ПРАКТИКУМ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА КАК СРЕДСТВО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ |
| ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| научная статья | 372.853 | ||
| 225-231 |
| На современном этапе особую актуальность приобретает развитие предпрофильной и предпрофессиональной подготовки учащихся к получению инженерного и физико-математического образования. Целью данного исследования является теоретическое обоснование и разработка содержания и методики практикума по физике для учащихся 9-го класса как средства предпрофильной подготовки. Теоретическим основанием построения содержания и методики практикума по физике является идея взаимосвязи двух фундаментальных видов учебной деятельности - моделирования и экспериментирования при решении физических задач, что позволяет учащимся осваивать логику научного познания, понимать границы применения физических законов. В основу организации учебной деятельности положена последовательность этапов: на основе анализа условия задачи строится сначала физическая, затем математическая модель изучаемого процесса или явления, дающая возможность получить функциональные зависимости, физический смысл которых проверяют в эксперименте. Приведены примеры проектирования содержания двух тем: «Тепловые явления» и «Постоянный электрический ток». Показаны результаты апробации практикума по физике для учащихся 9-х классов в дополнительном образовании на базе вуза и во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. |
| |
| 1 . Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 г. № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс] http://www.kremlin.ru/acts/bank/50358 (дата обращения: 01.08.2025) 2 . Комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/53427/ (дата обращения 01.08.2025) 3 . Уткина Т.В. Особенности проектирования рабочих программ учебного предмета «Физика» с учетом предпрофильной подготовки [Электронный ресурс] : методические рекомендации / Т. В. Уткина. - Челябинск : ЧИППКРО, 2017. - 40 с. 4 . Дятлов Д.С., Лебедева О.В. Предпрофильная подготовка учащихся по физике посредством сетевого взаимодействия школы и организаций дополнительного образования детей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. № 3 (75). 2024. С. 229-236. 5 . Никитина О.П., Залаутдинова С.Е. Предпрофильная и профильная подготовка обучающихся в инженерно-железнодорожных классах // Инженерное образование как ответ на вызовы общества - Формирование престижа профессии инженера у современных школьников. Сборник статей IX Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием в рамках Петербургского международного образовательного форума. Под редакцией А.Г. Козловой [и др.]. Санкт-Петербург, 2021. С. 43-46. 6 . Потапова, А. В. Предпрофильная подготовка учащихся по физике // Молодой ученый. 2018. № 15 (201). С. 245-249. 7 . Якута А.А., Паршутина Л.А. Современное состояние и проблемы реализации профильной технологической (инженерной) подготовки обучающихся на уровне среднего общего образования: взгляд учителей физики // Современное педагогическое образование. - 2023. - № 11. - С. 326-331. 8 . Сауров Ю.А. Фундаментальные ценности современного школьного физического образования // Педагогика. 2025. № 4. С. 5-12. 9 . Ларченкова Л.А. Образовательный потенциал учебных физических задач в современной школе : дис. …док. пед. наук: 13.00.02. - СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 387 с. 10 . Вараксина Е.И. Ресурсы экспериментальной деятельности субъектов физического образования: дис. … док. пед. наук: 13.00.02. - Глазов, ГГПИ имени В. Г. Короленко, 2023. - 508с. 11 . Сауров, Ю. А. Принцип цикличности в методике обучения физике: Историко-методологический анализ: Монография / Ю. А. Сауров. - Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2008. - 224 с. 12 . Дмитриева, О.А. Инновационный подход к решению задач и лабораторному практикуму в курсе физики средней школы: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 162 с. 13 . Тищенко, Л.В. Экспериментальный практикум по физике как средство обучения старшеклассников решению задач (углубленный уровень) / Л.В. Тищенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 2(23). - С. 279-286. 14 . Лебедева О.В., Ким Е.Л. Единый государственный экзамен и проблемы обучения студентов физических специальностей в классическом университете // Наука и школа. - 2010. - № 6. - С. 4-5. 15 . Зайцева Е.В., Лебедева О.В., Круглова С.С., Соколов В.М. Результаты ЕГЭ и успехи обучения физико-математическим дисциплинам студентов первых курсов университета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011. - № 3-3. - С. 47-54. 16 . Белова О.В., Лебедева О.В. Эффективность обучения физике студентов физического факультета и пути ее повышения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2019. - № 4 (56). - С. 182-186. 17 . Пурышева, Н.С. Итоговая аттестация по физике учащихся школ России и Сингапура/ Н.С. Пурышева, Д.А. Исаев // Преподаватель XXIвек. - 2016. - №1. - С. 81-95. 18 . Лебедева О.В., Белова О.В., Еремичева Н.И. Практикум по физике: взаимосвязь решения задач и экспериментальной деятельности // Школа будущего. 2023. № 1. С. 60-70. 19 . Еремичева Н.И., Лебедева О.В Практикум по физике в 10-11 классе: взаимосвязь решения задач и экспериментальной деятельности // Проблемы учебного физического эксперимента. Сборник научных трудов XXVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 2023. С. 18-19. 20 . Образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://earthz.ru/solves/Zadacha-po-fizike-12206 (дата обращения 01.08.2025) 21 . Бакунов М. И., Бирагов С. Б. Олимпиадные задачи по физике. М. ФИЗМАТЛИТ, 3-е изд., 2014, С. 82. |


