Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ОТНОШЕНИЕ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378
Страницы
277-282
Ключевые слова
 

Авторы
Сережкина А.Е.

Место работы
Сережкина А.Е.
Казанский национальный исследовательский технологический университетKazan National Research Technological University


Аннотация
Рассматривается отношение обучающихся к применению технологий искусственного интеллекта (ИИ) в высшей школе. Акцент сделан на первокурсниках, как представителях поколения Z, родившихся и воспитывающихся в условиях цифровизации. Актуальность темы обусловливается вниманием к использованию ИИ в сфере образования на уровне правительства, интересом со стороны участников образовательного процесса, ощутимыми результатами от реализации применения ИИ в различных сферах деятельности. Показано, что современные обучающиеся активно используют технологии ИИ как в личных, так и в учебных целях и считают использование ИИ в учебном процессе возможным и разумным. При этом число первокурсников, использующих ИИ, стремительно растет. Подавляющее количество первокурсников уверены, что ИИ помогает им в подготовке домашних заданий, при выполнении практических и лабораторных работ, изучении материала пропущенных занятий и пр. Вместе с тем первокурсники пока не заботятся о проверке полученных с помощью ИИ данных на достоверность, для них важна быстрота и доступность получения интересующей их информации. С этим фактом связана неоднозначная позиция вузов по допустимости использования ИИ для написания курсовых проектов, выпускных квалификационных работ и пр. Да и преподаватели вузов используют ИИ еще неуверенно, чаще как вспомогательный инструмент при подготовке к занятиям. Внедрение ИИ в высшую школу должно сопровождаться обучением взаимодействия с ИИ всех участников образовательного процесса.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Воскресенская, Н. Г. Цифровизация в восприятии студентов поколений Y и Z / Н. Г. Воскресенская, М. И. Рыхтик, Т. В. Баранова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2020. - № 4(60). - С. 137-148.
2 . Яковенко, Т. В. Искусственный интеллект в педагогическом образовании: результаты опроса студентов / Т. В. Яковенко, К. С. Яковенко // Primo aspectu. - 2025. - № 1(61). - С. 61-66.
3 . Федеральный закон от 19.12.2023 N 618-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". // Сайт КонсультантПлюс. Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_464808/ (Дата обращения: 04.04.2025).
4 . ГОСТ Р 71345-2024. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 18.04.2024 N 497-ст) // Сайт КонсультантПлюс. Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/search/?q=ГОСТ+Р+71345-2024+«Средства+обучения.+Устройства+учебные+электронные+для+детей. (Дата обращения: 04.04.2025).
5 . РепеТИГР // Сайт Lecta. Образовательная платформа группы компаний «Просвещение». Режим доступа: URL: https://lecta.ru/tigr-tyomka (Дата обращения: 04.04.2025).
6 . Цикулина, С. Школам готовят ИИ-учителей // Сайт Октагон.Медиа. 17.12.2024. Режим доступа: URL: https://octagon.media/istorii/shkolam_gotovyat_ii_uchitelej.html (Дата обращения: 04.04.2025).
7 . 7. Студенты российских вузов рассказали, как именно применяют нейросети в учёбе // Сайт Skillbox. Образование 4.0. 25.08.2023. Режим доступа: URL: https://skillbox.ru/media/education/studenty-rossiyskikh-vuzov-rasskazali-kak-imenno-primenyayut-neyroseti-v-uchyebe/ (Дата обращения: 04.04.2025).
8 . Цифры: как студенты обогнали преподавателей в применении генеративных нейросетей // Сайт Skillbox. Образование 4.0. 16.08.2023. Режим доступа: URL: https://skillbox.ru/media/education/tsifry-kak-studenty-obognali-prepodavateley-v-primenenii-generativnykh-neyrosetey/?utm_source=media&utm_medium=link&utm_campaign=all_all_media_links_links_ articles_all_all_skillbox (Дата обращения: 04.04.2025).
