ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ГОРНОГО ВУЗА) |
| научная статья | 378.146 | ||
| 232-243 |
| Статья посвящена описанию диагностического инструментария, разработанного для оценки критического мышления студентов горного вуза в процессе преподавания математики. Материалы исследования (анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, диссертационных исследований и нормативных документов по исследуемой проблеме) были использованы для выделения компонентов критического мышления. В ходе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ научной, научно-методической, педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация, сравнение, обобщение, эксперимент. В результате исследования выделены мотивационный, деятельностный и рефлексивный компоненты критического мышления, на их основе уточнено понятие «критическое мышление студента вуза». С точки зрения авторов, важным для развития критического мышления является его неразрывная связь с развитием универсальных компетенций, включенных в действующий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, и развитием профессиональных компетенций. Исходя из этого авторами предлагается при разработке диагностического инструментария учитывать специфику предметной области, на базе которой развивается критическое мышление, а также ориентироваться на использование критического мышления в будущей профессиональной деятельности студентов. В результате проведенной экспериментальной работы удалось показать, что использование математических и прикладных задач на занятиях по математике приводит к статистически значимому повышению уровня развития критического мышления студентов горного вуза. |
| |
| 1 . Замощанский И.И., Конашкова А.М., Степанов В.Э. Критическое мышление как инструмент профессионального и личностного развития студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 2(82). С. 122-126. 2 . Корешникова Ю.Н. Организационные и педагогические условия развития критического мышления у студентов вузов: диссертация канд. пед. наук. М., 2021. 207 с. 3 . Коровина И.А., Хабарова Т.С. Технология развития критического мышления как средство становления субъектности студентов медицинского вуза в самообразовательной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. Режим доступа: URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22512 (дата обращения: 28.02.2025). 4 . Солодихина М.В. Развитие критического мышления студентов в процессе обучения интегрированным естественнонаучным дисциплинам: диссертация д-ра пед. наук. М., 2024. 457 с. Режим доступа: URL: https://mpgu.su/dissertations/kriticheskogo-integrirovannym-estestvennonauchnym/ (Дата обращения 07.03.2025) 5 . Шепелев А.И. Развитие критического мышления будущих учителей иностранного языка в условиях информационного общества: диссертация канд. пед. наук. Грозный, 2024. 284 с. Режим доступа: URL: https://science.cfuv.ru/wp-content/uploads/2024/02/Диссертация-Шепелев-А.-И.-ИТОГ.pdf (Дата обращения 07.03.2025) 6 . Григорьева Н.В. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров горной промышленности в условиях дуального обучения: дисс. канд. пед. наук. Бийск, 2018. 249 с. Режим доступа: URL: https://www.kspu.ru/upload/documents/2018/12/25/ad59bef1aafdb514130984bb32345be6/grigoreva-nv-dissertatsiya-formirovanie-professionalnoj-kompetentnosti-buduschih.pdf (Дата обращения 07.03.2025) 7 . Казанин О.И., Дребенштедт К. Горное образование в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы // Записки Горного института. 2017. Т. 225. С. 369-375. 8 . Каледина Н.О. Подготовка горных инженеров - содержание и качество // Уголь. 2023. № 11. С. 23-30. 9 . Озерова, Т. С. Критическое мышление в профессиональной деятельности будущих горных инженеров-геологов / Т. С. Озерова, Л. В. Воронина // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 3. - С. 150-156. - DOI 10.26170/2079-8717_2021_03_17. - EDN MXLLRS. 10 . Рапацевич Е.С. Педагогика: большая современная энциклопедия. Минск: Современное слово, 2005. 720 с. 11 . Glaser E.M. An experiment in the development of critical thinking // Contributions to Education. Teachers College. Bureau of Publications. 1972. № 843. P. 181-199. 12 . Chaffee J. The Thinker's Guide to College Success. N.Y.: Houghton Mifflin Company, 1999. 213 p. 13 . Lipman M. Thinking in Education. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2003. 299 p. 14 . Paul R.W., Nosich G.M. A model for the national assessment of higher order thinking. Santa Rosa, CA: Foundation for Critical Thinking. (ERIC Document Reproduction Service No. ED 353296). Режим доступа: URL: https://www.criticalthinking.org/pages/a-model-for-the-national-assessment-of-higher-order-thinking/591 (Дата обращения 17.03.2025) 15 . Халперн Д. Психология критического мышления. М.: Питер, 2000. 512 c. 16 . Стародубцева В.С., Темербекова А.А. Развитие критического мышления студентов вуза через формирование и развитие профессиональных компетенций // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 6(109). С. 307-310. 17 . Озерова, Т. С. Формирование критического мышления у студентов горных вузов в процессе обучения математике : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Озерова Тамара Сергеевна, 2023. - 181 с. - EDN PRATXL. 18 . Теория и практика развития мышления в процессе обучения в вузе / Л. В. Воронина, Л. И. Миронова, Т. С. Озерова [и др.]. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2024. - 175 с. - ISBN 978-5-7186-2288-1. - EDN IKPNBA. 19 . Watson G., Glaser E.M. (1980) Watson-Glaser Critical Thinking Appraisal Man¬ual. San Antonio, TX: Psychological Corporation. Режим доступа: URL: https://www.researchgate.net/publication/225486765_Validating_the_Watson_Glaser_Critical_Thinking_Appraisal (Дата обращения 17.03.2025) 20 . Ennis, R.H., Weir E.E. (1985) The Ennis-Weir Critical Thinking Essay Test: An In¬strument for Teaching and Testing. Pacific Grove, CA: Midwest Publications. Режим доступа: URL: https://www.academia.edu/1847582/The_Ennis_Weir_Critical_Thinking_Essay_Test_An_Instrument_for_Teaching_and_Testing (Дата обращения 17.03.2025) 21 . Facione, P.A. et al. The California critical thinking skills test: CCTST. Режим доступа: URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED380509.pdf (Дата обращения 17.03.2025) 22 . Ennis R.H., Millman J., Tomko T.N. Cornell Critical Thinking Tests. Midwest Publications, 2005. 51 р. Режим доступа: URL: https://evolkov.net/critic.think/tests/Cornell.cond.reas.pdf (Дата обращения 17.03.2025) 23 . Halpern D.F. Teaching Critical Thinking for Transfer Across Domains: Dispositions, Skills, Structure Training, and Metacognitive Monitoring // American Psychologist. 1998. Vol 53. No 4. P. 449-455. Режим доступа: URL: https://www.researchgate.net/publication/51343991_Teaching_Critical_Thinking_for_Transfer_Across_Domains_Dispositions_Skills_Structure_Training_and_Metacognitive_Monitoring (Дата обращения 17.03.2025) 24 . Луценко Е.Л. Адаптация теста критического мышления Л. Старки// Вшник Харк. нац. ун-ту. Серiя: Психологiя. 2014. № 1110. С. 65-70. Режим доступа: URL: https://pubdoc.ru/doc/203466/adaptaciya-testa-kriticheskogo-myshleniya-l.-starki (Дата обращения 17.03.2025) 25 . Гущин Ю.Ф., Ильясов И.И. Опыт разработки теста оценки критического мышления школьников // Сайт Психология и методология образования. Режим доступа: URL: https://psyhoinfo.ru/ocenka-kachestva-obrazovaniya/intellektualnoe-razvitie-i-uroven-uchebnyh-dostizheniy-uchashchihsya/opit-razrabotki-testa-otsenki-kriticheskogo-mishleniya-shkolnikov (Дата обращения 07.03.2025). 26 . Осташков В.Н. Роль исследовательских задач в обучении математике будущих инженеров // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2, № 1. С. 80. |


