МЕТОДОЛОГИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОБУЧЕНИЕМ И ИХ ЛОЯЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТУ |
| научная статья | 316.4.066 | ||
| 144-153 |
| Необходимость формирования узнаваемого и сильного бренда университета, с одной стороны, и отсутствие информации о ключевых предикторах удовлетворенности и лояльности обучающихся, с другой стороны, делает актуальным исследование удовлетворенности и лояльности студентов конкретному вузу. Цель исследования состояла в оценке степени и ключевых аспектов удовлетворенности обучением, определении уровня и основных драйверов и барьеров лояльности студентов университету. Задачи исследования заключались в выявлении уровня общей удовлетворенности студентов обучением через прямое измерение и представление различий в частных удовлетворенностях студентов отдельными аспектами организации образовательного процесса; оценки вклада частных удовлетворенностей в общую удовлетворенность обучением в университете; характеристики уровня лояльности студентов через расчет индекса NPS и анализ факторов лояльности и нелояльности, выступающих драйверами и барьерами «клиентского» опыта обучающихся. Статья основана на результатах опроса студентов Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева ( N = 3205). Результаты исследования показывают относительно высокий уровень удовлетворенности обучением студентов Самарского университета (63%) и обратную корреляцию уровня удовлетворенности с курсом. В топ-5 аспектов удовлетворенности вошли представляемые университетом возможности для самореализации студентов через формальные студенческие объединения и проводимые мероприятия, неформальный нетворкинг, а также квалификация преподавателей. Но при этом аспекты, которыми студенты удовлетворены больше всего, не являются главными факторами (предикторами) общей удовлетворенности, согласно проведенному регрессионному анализу. Ими, как и ключевыми факторами лояльности студентов университету, выступили уровень квалификации преподавателей и характер их взаимодействия со студентами. Использование в исследовании маркетинговых метрик лояльности в сочетании с традиционным для социологии измерением удовлетворенности представляется важным с точки зрения восприятия студентов как потребителей образовательных услуг. |
| |
| 1 . Зезюлин В.И., Суханова М.В. Факторы формирования лояльности к бренду вуза // Практический маркетинг. 2020. №5 (279). С. 10-18. 2 . Дятлов С.А., Ковалева О.П.Лояльность в системе управления образовательными услугами // Экономика образования. 2009. №1. С. 48-57. 3 . Ковалева О.П. Достижение конкурентоспособности вуза на основе формирования лояльности //Сегодня и завтра Российской экономики. 2008. №21. С. 20-26. 4 . Елисеева Е.Н. Оценка удовлетворенности и лояльности потребителей в сфере высшего образования // Общество, экономика, управление. 2018. №4. С. 62-67. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-udovletvorennosti-i-loyalnosti-potrebiteley-v-sfere-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 02.09.2024) 5 . Величко Н.Ю. Удовлетворенность и лояльность потребителей образовательных услуг в условиях конкурентной борьбы // Вестник УРАО. 2016. №2. С. 151-158. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-i-loyalnost-potrebiteley-obrazovatelnyh-uslug-v-usloviyah-konkurentnoy-borby-1 (дата обращения: 02.09.2024). 6 . Бутчер С. Программы лояльности и клубы постоянных клиентов / пер. с анг. М.: «Вильямс». 2004. 272 с. 7 . HofmeyrJ., Rice B. Commitment-LedMarketing: The Key to Brand Profits is in the Customer's Mind - JohnWileyandSons, 2000. 320 p. 8 . KotlerPh. MarketingManagement. N.Y., 2000. 718 p. 9 . Доминяк В.И. Феномен лояльности в разработках зарубежных исследователей // Персонал-Микс. 2003. №1. С. 107-111. 10 . Доминяк В.И. Лояльность - причинение пользы // Отдел кадров. 2004. №11. С. 102-105. 11 . Харский К.В. Благонадежность и лояльность персонала. СПб.: Питер. 2003. 496 c. 12 . Кухаренко Е.Г. Лояльность клиентов в инфокоммуникациях: значение и оценка //T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2023.№12. С. 62-63. 13 . Андрющенко О.В. Лояльность в организации: теоретико-методологический аспект: дис. … канд. соц. наук. М., 2011, 289 с. 14 . Харченко К.В. Удовлетворенность: методология и опыт муниципальных исследований. М.: АЛЬПЕРИЯ, 2011. 260 с. 15 . Бочаров В. Ю. Удовлетворённость работой // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://bigenc.ru/c/udovletvorionnost-rabotoi-08bb1f/?v=8891792. - Дата публикации: 08.11.2023. (дата обращения - 3.09.2024). 16 . Бочаров В.Ю., Васькина Ю.В. Социальное самочувствие молодых работников промышленных предприятий: индикаторы и факторы // Журнал исследований социальной политики. 2017. № 15 (2). С.201-216. 17 . Авдошина Н.В., Васькина Ю.В. Город и его жители: движение навстречу // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2023. Т. 16. № 2. С. 215-229. 18 . Харченко К. В. Удовлетворенность старшеклассников школой: слагаемые, факторы, следствия //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 1. С. 158-175. 19 . Ядов В. А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического истолкования // Социологические исследования. 1974. № 1. С. 78-87. 20 . Темницкий А. Л. Расширение функций и контекста современных исследований удовлетворённости трудом // Социологический журнал. 2013. № 3. С. 139-148. 21 . Тукумцев Б.Г. Самарский мониторинг социально-трудовой сферы. // Социологические исследования. 2001. №7. С.41-50. 22 . Job attitudes: review of research and opinion / F. Herzberg, B. Mausner, R. Peterson, D. Capwell. Pittsburgh: Psychological Service of Pittsburgh, 1957.279 р. 23 . Российские вузы глазами студентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiiskie-vuzy-glazami-studentov(дата обращения 3.09.2024). 24 . Райхельд Ф. То, что вам нужно для роста // HBR Russia 8.02.2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://hbr-russia.ru/management/strategiya/a9769 (дата обращения: 28.07.2024). 25 . Ф. Райхельд, Т.Тил. Эффект лояльности: движущие силы экономического роста, прибыли инепреходящей ценности / Фредерик Ф. Райхельд, Тил Томас. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 384 с. 26 . Оценка удовлетворенности и лояльности клиентов (NPS, CSI). Методические материалы Аналитического центра НАФИ [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://nafi.ru/method/sindikaty-nps-csi/ (дата обращения: 29.07.2024). |


