Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ГОРНОГО ВУЗА)


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378.146
Страницы
232-243
Ключевые слова
 

Авторы
Воронина Л.В.
Озерова Т.С.
Новоселов С.А.
Симонова А.А.

Место работы
Воронина Л.В.
Уральский государственный педагогический университетUral State Pedagogical University

Озерова Т.С.
Уральский государственный горный университетUral State Mining University

Новоселов С.А.
Уральский государственный педагогический университетUral State Pedagogical University

Симонова А.А.
Уральский государственный педагогический университетUral State Pedagogical University


Аннотация
Статья посвящена описанию диагностического инструментария, разработанного для оценки критического мышления студентов горного вуза в процессе преподавания математики. Материалы исследования (анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, диссертационных исследований и нормативных документов по исследуемой проблеме) были использованы для выделения компонентов критического мышления. В ходе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ научной, научно-методической, педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация, сравнение, обобщение, эксперимент. В результате исследования выделены мотивационный, деятельностный и рефлексивный компоненты критического мышления, на их основе уточнено понятие «критическое мышление студента вуза». С точки зрения авторов, важным для развития критического мышления является его неразрывная связь с развитием универсальных компетенций, включенных в действующий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, и развитием профессиональных компетенций. Исходя из этого авторами предлагается при разработке диагностического инструментария учитывать специфику предметной области, на базе которой развивается критическое мышление, а также ориентироваться на использование критического мышления в будущей профессиональной деятельности студентов. В результате проведенной экспериментальной работы удалось показать, что использование математических и прикладных задач на занятиях по математике приводит к статистически значимому повышению уровня развития критического мышления студентов горного вуза.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Замощанский И.И., Конашкова А.М., Степанов В.Э. Критическое мышление как инструмент профессионального и личностного развития студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 2(82). С. 122-126.
2 . Корешникова Ю.Н. Организационные и педагогические условия развития критического мышления у студентов вузов: диссертация канд. пед. наук. М., 2021. 207 с.
3 . Коровина И.А., Хабарова Т.С. Технология развития критического мышления как средство становления субъектности студентов медицинского вуза в самообразовательной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. Режим доступа: URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22512 (дата обращения: 28.02.2025).
4 . Солодихина М.В. Развитие критического мышления студентов в процессе обучения интегрированным естественнонаучным дисциплинам: диссертация д-ра пед. наук. М., 2024. 457 с. Режим доступа: URL: https://mpgu.su/dissertations/kriticheskogo-integrirovannym-estestvennonauchnym/ (Дата обращения 07.03.2025)
5 . Шепелев А.И. Развитие критического мышления будущих учителей иностранного языка в условиях информационного общества: диссертация канд. пед. наук. Грозный, 2024. 284 с. Режим доступа: URL: https://science.cfuv.ru/wp-content/uploads/2024/02/Диссертация-Шепелев-А.-И.-ИТОГ.pdf (Дата обращения 07.03.2025)
6 . Григорьева Н.В. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров горной промышленности в условиях дуального обучения: дисс. канд. пед. наук. Бийск, 2018. 249 с. Режим доступа: URL: https://www.kspu.ru/upload/documents/2018/12/25/ad59bef1aafdb514130984bb32345be6/grigoreva-nv-dissertatsiya-formirovanie-professionalnoj-kompetentnosti-buduschih.pdf (Дата обращения 07.03.2025)
7 . Казанин О.И., Дребенштедт К. Горное образование в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы // Записки Горного института. 2017. Т. 225. С. 369-375.
