Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ВЕБ-ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316
Страницы
257-267
Ключевые слова
 

Авторы
Нестерова Л.Ю.
Напалков С.В.

Место работы
Нестерова Л.Ю.
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. ЛобачевскогоArzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

Напалков С.В.
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. ЛобачевскогоArzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod


Аннотация
Рассмотрен один из эффективных инструментов профессионального становления будущего учителя математики-веб-портфолио на основе технологии контекстного обучения А.А. Вербицкого. Указаны различные трактовки, функции исследуемой дефиниции на основе анализа научно-методической литературы и опыта деятельности в системе высшего образования, приведена структура и содержание веб-портфолио. Актуальность исследования определяется необходимостью формирования квалифицированных педагогических кадров для работы в сфере точных наук, особенно в контексте растущего спроса на специалистов в области инженерии и IT. Теоретической основой исследования выступают технология контекстного обучения и концепция интерференции знаний. В работе представлена структура веб-портфолио, включающая семь взаимосвязанных элементов: самопрезентация, познание себя, авторские кейсы, кейсы практик, достижения, рефлексия и планирование будущего. Научная новизна исследования состоит в разработке комплексной модели веб-портфолио, направленной на формирование профессиональной компетентности будущего учителя математики. Практическая значимость работы определяется возможностью использования предложенной модели для систематизации профессиональных достижений студентов; отслеживания динамики личностного роста; формирования индивидуального образовательного маршрута; развития навыков самоанализа; повышения мотивации к профессиональному развитию. Результаты исследования показывают, что веб-портфолио способствует формированию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущего педагога, развитию его творческого потенциала и готовности к инновационной деятельности. Перспективы исследования связаны с дальнейшим изучением возможностей применения веб-портфолио в профессиональной деятельности педагога и развитием профессионального сообщества на основе обмена опытом.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Актуальные вопросы контекстного образования: материалы круглого стола, посвященного памяти академика РАО, доктора педагогических наук, профессора А.А. Вербицкого. 25 февраля 2021 г. / под ред. Е. Б. Пучковой, Е. А. Сорокоумовой. - М.: МПГУ, 2021. - 118 с.
2 . Аржакова М.И., Егорова К.Е. Оценивание профессиональных компетенций: проблема и пути решения // Современные образовательные технологии: новые вызовы и перспективы: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Астрахань. 25 ноября 2022 года. Астрахань: Издательство Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Издательский дом «Астраханский университет им. В.Н. Татищева», 2022. С. 121-125.
3 . Бабонова Е.Н., Проектирование методической системы подготовки педагогических кадров к использованию ИКТ в обучении в условиях становления компетентностного подхода // Вестник Омского государственного педагогического университета. 2007. - Режим доступа: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-190.pdf.
4 . Безукладников К.Э., Профессиональный портфолио как технология педагогического мониторинга уровня сформированности профессиональных компетенций студентов // Профессиональная подготовка педагогических кадров для системы образования Пермского края: материалы региональной научно-практической конференции, 18 апреля 2006 г., Пермь. Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 2006. - 170 с.
5 . Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991. - 207 с.
6 . Вербицкий А.А., Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1987/875/875031.htm.
7 . Вербицкий А.А., Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. -М., 1999.
8 . Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Школьные технологии. 2005. № 1. С. 155-181.
9 . Десненко С.И., Десненко М.А. Использование оценочных средств сформированности профессиональных компетенций будущего учителя физики и информатики в рамках дисциплин по выбору // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2021. №1(10). С. 16-21.
10 . Зеер Э. Ф. Психологические особенности прогнозирования профессионального будущего молодежи // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 3 (36). С. 16-26.
11 . Зеер Э. Ф., Журлова Е. Ю. Навигационные средства как инструменты сопровождения освоения компетенций в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 3. С. 77-92.
12 . Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 8. С. 9-28.
13 . Зеер Э.Ф., Степанова Л.Н. Портфолио как инструментальное средство самооценивания учебно-профессиональных достижений студентов // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 6. С. 139-157.
14 . Зеленко Н.В., Могилевская А.Г. Портфолио будущего педагога // Стандарты и мониторинг в образовании. - М., 2009. - № 1. - С. 61-63.
15 . Игонина Е. В. Функции портфолио студента вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции. Ч. II. Новосибирск: СибАК, 2011.
16 . Иманова О.А., Смолянинова О.Г. Оценивание профессиональных компетенций магистров педагогики средствами электронного портфолио // Информатика и образование. 2023. № 1(38). С. 45-54.
17 . Кныш И. А., Пастухова И. П. Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное педагогическое средство // Среднее профессиональное образование. 2008. № 1. С. 69-73.
18 . Коршунова В.В. Организация исследовательской деятельности по информатике при создании Е-портфолио: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2009. 167 с.
19 . Кудрявцева Е. Ю. Портфолио как инструмент самообразовательной деятельности учащихся // Профильная школа. 2008. № 4. С. 8-12.
20 . Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: избранные труды / Б. Ф. Ломов; отв. ред. В.А. Барабанщиков [и др.]. - Москва: Ин-т психологии РАН, 2006. - 622.
21 . Могилевкин Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов // Управление персоналом. 2006. № 5.
22 . Нестерова Л.Ю. Использование элементов контекстного обучения при подготовке будущих учителей математики //Высшее образование сегодня. 2024. № 2. С. 71-76.
23 . Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С. Учительский портфолио студента-педагога // Вопросы образования. 2005. № 4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchitelskiy-portfoliostudenta-pedagoga.
24 . Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С., Федотова Е. Е. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении: методическое пособие. Москва, 2008. 114 с.
25 . Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е. С. Полат. Москва: Академия, 2002. 272 с.
26 . Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/.
27 . Реан А. А. Психология и психодиагностика личности: Теория, методы исследования, практикум. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2006. С. 84-86.
28 . Ромадина О.Г., Соловьева М.С. Модель оценивания образовательных результатов студентов педагогических направлений // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования.2022. № 4. С. 69-73.
29 . Смолянинова О.Г. Технология электронного портфолио в образовании: российский и зарубежный опыт: монография. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. - 332 с.
30 . Тихонова Н.В. Использование цифрового портфолио при оценивании профессиональных компетенций будущих учителей // Высшее образование в России. 2021. №10(30). С. 87-98.
31 . Шехонин А. А., Тарлыков В. А., Клещева И. В., Багаутдинова А. Ш. Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента. Санкт-Петербург: НИУ ИТМО, 2014. - 81 с.