МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПЕРЕДОВОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЕ ННГУ |
| научная статья | 37 | ||
| 250-256 |
| Результативная деятельность передовой инженерной школы ННГУ им. Н.И. Лобачевского требует системной довузовской подготовки будущих студентов. В работе предлагается многоуровневая система подготовки учащихся, основанная на последовательном развитии познавательных умений, сочетании фундаментальной физико-математической подготовки и развития конструкторских умений. Основой содержания начального курса дополнительного образования являются разработанные преподавателями различных кафедр физического факультета многоуровневые экспериментальные задания и задачи по физике, используемые для организации занятий с учащимися 5-8-х классов. Их выполнение способствует формированию начальных экспериментальных навыков и служит подготовительным этапом, необходимым для дальнейшего выполнения учебно-исследовательских работ (УИР) и научно-исследовательских работ. Организация экспериментальной деятельности учащихся 8-9-х классов в малых группах позволяет выделить для каждого учащегося узкую тему исследования (УИР). На завершающем этапе обучения в 10-11-х классах учащиеся знакомятся с тематикой исследований различных лабораторий НИФТИ и физического факультета и приобщаются к их деятельности, выполняя научно-исследовательские работы. Проведенный в течение нескольких лет педагогический эксперимент показывает, что предлагаемая система подготовки позволяет учащимся сделать осознанный выбор будущей специальности и успешно обучаться в стенах университета. |
| |
| 1 . Милованов К.Ю. Вопросы политехнизации советской школы в 19 20-1930 г.г.// История политехнического образования в России. Труды международной научно-образовательной конференции с международным участием 28.02.2019. С.Пб.Политех-Пресс.2019 - 234с. 2 . Заграничная Н.А., Паршутина Л.А. Реализация задач политехнического образования в методиках преподавания естественнонаучных дисциплин в школе: историческая ретроспектива// История политехнического образования в России. Труды международной научно-образовательной конференции с международным участием 28.02.2019. С.Пб.Политех-Пресс.2019 - 234с. 3 . Комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года. Утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.11.2024 г. №1333-р. https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-19112024-n-3333-r-ob-utverzhdenii/ 4 . Стефанова Г.П. Новое содержание принципа практической направленности подготовки учащихся //Наука и школа. №2.2010. С.13. 5 . Никитина Т.В. Взаимосвязь учебного физического и инженерного образования// Учебная физика. №3. 2024. С.67-75. 6 . Практические задания в области STEM-образования: в 3 т. Том 2. Задания для работы с учащимися 5-11 классов / Редактор и составитель А.С. Обухов. Научный консультант С.А. Ловягин. М.: Библиотека журнала «Исследователь/ Researcher», 2022. 266 с. 7 . НикитинаТ.В., Даммер М.Д., Елагина В.С Методические инструменты реализации практико-ориентированного подхода в обучении физике // Современные наукоемкие технологии. №7.2023. С.182 8 . Разумовский В.Г.Проблемы теории и практики школьного физического образования: Избранные научные статьи. М.: 2016.- 196с. 9 . Письмо Минпросвещения России от 26.06.2023 N 05-2034 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по созданию инженерных классов судостроительного профиля в общеобразовательных организации субъектов Российской Федерации", утв. протоколом заседания рабочей группы проработки вопросов создания и функционирования инженерных классов авиастроительного и судостроительного профилей от 19.06.2023 N Д05-75/05пр) 10 . «О мерах государственной поддержки программ развития передовых инженерных школ». Постановление правительства РФ от 8.04.22. № 619. https://engineers2030.ru/upload/medialibrary/085/ykqnqbv54wn89kt5127ndedy69xdp1pq/pr_110422_619.pdf 11 . Концепция преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях РФ, реализующих основные образовательные программы. Утверждена Решением Коллегии Министерства Просвещения РФ. Протокол от 03.12.2019г. №ПК-4вн 12 . Исаев Д.А. Формирование первоначальных физических представлений у учащихся младшего подросткового возраста. Текст.: дис. . канд. пед. наук: / Д.А. Исаев. М., 1992. 126 с. 13 . Даммер М.Д. Методические основы построения опережающего курса физики основной школы. Текст. :дисс. докт. пед. наук/Даммер М.Д. Челябинск. 1997.- 443с. 14 . Шулежко, Е.М. Разработка структуры и содержания пропедевтического курса физики на основе метода научного познания: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Шулежко Е.М.. -Москва, 2003. - 20 с. 15 . Майер, Р.В. Проблема формирования системы эмпирических знаний по физике: автореф. дис. … д-ра. пед. наук: 13.00.02 / Майер Роберт Валерьевич. - С.Пб., 1999. - 36 с. 16 . Масленникова Ю.В. Влияние пропедевтического курса физики 5-6 класса на уровень развития исследовательских навыков учащихся // Проблемы учебного физического эксперимента. Сборник научных трудов. Выпуск 25. М.: ИСМО РАО. 2015. С.41-44. 17 . Масленникова Ю.В., Чупрунов Е.В. Выполнение многоуровневых экспериментальных заданий как способ формирования познавательных умений учащихся в рамках пропедевтических курсов физики в начальной и основной школе. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. № 4 (72). 2023. С. 204- 210. 18 . Масленникова Ю.В. Раннее обучение физике как первый этап формирования профессионального самоопределения школьников. Сборник трудов по 27 Радиофизической конференции. Http://www.rf.unn.ru/science/conferences/rf-conf-2023-book/. 2023. С. 575-578. 19 . Фаддеев М.А., Масленникова Ю.В. Решение многоуровневых экспериментальных задач по физике как основа подготовки учащихся к обучению в передовых инженерных школах. Сборник трудов XVII Международной конференции. Физика в системе современного образования (ФССО 2023). СПб.: Санкт- Петербург. 2023. С.452-458. 20 . Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика.1991. С. 374-390. 21 . Титаева Е.К., Лебедева О.В., Масленникова Ю.В. Чупрунов Е.В.Формирование профессионального самоопределения учащихся в учебно-исследовательской деятельности по физике. Монография. Н.Новгород: Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2024. - 188с. 22 . Фаддеев М.А., Масленникова Ю.В. Практикум по механике повышенного уровня для системы довузовской подготовки Передовой инженерной школы ННГУ труды XXVIII научной конференции по радиофизике. Издательство: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 568с. 2024. С. 540-544. 23 . Масленникова Ю.В., Гажулина А.П. «Баллистический маятник» как многоуровневая лабораторная работа //Физика в школе.№1.2025. С.34-45. |