8 . Каледина Н.О. Подготовка горных инженеров - содержание и качество // Уголь. 2023. № 11. С. 23-30.
9 . Озерова, Т. С. Критическое мышление в профессиональной деятельности будущих горных инженеров-геологов / Т. С. Озерова, Л. В. Воронина // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 3. - С. 150-156. - DOI 10.26170/2079-8717_2021_03_17. - EDN MXLLRS.
10 . Рапацевич Е.С. Педагогика: большая современная энциклопедия. Минск: Современное слово, 2005. 720 с.
11 . Glaser E.M. An experiment in the development of critical thinking // Contributions to Education. Teachers College. Bureau of Publications. 1972. № 843. P. 181-199.
12 . Chaffee J. The Thinker's Guide to College Success. N.Y.: Houghton Mifflin Company, 1999. 213 p.
13 . Lipman M. Thinking in Education. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2003. 299 p.
14 . Paul R.W., Nosich G.M. A model for the national assessment of higher order thinking. Santa Rosa, CA: Foundation for Critical Thinking. (ERIC Document Reproduction Service No. ED 353296). Режим доступа: URL: https://www.criticalthinking.org/pages/a-model-for-the-national-assessment-of-higher-order-thinking/591 (Дата обращения 17.03.2025)
15 . Халперн Д. Психология критического мышления. М.: Питер, 2000. 512 c.
16 . Стародубцева В.С., Темербекова А.А. Развитие критического мышления студентов вуза через формирование и развитие профессиональных компетенций // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 6(109). С. 307-310.
17 . Озерова, Т. С. Формирование критического мышления у студентов горных вузов в процессе обучения математике : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Озерова Тамара Сергеевна, 2023. - 181 с. - EDN PRATXL.
18 . Теория и практика развития мышления в процессе обучения в вузе / Л. В. Воронина, Л. И. Миронова, Т. С. Озерова [и др.]. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2024. - 175 с. - ISBN 978-5-7186-2288-1. - EDN IKPNBA.
19 . Watson G., Glaser E.M. (1980) Watson-Glaser Critical Thinking Appraisal Man¬ual. San Antonio, TX: Psychological Corporation. Режим доступа: URL: https://www.researchgate.net/publication/225486765_Validating_the_Watson_Glaser_Critical_Thinking_Appraisal (Дата обращения 17.03.2025)
20 . Ennis, R.H., Weir E.E. (1985) The Ennis-Weir Critical Thinking Essay Test: An In¬strument for Teaching and Testing. Pacific Grove, CA: Midwest Publications. Режим доступа: URL: https://www.academia.edu/1847582/The_Ennis_Weir_Critical_Thinking_Essay_Test_An_Instrument_for_Teaching_and_Testing (Дата обращения 17.03.2025)
21 . Facione, P.A. et al. The California critical thinking skills test: CCTST. Режим доступа: URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED380509.pdf (Дата обращения 17.03.2025)
22 . Ennis R.H., Millman J., Tomko T.N. Cornell Critical Thinking Tests. Midwest Publications, 2005. 51 р. Режим доступа: URL: https://evolkov.net/critic.think/tests/Cornell.cond.reas.pdf (Дата обращения 17.03.2025)
23 . Halpern D.F. Teaching Critical Thinking for Transfer Across Domains: Dispositions, Skills, Structure Training, and Metacognitive Monitoring // American Psychologist. 1998. Vol 53. No 4. P. 449-455. Режим доступа: URL: https://www.researchgate.net/publication/51343991_Teaching_Critical_Thinking_for_Transfer_Across_Domains_Dispositions_Skills_Structure_Training_and_Metacognitive_Monitoring (Дата обращения 17.03.2025)
24 . Луценко Е.Л. Адаптация теста критического мышления Л. Старки// Вшник Харк. нац. ун-ту. Серiя: Психологiя. 2014. № 1110. С. 65-70. Режим доступа: URL: https://pubdoc.ru/doc/203466/adaptaciya-testa-kriticheskogo-myshleniya-l.-starki (Дата обращения 17.03.2025)
25 . Гущин Ю.Ф., Ильясов И.И. Опыт разработки теста оценки критического мышления школьников // Сайт Психология и методология образования. Режим доступа: URL: https://psyhoinfo.ru/ocenka-kachestva-obrazovaniya/intellektualnoe-razvitie-i-uroven-uchebnyh-dostizheniy-uchashchihsya/opit-razrabotki-testa-otsenki-kriticheskogo-mishleniya-shkolnikov (Дата обращения 07.03.2025).
26 . Осташков В.Н. Роль исследовательских задач в обучении математике будущих инженеров // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2, № 1. С. 80.