Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЧЕВОК ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВЫЖИВАНИЯ ПРИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ И ЭКСТРЕМИСТСКИХ УГРОЗАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
37.02
Страницы
301-307
Ключевые слова
речевки, навыки выживания, чрезвычайные ситуации, дети дошкольного возраста, технология спасения жизни, террористические и экстремистские угрозы

Авторы
Цвентарная О.В.

Место работы
Цвентарная О.В.
ООО «НИИ педиатрии и неврологии «Дети Индиго»


Аннотация
Угрозы террористического и экстремистского характера являются серьезной угрозой безопасности в настоящее время. Необходимо обеспечивать безопасность детей, для этого с дошкольного возраста важно формировать навыки выживания при столкновении с реальными опасностями террористического толка. Воспитатели во многих субъектах Российской Федерации занимаются с детьми в рамках курса «Технология спасения жизни». Именно этот практический опыт описан в статье. Речевки (говорение вслух) - это прием, который помогает активировать когнитивные центры и включить осознанность в момент стресса. Именно это помогает ребенку действовать безопасно так, чтобы минимизировать угрозы в контексте сохранения жизни и здоровья своей и окружающих в момент нахождения, участия в чрезвычайной ситуации. Это явление изучено в контексте спорта. Автор статьи использует речевки для формирования у детей старшего дошкольного возраста паттернов безопасного поведения и включения навыка в стрессовой опасной ситуации. В статье подробно рассмотрены теоретические и практические аспекты использования в дошкольной педагогике речевок для формирования, закрепления и активации (включения, запуска) у детей навыков выживания в чрезвычайных ситуациях террористического и экстремистского характера.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Банщикова Т.Н., Соколовский М.Л., Тегетаева Ж.Р. Осознанная саморегуляция как ресурс преодоления стресса и достижения субъективного благополучия: этнорегиональная специфика // Теоретическая и экспериментальная психология. 2023. № 1. С. 19-42.
2 . Анциферов Е.Е. Личностные факторы, влияющие на эффективность совладания со стрессом // Вестник науки. 2023. №. 9 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-faktory-vliyayuschie-na-effektivnost-sovladaniya-so-stressom (дата обращения: 17.01.2025).
3 . Бубновская О.В. Влияние саморегуляции на совладание и психологическую безопасность студенчества // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования (к 90-летию со дня рождения О.А. Конопкина). 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-samoregulyatsii-na-sovladanie-i-psihologicheskuyu-bezopasnost-studenchestva (дата обращения: 17.01.2025).
4 . Ланцевская Н.Ю. Сущность психологической саморегуляции и ее роль в педагогической деятельности // Ученые записки Шадринского государственного педагогического университета. 2024. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-psihologicheskoy-samoregulyatsii-i-ee-rol-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 17.01.2025).
5 . Машарина А.Ф. Представление о саморегуляции в отечественной психологии // Педагогика и психология образования. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavlenie-o-samoregulyatsii-v-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 18.01.2025).
6 . Соловьева С.Л. Рецензия на монографию «Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени» / Под ред. Зинченко Ю.П., Моросановой В.И. // Медицинская психология в России. 2021. № 4. С. 1-17.
7 . Ярмиева З.А. Стресс и его особенности. Способы и приемы психической саморегуляции // Экономика и социум. 2016. № 11-1 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stress-i-ego-osobennosti-sposoby-i-priemy-psihicheskoy-samoregulyatsii (дата обращения: 17.01.2025).
8 . Васильева И.В. Оценка стрессовой реакции детей и родителей на сообщения об акте терроризма // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. № 4 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-stressovoy-reaktsii-detey-i-roditeley-na-soobscheniya-ob-akte-terrorizma (дата обращения: 18.03.2025).
9 . Спиридонова С.Б., Карпушова О.А., Шубина А.С. Психолого-педагогические особенности детей, переживших военные действия, и их учет в работе педагога // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2023. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-detey-perezhivshih-voennye-deystviya-i-ih-uchet-v-rabote-pedagoga (дата обращения: 18.03.2025).
10 . Точиева М.М., Цечоева Р.Х. Формирование эмоциональной регуляции ребенка в стрессовых си- туациях // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-emotsionalnoy-regulyatsii- rebenka-v-stressovyh-situatsiyah (дата обращения: 18.03.2025).
11 . Hatzigeorgiadis A., Zourbanos N., Galanis E., Theodorakis Y. Self-Talk and Sports Performance: A Meta-Analysis // Perspect. Psychol. Sci. 2011. Jul. 6 (4). P. 348-356.
12 . Racy F., Morin A. Relationships between Self-Talk, Inner Speech, Mind Wandering, Mindfulness, Self-Concept Clarity, and Self-Regulation in University Students // Behav. Sci. (Basel). 2024. Jan. 14 (1). P. 55.
13 . Oles P.K., Brinthaupt T.M., Dier R., Polak D. Types of Inner Dialogues and Functions of Self-Talk: Comparisons and Implications // Frontiers in Psychology. 2020. Frontiers Media SA. 2020. March. Vol. 11.
14 . Bangert A., Donohue S.E. Self-talk during successful and unsuccessful performance: A qualitative analysis of competitive swimmers’ thoughts // The Sport Psychologist. 2004. 18 (3). P. 221-240.
15 . Hatzigeorgiadis A. Self-talk in the swimming pool: The effects of self-talk on thought content and performance on water polotasks // Journal of Applied Sport Psychology. 2009. 21 (4). P. 395-408.
16 . Amado D., Maestre M., Montero-Carretero C. et al. Associations Between Self-Determined Motivation, Team Potency, and Self-Talk in Team Sports // J. Hum. Kinet. 2019. Nov. 70. P. 245-259.
17 . Zimmerman B.J., Kitsantas A.Comparing students' self-discipline and self-regulation practices across music, dance, and sports // Journal of Research in Music Education. 2014. 62 (1). P. 68-81.
18 . Растокин Н.А., Загретдинова О.О., Ореховская Е.В. Воздействие стресса на соревновательную деятельность спортсмена и способы саморегуляции // Инновационная наука. 2019. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozdeystvie-stressa-na-sorevnovatelnuyu-deyatelnost-sportsmena-i-sposoby-samoregulyatsii (дата обращения: 17.01.2025).