ВЕБ-ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ |
| научная статья | 316 | ||
| 257-267 |
| Рассмотрен один из эффективных инструментов профессионального становления будущего учителя математики-веб-портфолио на основе технологии контекстного обучения А.А. Вербицкого. Указаны различные трактовки, функции исследуемой дефиниции на основе анализа научно-методической литературы и опыта деятельности в системе высшего образования, приведена структура и содержание веб-портфолио. Актуальность исследования определяется необходимостью формирования квалифицированных педагогических кадров для работы в сфере точных наук, особенно в контексте растущего спроса на специалистов в области инженерии и IT. Теоретической основой исследования выступают технология контекстного обучения и концепция интерференции знаний. В работе представлена структура веб-портфолио, включающая семь взаимосвязанных элементов: самопрезентация, познание себя, авторские кейсы, кейсы практик, достижения, рефлексия и планирование будущего. Научная новизна исследования состоит в разработке комплексной модели веб-портфолио, направленной на формирование профессиональной компетентности будущего учителя математики. Практическая значимость работы определяется возможностью использования предложенной модели для систематизации профессиональных достижений студентов; отслеживания динамики личностного роста; формирования индивидуального образовательного маршрута; развития навыков самоанализа; повышения мотивации к профессиональному развитию. Результаты исследования показывают, что веб-портфолио способствует формированию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущего педагога, развитию его творческого потенциала и готовности к инновационной деятельности. Перспективы исследования связаны с дальнейшим изучением возможностей применения веб-портфолио в профессиональной деятельности педагога и развитием профессионального сообщества на основе обмена опытом. |
| |
| 1 . Актуальные вопросы контекстного образования: материалы круглого стола, посвященного памяти академика РАО, доктора педагогических наук, профессора А.А. Вербицкого. 25 февраля 2021 г. / под ред. Е. Б. Пучковой, Е. А. Сорокоумовой. - М.: МПГУ, 2021. - 118 с. 2 . Аржакова М.И., Егорова К.Е. Оценивание профессиональных компетенций: проблема и пути решения // Современные образовательные технологии: новые вызовы и перспективы: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Астрахань. 25 ноября 2022 года. Астрахань: Издательство Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Издательский дом «Астраханский университет им. В.Н. Татищева», 2022. С. 121-125. 3 . Бабонова Е.Н., Проектирование методической системы подготовки педагогических кадров к использованию ИКТ в обучении в условиях становления компетентностного подхода // Вестник Омского государственного педагогического университета. 2007. - Режим доступа: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-190.pdf. 4 . Безукладников К.Э., Профессиональный портфолио как технология педагогического мониторинга уровня сформированности профессиональных компетенций студентов // Профессиональная подготовка педагогических кадров для системы образования Пермского края: материалы региональной научно-практической конференции, 18 апреля 2006 г., Пермь. Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 2006. - 170 с. 5 . Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991. - 207 с. 6 . Вербицкий А.А., Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1987/875/875031.htm. 7 . Вербицкий А.А., Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. -М., 1999. 8 . Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Школьные технологии. 2005. № 1. С. 155-181. 9 . Десненко С.И., Десненко М.А. Использование оценочных средств сформированности профессиональных компетенций будущего учителя физики и информатики в рамках дисциплин по выбору // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2021. №1(10). С. 16-21. 10 . Зеер Э. Ф. Психологические особенности прогнозирования профессионального будущего молодежи // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 3 (36). С. 16-26. 11 . Зеер Э. Ф., Журлова Е. Ю. Навигационные средства как инструменты сопровождения освоения компетенций в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 3. С. 77-92. 12 . Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 8. С. 9-28. 13 . Зеер Э.Ф., Степанова Л.Н. Портфолио как инструментальное средство самооценивания учебно-профессиональных достижений студентов // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 6. С. 139-157. 14 . Зеленко Н.В., Могилевская А.Г. Портфолио будущего педагога // Стандарты и мониторинг в образовании. - М., 2009. - № 1. - С. 61-63. 15 . Игонина Е. В. Функции портфолио студента вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции. Ч. II. Новосибирск: СибАК, 2011. 16 . Иманова О.А., Смолянинова О.Г. Оценивание профессиональных компетенций магистров педагогики средствами электронного портфолио // Информатика и образование. 2023. № 1(38). С. 45-54. 17 . Кныш И. А., Пастухова И. П. Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное педагогическое средство // Среднее профессиональное образование. 2008. № 1. С. 69-73. 18 . Коршунова В.В. Организация исследовательской деятельности по информатике при создании Е-портфолио: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2009. 167 с. 19 . Кудрявцева Е. Ю. Портфолио как инструмент самообразовательной деятельности учащихся // Профильная школа. 2008. № 4. С. 8-12. 20 . Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: избранные труды / Б. Ф. Ломов; отв. ред. В.А. Барабанщиков [и др.]. - Москва: Ин-т психологии РАН, 2006. - 622. 21 . Могилевкин Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов // Управление персоналом. 2006. № 5. 22 . Нестерова Л.Ю. Использование элементов контекстного обучения при подготовке будущих учителей математики //Высшее образование сегодня. 2024. № 2. С. 71-76. 23 . Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С. Учительский портфолио студента-педагога // Вопросы образования. 2005. № 4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchitelskiy-portfoliostudenta-pedagoga. 24 . Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С., Федотова Е. Е. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении: методическое пособие. Москва, 2008. 114 с. 25 . Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е. С. Полат. Москва: Академия, 2002. 272 с. 26 . Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/. 27 . Реан А. А. Психология и психодиагностика личности: Теория, методы исследования, практикум. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2006. С. 84-86. 28 . Ромадина О.Г., Соловьева М.С. Модель оценивания образовательных результатов студентов педагогических направлений // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования.2022. № 4. С. 69-73. 29 . Смолянинова О.Г. Технология электронного портфолио в образовании: российский и зарубежный опыт: монография. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. - 332 с. 30 . Тихонова Н.В. Использование цифрового портфолио при оценивании профессиональных компетенций будущих учителей // Высшее образование в России. 2021. №10(30). С. 87-98. 31 . Шехонин А. А., Тарлыков В. А., Клещева И. В., Багаутдинова А. Ш. Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента. Санкт-Петербург: НИУ ИТМО, 2014. - 81 с. |


