Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПЕРЕДОВОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЕ ННГУ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
37
Страницы
250-256
Ключевые слова
 

Авторы
Масленникова Ю.В.
Фаддеев М.А.

Место работы
Масленникова Ю.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhny Novgorod

Фаддеев М.А.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhny Novgorod


Аннотация
Результативная деятельность передовой инженерной школы ННГУ им. Н.И. Лобачевского требует системной довузовской подготовки будущих студентов. В работе предлагается многоуровневая система подготовки учащихся, основанная на последовательном развитии познавательных умений, сочетании фундаментальной физико-математической подготовки и развития конструкторских умений. Основой содержания начального курса дополнительного образования являются разработанные преподавателями различных кафедр физического факультета многоуровневые экспериментальные задания и задачи по физике, используемые для организации занятий с учащимися 5-8-х классов. Их выполнение способствует формированию начальных экспериментальных навыков и служит подготовительным этапом, необходимым для дальнейшего выполнения учебно-исследовательских работ (УИР) и научно-исследовательских работ. Организация экспериментальной деятельности учащихся 8-9-х классов в малых группах позволяет выделить для каждого учащегося узкую тему исследования (УИР). На завершающем этапе обучения в 10-11-х классах учащиеся знакомятся с тематикой исследований различных лабораторий НИФТИ и физического факультета и приобщаются к их деятельности, выполняя научно-исследовательские работы. Проведенный в течение нескольких лет педагогический эксперимент показывает, что предлагаемая система подготовки позволяет учащимся сделать осознанный выбор будущей специальности и успешно обучаться в стенах университета.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Милованов К.Ю. Вопросы политехнизации советской школы в 19 20-1930 г.г.// История политехнического образования в России. Труды международной научно-образовательной конференции с международным участием 28.02.2019. С.Пб.Политех-Пресс.2019 - 234с.
2 . Заграничная Н.А., Паршутина Л.А. Реализация задач политехнического образования в методиках преподавания естественнонаучных дисциплин в школе: историческая ретроспектива// История политехнического образования в России. Труды международной научно-образовательной конференции с международным участием 28.02.2019. С.Пб.Политех-Пресс.2019 - 234с.
3 . Комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года. Утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.11.2024 г. №1333-р. https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-19112024-n-3333-r-ob-utverzhdenii/
4 . Стефанова Г.П. Новое содержание принципа практической направленности подготовки учащихся //Наука и школа. №2.2010. С.13.
5 . Никитина Т.В. Взаимосвязь учебного физического и инженерного образования// Учебная физика. №3. 2024. С.67-75.
6 . Практические задания в области STEM-образования: в 3 т. Том 2. Задания для работы с учащимися 5-11 классов / Редактор и составитель А.С. Обухов. Научный консультант С.А. Ловягин. М.: Библиотека журнала «Исследователь/ Researcher», 2022. 266 с.
7 . НикитинаТ.В., Даммер М.Д., Елагина В.С Методические инструменты реализации практико-ориентированного подхода в обучении физике // Современные наукоемкие технологии. №7.2023. С.182
8 . Разумовский В.Г.Проблемы теории и практики школьного физического образования: Избранные научные статьи. М.: 2016.- 196с.
9 . Письмо Минпросвещения России от 26.06.2023 N 05-2034 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по созданию инженерных классов судостроительного профиля в общеобразовательных организации субъектов Российской Федерации", утв. протоколом заседания рабочей группы проработки вопросов создания и функционирования инженерных классов авиастроительного и судостроительного профилей от 19.06.2023 N Д05-75/05пр)
10 . «О мерах государственной поддержки программ развития передовых инженерных школ». Постановление правительства РФ от 8.04.22. № 619. https://engineers2030.ru/upload/medialibrary/085/ykqnqbv54wn89kt5127ndedy69xdp1pq/pr_110422_619.pdf
11 . Концепция преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях РФ, реализующих основные образовательные программы. Утверждена Решением Коллегии Министерства Просвещения РФ. Протокол от 03.12.2019г. №ПК-4вн
12 . Исаев Д.А. Формирование первоначальных физических представлений у учащихся младшего подросткового возраста. Текст.: дис. . канд. пед. наук: / Д.А. Исаев. М., 1992. 126 с.
13 . Даммер М.Д. Методические основы построения опережающего курса физики основной школы. Текст. :дисс. докт. пед. наук/Даммер М.Д. Челябинск. 1997.- 443с.
14 . Шулежко, Е.М. Разработка структуры и содержания пропедевтического курса физики на основе метода научного познания: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Шулежко Е.М.. -Москва, 2003. - 20 с.
15 . Майер, Р.В. Проблема формирования системы эмпирических знаний по физике: автореф. дис. … д-ра. пед. наук: 13.00.02 / Майер Роберт Валерьевич. - С.Пб., 1999. - 36 с.
16 . Масленникова Ю.В. Влияние пропедевтического курса физики 5-6 класса на уровень развития исследовательских навыков учащихся // Проблемы учебного физического эксперимента. Сборник научных трудов. Выпуск 25. М.: ИСМО РАО. 2015. С.41-44.
17 . Масленникова Ю.В., Чупрунов Е.В. Выполнение многоуровневых экспериментальных заданий как способ формирования познавательных умений учащихся в рамках пропедевтических курсов физики в начальной и основной школе. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. № 4 (72). 2023. С. 204- 210.
18 . Масленникова Ю.В. Раннее обучение физике как первый этап формирования профессионального самоопределения школьников. Сборник трудов по 27 Радиофизической конференции. Http://www.rf.unn.ru/science/conferences/rf-conf-2023-book/. 2023. С. 575-578.
19 . Фаддеев М.А., Масленникова Ю.В. Решение многоуровневых экспериментальных задач по физике как основа подготовки учащихся к обучению в передовых инженерных школах. Сборник трудов XVII Международной конференции. Физика в системе современного образования (ФССО 2023). СПб.: Санкт- Петербург. 2023. С.452-458.
20 . Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика.1991. С. 374-390.
21 . Титаева Е.К., Лебедева О.В., Масленникова Ю.В. Чупрунов Е.В.Формирование профессионального самоопределения учащихся в учебно-исследовательской деятельности по физике. Монография. Н.Новгород: Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2024. - 188с.
22 . Фаддеев М.А., Масленникова Ю.В. Практикум по механике повышенного уровня для системы довузовской подготовки Передовой инженерной школы ННГУ труды XXVIII научной конференции по радиофизике. Издательство: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 568с. 2024. С. 540-544.
23 . Масленникова Ю.В., Гажулина А.П. «Баллистический маятник» как многоуровневая лабораторная работа //Физика в школе.№1.2025. С.34-45.