Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

МЕТОДОЛОГИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОБУЧЕНИЕМ И ИХ ЛОЯЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТУ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.4.066
Страницы
144-153
Ключевые слова
 

Авторы
Васькина Ю.В.
Егорова С.В.
Фазульянова С.Н.

Место работы
Васькина Ю.В.
Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева; Социологический институт РАН - филиал ФНИСЦ РАНSamara National Research University Named after Academician S.P. Korolev (Samara University);Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences

Егорова С.В.
Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. КоролеваSamara National Research University Named after Academician S.P. Korolev (Samara University)

Фазульянова С.Н.
Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. КоролеваSamara National Research University Named after Academician S.P. Korolev (Samara University)


Аннотация
Необходимость формирования узнаваемого и сильного бренда университета, с одной стороны, и отсутствие информации о ключевых предикторах удовлетворенности и лояльности обучающихся, с другой стороны, делает актуальным исследование удовлетворенности и лояльности студентов конкретному вузу. Цель исследования состояла в оценке степени и ключевых аспектов удовлетворенности обучением, определении уровня и основных драйверов и барьеров лояльности студентов университету. Задачи исследования заключались в выявлении уровня общей удовлетворенности студентов обучением через прямое измерение и представление различий в частных удовлетворенностях студентов отдельными аспектами организации образовательного процесса; оценки вклада частных удовлетворенностей в общую удовлетворенность обучением в университете; характеристики уровня лояльности студентов через расчет индекса NPS и анализ факторов лояльности и нелояльности, выступающих драйверами и барьерами «клиентского» опыта обучающихся. Статья основана на результатах опроса студентов Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева ( N = 3205). Результаты исследования показывают относительно высокий уровень удовлетворенности обучением студентов Самарского университета (63%) и обратную корреляцию уровня удовлетворенности с курсом. В топ-5 аспектов удовлетворенности вошли представляемые университетом возможности для самореализации студентов через формальные студенческие объединения и проводимые мероприятия, неформальный нетворкинг, а также квалификация преподавателей. Но при этом аспекты, которыми студенты удовлетворены больше всего, не являются главными факторами (предикторами) общей удовлетворенности, согласно проведенному регрессионному анализу. Ими, как и ключевыми факторами лояльности студентов университету, выступили уровень квалификации преподавателей и характер их взаимодействия со студентами. Использование в исследовании маркетинговых метрик лояльности в сочетании с традиционным для социологии измерением удовлетворенности представляется важным с точки зрения восприятия студентов как потребителей образовательных услуг.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Зезюлин В.И., Суханова М.В. Факторы формирования лояльности к бренду вуза // Практический маркетинг. 2020. №5 (279). С. 10-18.
2 . Дятлов С.А., Ковалева О.П.Лояльность в системе управления образовательными услугами // Экономика образования. 2009. №1. С. 48-57.
3 . Ковалева О.П. Достижение конкурентоспособности вуза на основе формирования лояльности //Сегодня и завтра Российской экономики. 2008. №21. С. 20-26.
4 . Елисеева Е.Н. Оценка удовлетворенности и лояльности потребителей в сфере высшего образования // Общество, экономика, управление. 2018. №4. С. 62-67. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-udovletvorennosti-i-loyalnosti-potrebiteley-v-sfere-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 02.09.2024)
5 . Величко Н.Ю. Удовлетворенность и лояльность потребителей образовательных услуг в условиях конкурентной борьбы // Вестник УРАО. 2016. №2. С. 151-158. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-i-loyalnost-potrebiteley-obrazovatelnyh-uslug-v-usloviyah-konkurentnoy-borby-1 (дата обращения: 02.09.2024).
6 . Бутчер С. Программы лояльности и клубы постоянных клиентов / пер. с анг. М.: «Вильямс». 2004. 272 с.
7 . HofmeyrJ., Rice B. Commitment-LedMarketing: The Key to Brand Profits is in the Customer's Mind - JohnWileyandSons, 2000. 320 p.
8 . KotlerPh. MarketingManagement. N.Y., 2000. 718 p.
9 . Доминяк В.И. Феномен лояльности в разработках зарубежных исследователей // Персонал-Микс. 2003. №1. С. 107-111.
10 . Доминяк В.И. Лояльность - причинение пользы // Отдел кадров. 2004. №11. С. 102-105.
11 . Харский К.В. Благонадежность и лояльность персонала. СПб.: Питер. 2003. 496 c.
12 . Кухаренко Е.Г. Лояльность клиентов в инфокоммуникациях: значение и оценка //T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2023.№12. С. 62-63.
13 . Андрющенко О.В. Лояльность в организации: теоретико-методологический аспект: дис. … канд. соц. наук. М., 2011, 289 с.
14 . Харченко К.В. Удовлетворенность: методология и опыт муниципальных исследований. М.: АЛЬПЕРИЯ, 2011. 260 с.
15 . Бочаров В. Ю. Удовлетворённость работой // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://bigenc.ru/c/udovletvorionnost-rabotoi-08bb1f/?v=8891792. - Дата публикации: 08.11.2023. (дата обращения - 3.09.2024).
16 . Бочаров В.Ю., Васькина Ю.В. Социальное самочувствие молодых работников промышленных предприятий: индикаторы и факторы // Журнал исследований социальной политики. 2017. № 15 (2). С.201-216.
17 . Авдошина Н.В., Васькина Ю.В. Город и его жители: движение навстречу // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2023. Т. 16. № 2. С. 215-229.
18 . Харченко К. В. Удовлетворенность старшеклассников школой: слагаемые, факторы, следствия //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 1. С. 158-175.
19 . Ядов В. А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического истолкования // Социологические исследования. 1974. № 1. С. 78-87.
20 . Темницкий А. Л. Расширение функций и контекста современных исследований удовлетворённости трудом // Социологический журнал. 2013. № 3. С. 139-148.
21 . Тукумцев Б.Г. Самарский мониторинг социально-трудовой сферы. // Социологические исследования. 2001. №7. С.41-50.
22 . Job attitudes: review of research and opinion / F. Herzberg, B. Mausner, R. Peterson, D. Capwell. Pittsburgh: Psychological Service of Pittsburgh, 1957.279 р.
23 . Российские вузы глазами студентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiiskie-vuzy-glazami-studentov(дата обращения 3.09.2024).
24 . Райхельд Ф. То, что вам нужно для роста // HBR Russia 8.02.2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://hbr-russia.ru/management/strategiya/a9769 (дата обращения: 28.07.2024).
25 . Ф. Райхельд, Т.Тил. Эффект лояльности: движущие силы экономического роста, прибыли инепреходящей ценности / Фредерик Ф. Райхельд, Тил Томас. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 384 с.
26 . Оценка удовлетворенности и лояльности клиентов (NPS, CSI). Методические материалы Аналитического центра НАФИ [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://nafi.ru/method/sindikaty-nps-csi/ (дата обращения: 29.07.2024).