СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА |
| научная статья | 316.72-057.875 | ||
| 170-178 |
| В моделях профессионально-педагогической культуры акцентируется необходимость соответствия ее актуальному состоянию общества, предполагается понимание социальных закономерностей и способов их проявления во взаимодействиях людей. В связи с этим актуализируется роль и значение социологической культуры в системе профессионально-педагогической культуры. Цель исследования - выявить состояние социологической культуры студентов педагогических направлений подготовки. Применена авторская модель социологической культуры педагогов, основанная на концепциях профессионально-педагогической культуры И.Ф. Исаева, Е.В. Бондаревской, В.А. Сластенина, Т.Е. Исаевой, Д.В. Качалова и социологической культуры Н.В. Проказиной. Проведен социологический опрос (анкетирование) студентов-педагогов БФУ им. И. Канта. Отбор респондентов осуществлялся методом снежного кома и стихийной выборки. Полученные данные анализировались с помощью корреляционного анализа в программе SPSS. Результаты показали, что уровень социологической культуры студентов не демонстрирует значительных различий между курсами. Студенты признают важность социологических исследований в образовании, но значительная часть сомневается в их реалистичности и практической полезности. Это может быть связано с опытом участия в некорректных опросах и восприятием социологических знаний как абстрактных и неприменимых на практике. Фиксируется неразвитое социологическое мышление и воображение, которое проявляется в недооценке социокультурных факторов в образовании и ограниченной рефлексивности. Студенты-педагоги высоко оценивают значимость профессии педагога для общества, однако не все ценности и приоритетные цели ими разделяются. Несмотря на признание важности социологических знаний для педагогической деятельности, значительное число студентов редко обращаются к данным социологических исследований в процессе обучения. Результаты настоящей работы могут быть использованы для разработки методики изучения социологической культуры педагогов, а также при создании учебных программ для практикующих и будущих педагогов. |
| |
| 1 . Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как саморазвивающаяся система // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2002. Т. 1. № 1. С. 20-30. 2 . Полонский А.В., Глушкова В.Г. Запросы общества в образовании: профессионально-педагогическая культура преподавателя современного российского вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 38. № 4. С. 629-638. 3 . Осипов А.М. Социология образования: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2019. 367 с. 4 . Проданцов К.С., Храмова М.В. Социологическая культура педагога: место и роль в системе педагогического образования // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2023. Т. 22. № 2. С. 23-35. 5 . Woods P., Pollard A. Sociology and teaching: a new challenge for the sociology of education.Routledge, 2017. 239 p. 6 . Funnell R. Teaching the sociology of education: constructing a school system in a semester // Scientific conference proceedings «Social Causes, Private Lives». Brisbane: Griffith University, 2010. P. 1-10. 7 . Patterson A., Bell J. W. Teaching and Learning Generic Skills in Universities: The case of'sociology'in a teacher education programme // Teaching in Higher Education. 2001. Vol. 6 (4). P. 451-471. 8 . Thomas M. A. M., Serenje J., Chipindi F. M. Reconsidering and teaching sociologies in Zambian teacher education: seeking Mbuyi, Mulenga, and Munkombwe // British Journal of Sociology of Education. 2023. Vol. 44 (7). P. 1199-1215. 9 . Pedersen, D. Active and Collaborative Learning in an undergraduate sociological theory course. Teaching Sociology. 2020. Vol. 38 (3). P. 197-206. 10 . Hogan V., Daniell L. Collaborative teaching and self-study: Engaging student teachers in sociological theory in teacher education // Australian Journal of Teacher Education (Online). 2015. Vol. 40 (4). P. 1-11. 11 . Brennan A., Canny A. Problematising Irish student-teachers’(dis) engagement with sociology of education in initial teacher education programmes // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 130. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2023.104173. 12 . Tombak-?lhan B., Alc? B., G?ven-Hast?rk D. Teachers Learning Classroom Sociology and Social Justice in Primary Education: An Applied Research Project // Journal of Teaching and Learning. 2023. Vol. 17 (1). P. 31-51. 13 . Ferfolja T., Diaz C. J., Ullman J. Understanding sociological theory for educational practices. Cambridge University Press, 2018. 248 p. 14 . Соловов А.А., Суханкина Н.В. Формирование у будущих педагогов навыков проведения социологического исследования // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024. Т. 30. № 2. С. 90-96. 15 . Бекиров С.Н. Методические особенности применения деловых игр в рамках преподавания социологии в педагогическом вузе // Педагогический вестник. 2019. № 6. С. 6-8. 16 . Лобанова Н.И., Викторук Е.Н., Лисина Л.Г. Социология в педагогической профессии: студенты о роли университетской дисциплины // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2025. Т. 21. № 1. С. 102-113. 17 . Соловов А.А., Калмыкова О.Ю. Формирование компетенций социологического исследования у преподавателей вуза // Образование в современном мире: стратегии развития в условиях инновационных изменений: сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием / Самарский университет им. Королева. Самара, 2024. С. 112-120. 18 . Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие. М.: Учитель, 1999. 558 с. 19 . Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с. 20 . Исаева Т.Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе: диссертация д-ра пед. наук. Ростов-н/Д.: РГПУ, 2003. 427 с. [Текст из электронной базы данных РГБ, по подписке]. 21 . Качалов Д.В. Система формирования педагогической культуры у студентов вуза-будущих учителей в инновационной образовательной среде: диссертация д-ра пед. наук. Шадринск: Челябинский государственный педагогический университет, 2011. 387 с. [Текст из электронной базы данных РГБ, по подписке]. 22 . Проказина Н.В. Развитие социологической культуры государственных гражданских служащих региона: диссертация д-ра соц. наук. М.: БелГУ, 2013. 371 с. [Текст из электронной базы данных РГБ, по подписке]. 23 . Проказина Н.В. «Социологическая культура». К вопросу о содержании и интерпретации понятия // Социологические исследования. 2011. № 3 (323). С. 103-107. 24 . Жмуров Д.В. Исследование школьного наркотизма: методологические коррективы // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2019. № 1(23). С. 66-78. |


