РАЗВИТИЕ НАВЫКА КОМАНДНОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ |
| научная статья | 811.1/.8:378.14 | ||
| 244-249 |
| Данное исследование посвящено вопросу развития навыков soft skills, в частности навыка командной работы, у студентов инженерных специальностей на занятиях по иностранному (английскому) языку. Современные тенденции в инженерном образовании демонстрируют возрастающую потребность в специалистах, обладающих не только технической экспертизой, но и развитыми навыками командной работы в международной среде. В условиях глобализации производства и научных исследований способность эффективно взаимодействовать в мультикультурных коллективах становится ключевым требованием к выпускникам технических вузов. В статье приводятся данные экспериментального исследования наиболее популярных методов развития навыка командной работы (метод проектов, ролевая игра, дебаты, case-study), проводится анализ их эффективности по различным критериям. Практическая значимость исследования заключается в апробации с участием 48 студентов инженерных специальностей, показавшей улучшение показателей командной работы на 35-40% по ключевым параметрам и рост мотивации к изучению языка через профессиональные кейсы. Структура статьи отражает логику исследования: от анализа литературных источников через описание методов к представлению результатов и практических рекомендаций. |
| |
| 1 . Воронина О С. Формирование и развитие soft skills у студентов инженерных специальностей в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. 2021. №XIII. С. 182-186. 2 . Попова О. И. Трансформация высшего образования в условиях цифровой экономики // Вопросы управления. 2018. №5 (35). С. 158-160. 3 . Rasskazova, Olga & Alexandrov, Igor & Burmistrov, Andrey & Siniavina, Maria & Cornelis, Eduard. (2020). Key Competencies in the Digital Age and Transformation of Education. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 940. 2020. P. 1-9. 4 . Гриб Е.В., Коломоец Е.Н., Латышева В.В. Игровые методы формирования компетенции «командная работа и лидерство» в подготовке инженеров // Высшее образование в России. 2020. №10. С. 125-134. 5 . Беркович М.И., Кофанова Т.А., Тихонова С.С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: экономика и управление. 2018. № 4. С. 63-68. 6 . ФГОС ВО 3++ направление подготовки 13.04.01. [Электронный ресурс] : URL: https://clck.ru/RM93h (дата обрашения 15.07.2023). 7 . Зиннатуллина Л.М. Введение понятия soft skills на уроках иностранного языка для студентов инженерных специальностей // Концепт. 2023. №11. С. 73-86. 8 . Рыскулова М.Н. Формирование умений командной работы у студентов технических вузов // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. №12. С. 229-233. 9 . Рыскулова М.Н. Группа, коллектив, команда.Соотношение понятий // Современное педагогическое образование. 2019. № 10. С. 191-194. 10 . World Economic Forum (2023). Future of Jobs Report. https://www.weforum.org/publications/the-future-of-jobs-report-2023 (дата обращения: 18.04.2025) 11 . IEEE Transactions on Education (2022). Vol. 65, No 4.https://ieeexplore.ieee.org/xpl/RecentIssue.jsp?punumber=13 (Дата обращения: 16.04.2025) 12 . Katzenbach J. R., Smith D. The Wisdom of Teams: Creating the High-Performance Organization // Harvard Business Review Press. 2021. 304 p. 13 . Belbin M., Brown V. Team Roles at Work. 3rd edition // Routledge. 2023. 156 p. 14 . Salas, Eduardo & Reyes, Denise & McDaniel, Susan. The Science of Teamwork: Progress, Reflections, and the Road Ahead. American Psychologist. 2018. Vol. 73, No. 4. P. 593-600. 15 . Kozlowski, Ilgen. Enhancing the effectiveness of work groups and teams. Psychological Science in the Public Interest. 2006. №7. P. 77-124. 16 . Akanle, O.K. Emotional Intelligence: A Panacea for Organizational Effectiveness? // Open Access Library Journal. Vol.11 No.11. 2024. P. 1-11. 17 . Ямских Т.Н., Слепченко Н.Н. Формирование умений командной работы студентов инженерных направлений подготовки на занятиях по иностранному языку // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. №4 (34). С. 89-93. 18 . Фахретдинова Г.Н., Зиннатуллина Л.М. Интеграция целей устойчивого развития в процессе преподавания иностранного языка в вузе // Тенденции развития науки и образования. 2022. №91-2. С 51-54. 19 . Малышева А. Д. Формирование командной компетенции на занятиях по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 32. С. 249-253. 20 . Зиннатуллина Л.М., Сунцова М.С. Механизм создания расширенной метафоры с адвербиальными фразеологическими единицами // Казанская наука. 2020. № 6. С. 57-59. 21 . ABET 2023: https://impactreport.abet.org/#anchor-intro (Дата обращения: 21.04.2025) |


