные реакции акторов университетской науки, обеспечивающие ее устойчивость и развитие как социальной системы и института. В качестве объективных факторов рассматриваются условия, содержание, формы и характер научного взаимодействия, субъективных - мнения, оценки и представления составляющих общности людей по отношению друг к другу, к их взаимодействию в университетском научно-образовательном пространстве. Разрабатывается структура факторов межобщностного взаимодействия. Делается вывод о возможности использования содержательных характеристик факторов межобщностного взаимодействия в качестве индикаторов состояния и динамики университетской науки и их применимости для разработки инструментов улучшения научной деятельности изучаемых общностей. Для создания модели оптимального взаимодействия и конкретизации параметров университетской научной экосистемы ставятся задачи изучения аналогичных факторов взаимодействия внутриобщностных групп, специфики взаимовлияния межобщностного и внутригруппового взаимодействия, взаимодействия университетского научно-образовательного сообщества с местными сообществами.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Научно-технологическое развитие Российской Федерации. Государственная программа РФ (в редакции Постановления Правительства РФ от 09.12.2022 № 2272). Утверждена постановлением Правительства РФ от 29.03. 2019 г. № 377. URL: http://government.ru/docs/all/121449/ (дата обращения: 03.11.2024).
2 . Бабинцев В.П. Корпоративные отношения в российских вузах: разрыв традиции // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 26-35.
3 . Дежина И.Г. Научная политика в России в 2018-2022 гг.: противоречивые сигналы // Социологический журнал. 2023. Т. 29. № 2. С. 132-149.
4 . Семёнов Е.В. Доклад // Учёные записки ФНИСЦ РАН / Отв. ред. М.К. Горшков. Выпуск 10. Острые проблемы современной российской науки. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. С. 9-28.
5 . Нархов Д.Ю. Взаимодействие вузовских образовательных общностей в университетском научном пространстве // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 2. С. 9-30.
6 . Нархов Д.Ю. Взаимодействие научно-образовательных общностей вузов: теоретические основания изучения // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2024. № 3. С. 26-40.
7 . Нархов Д.Ю. Вузовские образовательные общности: теоретический каркас исследования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024. № 2 (89). С. 86-96.
8 . Дежина И.Г., Ефимова Г.З. Риски Проекта 5-100: оценки научно-педагогических работников различных поколений // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 3. С. 28-39.
9 . Дежина И.Г., Пономарев А.К. Университеты в условиях перехода к новой модель технологического развития // Управление наукой: теория и практика. 2023. Т. 5. № 4. С. 55-70.
10 . Логвинова А.В. Риски административного управления вузом в представлении персонала // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2019. № 3. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/17SCSK319.pdf (дата обращения: 11.02.2025).
11 . Абрамов Р.Н. Менеджериализация и трудовые порядки университетской жизни: российский и международный контексты // Социологический ежегодник. 2016. № 2015-2016. С. 140-155.
12 . Бабинцев В.П., Гайдукова Г.Н., Шаповал Ж.А. Вузовская бюрократия в России - terra incognita социологии образования // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. № 4. С. 895-908.
13 . Алавердов А.Р., Громова Н.А. Научно-педагогические работники и административно-управленческий персонал: конфликт интересов или конструктивное взаимодействие? // Высшее образование в России. 2017. № 3 (210). С. 5-16.
14 . Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Каташинских В.С. и др. Формирование нелинейной системы высшего образования в макрорегионе: Монография / Под ред. Г.Е. Зборовского. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2018. 251 с.
15 . Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Аномалии в поведении и взаимодействиях вузовских общностей как проблема зарубежных и отечественных исследований // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. № 3. С. 8-26.
16 . Горшков М.К., Шереги Ф.Э., Тюрина И.О. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ. М.: ФНИСЦ РАН, 2023. 383 с.
17 . Тихонова Н.Е., Латов Ю.В., Латова Н.В. и др. Человеческий капитал российских профессионалов: состояние, динамика, факторы / Отв. ред. Н.Е. Тихонова, Ю.В. Латов. М.: ФНИСЦ РАН, 2023. 488 с.
18 . Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Мобилизация ресурсов научно-педагогического сообщества (кейс высшего образования УрФО) // Социологические исследования. 2022. № 9. С. 60-71.
19 . Валеева М.В. Основные факторы научной результативности научно-педагогических работников вуза // Социодинамика. 2019. № 11. С. 122-129.
20 . Резник С.Д., Черниковская М.В. Развитие интереса студенческой молодежи к научному поиску: опыт и проблемы регионального университета // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5. № 2 (16). С. 186-194.
21 . Шаброва Н.В., Амбарова П.А. Публикационная активность студентов российских вузов // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 9. С. 171-196.
22 . Кеммет Е.В. Организация и самоорганизация в управлении студенческой наукой и научным наставничеством // Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2023. Т. 29. № 4. С. 231-247.
23 . Демин М.В., Шушарина Н.Н. Модель повышения эффективности деятельности административно-управленческого персонала федерального университета // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 11. С. 9-20.
24 . Гринкевич Ю.В., Шабанова М.В. Программы развития административных сотрудников как один из инструментов достижения стратегических целей университета // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 2. С. 64-71.
25 . Резник С.Д., Сазыкина О.А. Проректоры российского университета: социологический портрет и структурные изменения // Университетское управление: практика и анализ. 2020. № 1 (24). С. 119-132.
26 . Резник С.Д., Сазыкина О.А. Система организации научной работы на университетской кафедре: механизмы управления «неуправляемыми» учёными // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 21-36.
27 . Азаров А.А., Давыдова М.А., Лукушин В.А. Цифровая трансформация российских университетов: возможности и вызовы // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 1. С. 63-74.
28 . Душина С.А., Хватова Т.Ю., Николаенко Г.А. Академические интернет-сети: платформа научного обмена или инстаграм для ученых? (на примере Research Gate) // Социологические исследования. 2018. № 5 (409). С. 121-131.
29 . Большой академический словарь русского языка. Т. 2. URL: https://iling.spb.ru/publications/352 (дата обращения: 21.12.2024).
30 . Социологический энциклопедический словарь. На рус., англ., нем., фр. и чеш. яз. / Ред.-коорд. акад. РАН Г.В. Осипов. М.: Издательская группа «ИНФРА М - НОРМА», 1988. 488 с.
31 . Паспорт федерального проекта «Создание сети современных кампусов». URL: https://xn--80athfeecnr.xn--p1ai/campus/documents (дата обращения: 17.02.2025).
32 . На создание кампусов мирового уровня поступило 39 заявок из 34 регионов РФ // Российский Союз ректоров [официальный сайт]. URL: https://clck.ru/3GSbFb (дата обращения: 17.02.2025).
33 . Объявлены регионы - победители второго конкурсного отбора на создание кампусов мирового уровня // Российский Союз ректоров [официальный сайт]. URL: https://clck.ru/3GSbJk (дата обращения: 17.02.2025).
34 . Кокшаров В.А., Агарков Г.А., Сущенко А.Д. Университеты как центры притяжения проактивной молодежи в Уральский регион // Экономика региона. 2021. Т. 17. Вып. 3. С. 828-841.
35 . Мониторинг деятельности организаций высшего образования. URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2024/_vpo/material.php?type=2&id=10909 (дата обращения: 10.01.2025).
36 . Екатеринбург.рф. Официальный портал. URL: https://clck.ru/3FX4cS (дата обращения: 30.12.2024).