Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.72-057.875
Страницы
170-178
Ключевые слова
 

Авторы
Проданцов К.С.
Храмова М.В.

Место работы
Проданцов К.С.
Балтийский федеральный университет им. Иммануила КантаImmanuel Kant Baltic Federal University

Храмова М.В.
Балтийский федеральный университет им. Иммануила КантаImmanuel Kant Baltic Federal University


Аннотация
В моделях профессионально-педагогической культуры акцентируется необходимость соответствия ее актуальному состоянию общества, предполагается понимание социальных закономерностей и способов их проявления во взаимодействиях людей. В связи с этим актуализируется роль и значение социологической культуры в системе профессионально-педагогической культуры. Цель исследования - выявить состояние социологической культуры студентов педагогических направлений подготовки. Применена авторская модель социологической культуры педагогов, основанная на концепциях профессионально-педагогической культуры И.Ф. Исаева, Е.В. Бондаревской, В.А. Сластенина, Т.Е. Исаевой, Д.В. Качалова и социологической культуры Н.В. Проказиной. Проведен социологический опрос (анкетирование) студентов-педагогов БФУ им. И. Канта. Отбор респондентов осуществлялся методом снежного кома и стихийной выборки. Полученные данные анализировались с помощью корреляционного анализа в программе SPSS. Результаты показали, что уровень социологической культуры студентов не демонстрирует значительных различий между курсами. Студенты признают важность социологических исследований в образовании, но значительная часть сомневается в их реалистичности и практической полезности. Это может быть связано с опытом участия в некорректных опросах и восприятием социологических знаний как абстрактных и неприменимых на практике. Фиксируется неразвитое социологическое мышление и воображение, которое проявляется в недооценке социокультурных факторов в образовании и ограниченной рефлексивности. Студенты-педагоги высоко оценивают значимость профессии педагога для общества, однако не все ценности и приоритетные цели ими разделяются. Несмотря на признание важности социологических знаний для педагогической деятельности, значительное число студентов редко обращаются к данным социологических исследований в процессе обучения. Результаты настоящей работы могут быть использованы для разработки методики изучения социологической культуры педагогов, а также при создании учебных программ для практикующих и будущих педагогов.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как саморазвивающаяся система // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2002. Т. 1. № 1. С. 20-30.
2 . Полонский А.В., Глушкова В.Г. Запросы общества в образовании: профессионально-педагогическая культура преподавателя современного российского вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 38. № 4. С. 629-638.
3 . Осипов А.М. Социология образования: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2019. 367 с.
4 . Проданцов К.С., Храмова М.В. Социологическая культура педагога: место и роль в системе педагогического образования // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2023. Т. 22. № 2. С. 23-35.
5 . Woods P., Pollard A. Sociology and teaching: a new challenge for the sociology of education.Routledge, 2017. 239 p.
6 . Funnell R. Teaching the sociology of education: constructing a school system in a semester // Scientific conference proceedings «Social Causes, Private Lives». Brisbane: Griffith University, 2010. P. 1-10.
7 . Patterson A., Bell J. W. Teaching and Learning Generic Skills in Universities: The case of'sociology'in a teacher education programme // Teaching in Higher Education. 2001. Vol. 6 (4). P. 451-471.
8 . Thomas M. A. M., Serenje J., Chipindi F. M. Reconsidering and teaching sociologies in Zambian teacher education: seeking Mbuyi, Mulenga, and Munkombwe // British Journal of Sociology of Education. 2023. Vol. 44 (7). P. 1199-1215.
9 . Pedersen, D. Active and Collaborative Learning in an undergraduate sociological theory course. Teaching Sociology. 2020. Vol. 38 (3). P. 197-206.
10 . Hogan V., Daniell L. Collaborative teaching and self-study: Engaging student teachers in sociological theory in teacher education // Australian Journal of Teacher Education (Online). 2015. Vol. 40 (4). P. 1-11.
11 . Brennan A., Canny A. Problematising Irish student-teachers’(dis) engagement with sociology of education in initial teacher education programmes // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 130. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2023.104173.
12 . Tombak-?lhan B., Alc? B., G?ven-Hast?rk D. Teachers Learning Classroom Sociology and Social Justice in Primary Education: An Applied Research Project // Journal of Teaching and Learning. 2023. Vol. 17 (1). P. 31-51.
13 . Ferfolja T., Diaz C. J., Ullman J. Understanding sociological theory for educational practices. Cambridge University Press, 2018. 248 p.
14 . Соловов А.А., Суханкина Н.В. Формирование у будущих педагогов навыков проведения социологического исследования // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024. Т. 30. № 2. С. 90-96.
15 . Бекиров С.Н. Методические особенности применения деловых игр в рамках преподавания социологии в педагогическом вузе // Педагогический вестник. 2019. № 6. С. 6-8.
16 . Лобанова Н.И., Викторук Е.Н., Лисина Л.Г. Социология в педагогической профессии: студенты о роли университетской дисциплины // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2025. Т. 21. № 1. С. 102-113.
17 . Соловов А.А., Калмыкова О.Ю. Формирование компетенций социологического исследования у преподавателей вуза // Образование в современном мире: стратегии развития в условиях инновационных изменений: сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием / Самарский университет им. Королева. Самара, 2024. С. 112-120.
18 . Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие. М.: Учитель, 1999. 558 с.
19 . Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
20 . Исаева Т.Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе: диссертация д-ра пед. наук. Ростов-н/Д.: РГПУ, 2003. 427 с. [Текст из электронной базы данных РГБ, по подписке].
21 . Качалов Д.В. Система формирования педагогической культуры у студентов вуза-будущих учителей в инновационной образовательной среде: диссертация д-ра пед. наук. Шадринск: Челябинский государственный педагогический университет, 2011. 387 с. [Текст из электронной базы данных РГБ, по подписке].
22 . Проказина Н.В. Развитие социологической культуры государственных гражданских служащих региона: диссертация д-ра соц. наук. М.: БелГУ, 2013. 371 с. [Текст из электронной базы данных РГБ, по подписке].
23 . Проказина Н.В. «Социологическая культура». К вопросу о содержании и интерпретации понятия // Социологические исследования. 2011. № 3 (323). С. 103-107.
24 . Жмуров Д.В. Исследование школьного наркотизма: методологические коррективы // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2019. № 1(23). С. 66-78.