БАРЬЕРЫ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА И МЕРЫ ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЛАЗАМИ НИЖЕГОРОДСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ |
| научная статья | 316.334.23,338.24 | ||
| 98-105 |
| В настоящее время все более остро ощущается необходимость формирования особой предпринимательской культуры, продвижения положительного образа предпринимателя. Для успешного управления этим процессом необходимы выявление и всесторонний анализ барьеров для развития предпринимательства в современной России, а также оценка существующих мер государственной поддержки предпринимательской деятельности и их эффективности. Целью статьи является анализ и оценка барьеров и мер поддержки предпринимательства в Нижегородской области на основе обобщения и анализа данных глубинного интервью с 40 предпринимателями Нижегородского региона, проведенного зимой-весной 2025 г. В результате исследования выявлены и приоритизированы основные барьеры развития предпринимательства в России, в том числе инновационного и молодежного, среди которых: сложности взаимодействия с налоговой системой; проблемы с финансирование м; внешнеполитическая обстановка; отсутствие необходимого образования, знаний и компетенций; трудности с внедрением и выходом на рынок, привлечением инвестиций; жесткость конкуренции; несовершенство культуры предпринимательства; отсутствие накопленного социального капитала. Выявлены степень осведомленности и уровень участия предпринимателей в разных формах государственной поддержки. Установлены проблемы с информационной открытостью, прозрачностью, доступностью, легкостью в исполнении, эффективностью отдельных мер поддержки. Проведенное исследование может быть полезно при совершенствовании государственной политики развития предпринимательства и формирования предпринимательской культуры в России - как на федеральном, так и региональном уровне. |
| |
| 1 . Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: ИНФРА-М, 1997. 2 . Стамбулис Й., Барлас А. Влияние образования в области предпринимательства на отношение студентов // Int. J. Manage. Edu. 2014. Т. 12. С. 365-373. DOI: 10.1016/j.ijme.2014.07.001. 3 . Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М.: АСТ, 2003. 668 с. 4 . Исследование Компании «Технологии Доверия» совместно с Аналитическим центром НАФИ на тему «Кому из деловых людей на Руси жить хорошо?». 2023. URL: https://nafi.ru/analytics/tedo-i-nafi-20-rukovoditeley-biznesa-zayavili-chto-absolyutno-schastlivy/ (дата обращения: 01.05.2025). 5 . Предприниматели России: исследовательский мониторинг. 2025. URL: https://sberbusiness.live/publications/prim-novaya-motivatsiya-dlya-biznesa (дата обращения: 03.05.2025). 6 . Исследование Аналитического центра НАФИ и компании «Ингосстрах». 2025. URL: https://nafi.ru/analytics/itogi-2024-goda-chto-predprinimateli-znayut-o-natsionalnykh-proektakh/ (дата обращения: 03.05.2025). 7 . Исследование Института экономики роста им. Столыпина «О взаимодействии бизнеса с государством». 2024. URL: https://stolypin.institute/research/our/o-vzaimodejstvii-biznesa-s-gosudarstvom (дата обращения: 03.05.2025). 8 . Национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика». 2025. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/np_effektivnaya_i_konkurentnaya_ekonomika/ (дата обращения: 14.05.2025). 9 . Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика». 2014. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d36/gosudarstvennaya_programma_ekonomicheskoe_razvitie_i_innovacionnaya_ekonomika/ (дата обращения: 14.05.2025). 10 . Колчин С.П., Глубокова Н.Ю. Классификация мер финансовой поддержки в период чрезвычайной ситуации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2022. Т. 2. № 5. С. 119-125. 11 . Ильина Л.И., Ружанская Н.В., Аксенова Ж.А. Совершенствование механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 1А. С. 385-395. 12 . Какшайская Е.К. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 8. С. 65-67. 13 . Исследование Аналитического центра НАФИ «Путь предпринимателя к получению господдержки». 2020. URL: https://mbnso.ru/upload/iblock/654/654c9ea5015ae1e4dd87abd2386dafde.pdf (дата обращения: 03.05.2025). 14 . Министерство экономического развития Российской Федерации: более 13 млн предпринимателей и самозанятых знают об инструментах национального проекта по поддержке МСП. 2024. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/bolee_13_mln_predprinimateley_i_samozanyatyh_znayut_ob_instrumentah_nacionalnogo_proekta_po_podderzhke_msp.html (дата обращения: 02.05.2025). 15 . Опора России. Результаты опроса среди предпринимателей с целью оценки эффективности экстренных мер государственной поддержки. 2022. URL: https://opora.ru/site/assets/files/45639/2022_effektivnost_ekstrennykh_mer_podderzhki_gosudarstva.pdf (дата обращения: 02.05.2025). |


