ФАКТОРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ НАУЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ |
| научная статья | 316.454.54+316.74:001.38 | ||
| 122-130 |
| Исследуются теоретические характеристики объективных и субъективных факторов взаимодействия образовательных общностей научно-педагогических работников, студенчества и административно-управленческих работников вузов в университетском научном пространстве. Выяснение структуры этих факторов необходимо для разрешения противоречия между состоянием ресурсного потенциала этих общностей и ограниченными условиями его использования для развития университетской науки. Конкретизируются понятия «университетское научное пространство» как разновидность социального пространства, «взаимодействие вузовских образовательных общностей» как множественные циклические действия и ответные реакции акторов университетской науки, обеспечивающие ее устойчивость и развитие как социальной системы и института. В качестве объективных факторов рассматриваются условия, содержание, формы и характер научного взаимодействия, субъективных - мнения, оценки и представления составляющих общности людей по отношению друг к другу, к их взаимодействию в университетском научно-образовательном пространстве. Разрабатывается структура факторов межобщностного взаимодействия. Делается вывод о возможности использования содержательных характеристик факторов межобщностного взаимодействия в качестве индикаторов состояния и динамики университетской науки и их применимости для разработки инструментов улучшения научной деятельности изучаемых общностей. Для создания модели оптимального взаимодействия и конкретизации параметров университетской научной экосистемы ставятся задачи изучения аналогичных факторов взаимодействия внутриобщностных групп, специфики взаимовлияния межобщностного и внутригруппового взаимодействия, взаимодействия университетского научно-образовательного сообщества с местными сообществами. |
| |
| 1 . Научно-технологическое развитие Российской Федерации. Государственная программа РФ (в редакции Постановления Правительства РФ от 09.12.2022 № 2272). Утверждена постановлением Правительства РФ от 29.03. 2019 г. № 377. URL: http://government.ru/docs/all/121449/ (дата обращения: 03.11.2024). 2 . Бабинцев В.П. Корпоративные отношения в российских вузах: разрыв традиции // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 26-35. 3 . Дежина И.Г. Научная политика в России в 2018-2022 гг.: противоречивые сигналы // Социологический журнал. 2023. Т. 29. № 2. С. 132-149. 4 . Семёнов Е.В. Доклад // Учёные записки ФНИСЦ РАН / Отв. ред. М.К. Горшков. Выпуск 10. Острые проблемы современной российской науки. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. С. 9-28. 5 . Нархов Д.Ю. Взаимодействие вузовских образовательных общностей в университетском научном пространстве // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 2. С. 9-30. 6 . Нархов Д.Ю. Взаимодействие научно-образовательных общностей вузов: теоретические основания изучения // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2024. № 3. С. 26-40. 7 . Нархов Д.Ю. Вузовские образовательные общности: теоретический каркас исследования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024. № 2 (89). С. 86-96. 8 . Дежина И.Г., Ефимова Г.З. Риски Проекта 5-100: оценки научно-педагогических работников различных поколений // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 3. С. 28-39. 9 . Дежина И.Г., Пономарев А.К. Университеты в условиях перехода к новой модель технологического развития // Управление наукой: теория и практика. 2023. Т. 5. № 4. С. 55-70. 10 . Логвинова А.В. Риски административного управления вузом в представлении персонала // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2019. № 3. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/17SCSK319.pdf (дата обращения: 11.02.2025). 11 . Абрамов Р.Н. Менеджериализация и трудовые порядки университетской жизни: российский и международный контексты // Социологический ежегодник. 2016. № 2015-2016. С. 140-155. 12 . Бабинцев В.П., Гайдукова Г.Н., Шаповал Ж.А. Вузовская бюрократия в России - terra incognita социологии образования // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. № 4. С. 895-908. 13 . Алавердов А.Р., Громова Н.А. Научно-педагогические работники и административно-управленческий персонал: конфликт интересов или конструктивное взаимодействие? // Высшее образование в России. 