9 . Anthropic Education Report: How University Students Use Claude // Сайт Anthropic. 8.04.2025. Режим доступа: URL: https://www.anthropic.com/news/anthropic-education-report-how-university-students-use-claude (Дата обращения: 24.04.2025).
10 . Отношение студентов и преподавателей к использованию инструментов с искусственным интеллектом в вузе / К. И. Буякова, Я. А. Дмитриев, А. С. Иванова [и др.] // Образование и наука. - 2024. - Т. 26, № 7. - С. 160-193.
11 . Студенты рассказали, как они применяют ИИ в учебе // Сайт CNews. 15.04.2024. Режим доступа: URL: https://cnews.ru/link/n597770 (Дата обращения: 04.04.2025).
12 . Калинина, О. В. Искусственный интеллект в экономическом образовании в высшей школе: возможности и проблемы / О. В. Калинина, М. Б. Видревич, И. В. Первухина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2024. - № 3(75). - С. 22-27.
13 . Лутовина, Ю.С. Социально-психологические особенности отношения студентов-психологов к искусственному интеллекту / Ю. С. Лутовина, Л. Е. Никитина // Державинский форум. - 2024. - Т. 8. № 2. - С. 264-271.
14 . Чудинский, Р. М. Применение систем искусственного интеллекта и нейросетей в образовательном процессе педагогического университета: результаты вузовского исследования / Р. М. Чудинский, В. В. Малев, А. А. Малева // Мир науки, культуры, образования. - 2024. - № 5(108). - С. 89-94.
15 . Сережкина, А. Е. Внедрение искусственного интеллекта в практику высшей школы / А. Е. Сережкина // Primo Aspectu. - 2024. - № 3(59). - С. 65-70.
16 . Delcker J., Heil J., Ifenthaler D. et al. First-year students AI-competence as a predictor for intended and de facto use of AI-tools for supporting learning processes in higher education // International Journal of Educational Technology in Higher Education 21. - 2024. - Vol. 18. Режим доступа: URL: https://educationaltechnologyjournal.springeropen.com/ (Дата обращения: 04.04.2025).
17 . Кожевников, А. В Австрии впервые в мире приняли в университет ИИ-студента // Сайт «Российская газета». 07.04.2025. Режим доступа: URL: https://rg.ru/2025/04/07/algoritm-s-zachetkoj.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (Дата обращения: 04.04.2025).
18 . В России 90% первокурсников используют нейросети в учебе // Сайт МГПУ18.07.2024. Режим доступа: URL: https://www.mgpu.ru/aktivno-ispolzuyut-ii-servisy-v-uchebe-90-pervokursnikov/ (Дата обращения: 04.04.2025).
19 . Паршутин, И.А. Применение технологий искусственного интеллекта студентами вузов в учебной деятельности / И. А. Паршутин, Д. В. Деулин // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16-17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16-17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. - Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 176-184.
20 . Рожков, Г. Искусственный интеллект в школе: добро или зло? // Сайт ВЦИОМ. 21.04.2025. Режим доступа: URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ iskusstvennyi -intellekt-v-shkole-dobro-ili-zlo (Дата обращения: 24.04.2025).
21 . Аймалетдинов, Т. Как понять ИИ: пять ключевых навыков для успешной работы с искусственным интеллектом // Сайт Forbes.ru. 09.11.2024. Режим доступа: URL: https://www.forbes.ru/mneniya/524718-kak-ponat-ii-pat-klucevyh-navykov-dla-uspesnoj-raboty-s-iskusstvennym-intellektom (Дата обращения: 04.04.2025).
22 . В РУДН интеллектуальный ассистент будет помогать преподавателям на занятиях // Сайт РУДН. 9.04.2025. Режим доступа: URL: https://www.rudn.ru/media/news/nauka/vrudn-intellektualnyy-assistent-budet-pomogat-prepodavatelyam-nazanyatiyah (Дата обращения: 24.04.2025).