Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ВЫБОР ВУЗА И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТАМИ ФАКУЛЬТЕТА СОЦИАЛЬНЫХ НАУК ННГУ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО: ЦЕЛИ, ЦЕННОСТИ, МОТИВЫ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316
Страницы
160-169
Ключевые слова
 

Авторы
Придатченко М.В.
Ситникова И.В.

Место работы
Придатченко М.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhny Novgorod

Ситникова И.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhny Novgorod


Аннотация
Выбор вуза и направления подготовки - сложный многогранный процесс. Он включает и личные мотивы абитуриента, и объективные социальные факторы, обусловленные возможностями института образования, современными трендами на рынке труда, актуальными потребностями государства и общества, культурой. Выбор в сфере социальных наук осложняется широким спектром возможностей профессиональной реализации, отсутствием прямой и очевидной связи с конкретными трудовыми функциями. Мотивация выбора учебного заведения и специальности рассматривается как соотношение ценностно-рационального и целерационального действия, идеальных типов социального действия, выделенных немецким социологом М. Вебером. На основе исследования, проведенного на факультете социальных наук в ноябре 2024 г., делается вывод, что и ценностный, и инструментальный подходы к образованию присутствуют в структуре мотивации студентов первого курса с небольшим перевесом в пользу ценностно-рационального выбора. Учащиеся видят в высшем образовании общекультурную ценность, необходимый этап в жизни молодого человека, не отрицая, но и не уделяя должного внимания роли образования в профессиональном развитии, карьере, повышении доходов.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Образование в цифрах: 2024: краткий статистический сборник. М.: ИСИЭЗ ВШЭ. 2024. 132 с.
2 . Константиновский Д.Л., Кузнецов И.С. Категория доверия в исследовании выбора вуза // Социологический журнал. 2020. №2. С. 82-101.
3 . Фатенков А. Н., Ситникова И. В. Профессионально-образовательные ориентации студентов как индикатор субъектности в сфере высшего образования (на примере вузов Нижнего Новгорода) // Вестник Института социологии. 2024. Т. 15. № 2. С. 132-150.
4 . Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. 2010. №1. С. 360-412.
5 . Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-пресс, 1998. 270 с.
6 . Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: Аст, 2006. 873 с.
7 . Асланов Я.А., Бинеева Н.К., Магранов А.С. Особенности выбора страны и вуза учебными мигрантами (на примере иностранных студентов ЮФУ) // Гуманитарий Юга России. 2021. №5. С. 109-121.
8 . Высшее образование в России: мониторинг. // Всероссийский центр изучения общественного мнения, 26.11.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-v-rossii-monitoring (дата обращения: 15.03.2025).
9 . Шнарбекова М.К., Васильева Е.И., Зерчанинова Т.Е., Никитина А.С. Сравнительный анализ профессионально-ценностных установок молодежи России и Казахстана в образовательном пространстве // ИТС. 2023. №2 (111). С. 186-207.
10 . Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 390 с.
11 . Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Издательский дом «Постум». 2015. 240 с.
12 . Рябоконь М.В., Ситникова И.В. Динамика жизненных ценностей студенческой молодежи на рубеже веков // Социальные преобразования и социальные проблемы: Сборник научных трудов / Под общей редакцией А.А. Иудина. Выпуск 16. Нижний Новгород: НИСОЦ, 2016. С. 88-98.
13 . Ситникова И.В. Профессиональное самоопределение студенчества: мотивационно-ценностный аспект // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 2. С. 83-99.
14 . Ушакова Я.В., Морзавченкова Е.В. Мотивация выбора направления подготовки и отношение студентов к учебному процессу // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 1(53). С. 94-101.
15 . Зернов Д.В., Ушакова Я.В. Студенты об учебном процессе и научной деятельности // Социальные инновации в развитии трудовых отношений и занятости в XXI веке, Нижний Новгород, 15-16 сентября 2014 г. / Под общей редакцией З.Х. Саралиевой. - Нижний Новгород: НИСОЦ, 2014. С. 637-641.
16 . Зернов Д.В. Образовательные и карьерные стратегии студентов-социологов (на примере студентов ФСН ННГУ им. Н.И. Лобачевского) // Динамика социальной среды как фактор развития потребности в новых профессионалах в сфере социальной работы и организации работы с молодежью: Материалы международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 28-29 марта 2019 г. / Под общей редакцией З.Х. Саралиевой. - Нижний Новгород: НИСОЦ, 2019. С. 603-607.
17 . Ушакова Я.В., Ситникова И.В., Францева Ю.Е. Факторы выбора вуза и профессиональные стратегии студентов социогуманитарных направлений подготовки // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 3(59). С. 118-128.