ВЫБОР ВУЗА И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТАМИ ФАКУЛЬТЕТА СОЦИАЛЬНЫХ НАУК ННГУ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО: ЦЕЛИ, ЦЕННОСТИ, МОТИВЫ |
| научная статья | 316 | ||
| 160-169 |
| Выбор вуза и направления подготовки - сложный многогранный процесс. Он включает и личные мотивы абитуриента, и объективные социальные факторы, обусловленные возможностями института образования, современными трендами на рынке труда, актуальными потребностями государства и общества, культурой. Выбор в сфере социальных наук осложняется широким спектром возможностей профессиональной реализации, отсутствием прямой и очевидной связи с конкретными трудовыми функциями. Мотивация выбора учебного заведения и специальности рассматривается как соотношение ценностно-рационального и целерационального действия, идеальных типов социального действия, выделенных немецким социологом М. Вебером. На основе исследования, проведенного на факультете социальных наук в ноябре 2024 г., делается вывод, что и ценностный, и инструментальный подходы к образованию присутствуют в структуре мотивации студентов первого курса с небольшим перевесом в пользу ценностно-рационального выбора. Учащиеся видят в высшем образовании общекультурную ценность, необходимый этап в жизни молодого человека, не отрицая, но и не уделяя должного внимания роли образования в профессиональном развитии, карьере, повышении доходов. |
| |
| 1 . Образование в цифрах: 2024: краткий статистический сборник. М.: ИСИЭЗ ВШЭ. 2024. 132 с. 2 . Константиновский Д.Л., Кузнецов И.С. Категория доверия в исследовании выбора вуза // Социологический журнал. 2020. №2. С. 82-101. 3 . Фатенков А. Н., Ситникова И. В. Профессионально-образовательные ориентации студентов как индикатор субъектности в сфере высшего образования (на примере вузов Нижнего Новгорода) // Вестник Института социологии. 2024. Т. 15. № 2. С. 132-150. 4 . Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. 2010. №1. С. 360-412. 5 . Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-пресс, 1998. 270 с. 6 . Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: Аст, 2006. 873 с. 7 . Асланов Я.А., Бинеева Н.К., Магранов А.С. Особенности выбора страны и вуза учебными мигрантами (на примере иностранных студентов ЮФУ) // Гуманитарий Юга России. 2021. №5. С. 109-121. 8 . Высшее образование в России: мониторинг. // Всероссийский центр изучения общественного мнения, 26.11.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-v-rossii-monitoring (дата обращения: 15.03.2025). 9 . Шнарбекова М.К., Васильева Е.И., Зерчанинова Т.Е., Никитина А.С. Сравнительный анализ профессионально-ценностных установок молодежи России и Казахстана в образовательном пространстве // ИТС. 2023. №2 (111). С. 186-207. 10 . Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 390 с. 11 . Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Издательский дом «Постум». 2015. 240 с. 12 . Рябоконь М.В., Ситникова И.В. Динамика жизненных ценностей студенческой молодежи на рубеже веков // Социальные преобразования и социальные проблемы: Сборник научных трудов / Под общей редакцией А.А. Иудина. Выпуск 16. Нижний Новгород: НИСОЦ, 2016. С. 88-98. 13 . Ситникова И.В. Профессиональное самоопределение студенчества: мотивационно-ценностный аспект // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 2. С. 83-99. 14 . Ушакова Я.В., Морзавченкова Е.В. Мотивация выбора направления подготовки и отношение студентов к учебному процессу // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 1(53). С. 94-101. 15 . Зернов Д.В., Ушакова Я.В. Студенты об учебном процессе и научной деятельности // Социальные инновации в развитии трудовых отношений и занятости в XXI веке, Нижний Новгород, 15-16 сентября 2014 г. / Под общей редакцией З.Х. Саралиевой. - Нижний Новгород: НИСОЦ, 2014. С. 637-641. 16 . Зернов Д.В. Образовательные и карьерные стратегии студентов-социологов (на примере студентов ФСН ННГУ им. Н.И. Лобачевского) // Динамика социальной среды как фактор развития потребности в новых профессионалах в сфере социальной работы и организации работы с молодежью: Материалы международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 28-29 марта 2019 г. / Под общей редакцией З.Х. Саралиевой. - Нижний Новгород: НИСОЦ, 2019. С. 603-607. 17 . Ушакова Я.В., Ситникова И.В., Францева Ю.Е. Факторы выбора вуза и профессиональные стратегии студентов социогуманитарных направлений подготовки // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 3(59). С. 118-128. |