2017. № 3 (210). С. 5-16. 14 . Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Каташинских В.С. и др. Формирование нелинейной системы высшего образования в макрорегионе: Монография / Под ред. Г.Е. Зборовского. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2018. 251 с. 15 . Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Аномалии в поведении и взаимодействиях вузовских общностей как проблема зарубежных и отечественных исследований // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. № 3. С. 8-26. 16 . Горшков М.К., Шереги Ф.Э., Тюрина И.О. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ. М.: ФНИСЦ РАН, 2023. 383 с. 17 . Тихонова Н.Е., Латов Ю.В., Латова Н.В. и др. Человеческий капитал российских профессионалов: состояние, динамика, факторы / Отв. ред. Н.Е. Тихонова, Ю.В. Латов. М.: ФНИСЦ РАН, 2023. 488 с. 18 . Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Мобилизация ресурсов научно-педагогического сообщества (кейс высшего образования УрФО) // Социологические исследования. 2022. № 9. С. 60-71. 19 . Валеева М.В. Основные факторы научной результативности научно-педагогических работников вуза // Социодинамика. 2019. № 11. С. 122-129. 20 . Резник С.Д., Черниковская М.В. Развитие интереса студенческой молодежи к научному поиску: опыт и проблемы регионального университета // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5. № 2 (16). С. 186-194. 21 . Шаброва Н.В., Амбарова П.А. Публикационная активность студентов российских вузов // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 9. С. 171-196. 22 . Кеммет Е.В. Организация и самоорганизация в управлении студенческой наукой и научным наставничеством // Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2023. Т. 29. № 4. С. 231-247. 23 . Демин М.В., Шушарина Н.Н. Модель повышения эффективности деятельности административно-управленческого персонала федерального университета // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 11. С. 9-20. 24 . Гринкевич Ю.В., Шабанова М.В. Программы развития административных сотрудников как один из инструментов достижения стратегических целей университета // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 2. С. 64-71. 25 . Резник С.Д., Сазыкина О.А. Проректоры российского университета: социологический портрет и структурные изменения // Университетское управление: практика и анализ. 2020. № 1 (24). С. 119-132. 26 . Резник С.Д., Сазыкина О.А. Система организации научной работы на университетской кафедре: механизмы управления «неуправляемыми» учёными // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 21-36. 27 . Азаров А.А., Давыдова М.А., Лукушин В.А. Цифровая трансформация российских университетов: возможности и вызовы // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 1. С. 63-74. 28 . Душина С.А., Хватова Т.Ю., Николаенко Г.А. Академические интернет-сети: платформа научного обмена или инстаграм для ученых? (на примере Research Gate) // Социологические исследования. 2018. № 5 (409). С. 121-131. 29 . Большой академический словарь русского языка. Т. 2. URL: https://iling.spb.ru/publications/352 (дата обращения: 21.12.2024). 30 . Социологический энциклопедический словарь. На рус., англ., нем., фр. и чеш. яз. / Ред.-коорд. акад. РАН Г.В. Осипов. М.: Издательская группа «ИНФРА М - НОРМА», 1988. 488 с. 31 . Паспорт федерального проекта «Создание сети современных кампусов». URL: https://xn--80athfeecnr.xn--p1ai/campus/documents (дата обращения: 17.02.2025). 32 . На создание кампусов мирового уровня поступило 39 заявок из 34 регионов РФ // Российский Союз ректоров [официальный сайт]. URL: https://clck.ru/3GSbFb (дата обращения: 17.02.2025). 33 . Объявлены регионы - победители второго конкурсного отбора на создание кампусов мирового уровня // Российский Союз ректоров [официальный сайт]. URL: https://clck.ru/3GSbJk (дата обращения: 17.02.2025). 34 . Кокшаров В.А., Агарков Г.А., Сущенко А.Д. Университеты как центры притяжения проактивной молодежи в Уральский регион // Экономика региона. 2021. Т. 17. Вып. 3. С. 828-841. 35 . Мониторинг деятельности организаций высшего образования. URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2024/_vpo/material.php?type=2&id=10909 (дата обращения: 10.01.2025). 36 . Екатеринбург.рф. Официальный портал. URL: https://clck.ru/3FX4cS (дата обращения: 30.12.2024). |


