Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИМ МЕТОДАМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
37.022
Страницы
284-295
Ключевые слова
математическая задача, учебно-исследовательская деятельность, эвристические методы решения задач, условия обучения эвристическим методам, подготовка школьников к математическим олимпиадам

Авторы
Родионов М.А.
Бородина В.А.

Место работы
Родионов М.А.
Пензенский государственного университета; Пензенский казачий институт технологий - филиал МГУТУ им. К.Г. Разумовского

Бородина В.А.
Пензенский государственный университет


Аннотация
Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности школьников в процессе освоения базовых и продвинутых математических курсов, в том числе при подготовке к математическим олимпиадам. На основе теоретических данных обосновывается необходимость целенаправленного поэтапного обучения эвристическим методам в ходе организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся при изучении математики, в частности для формирования готовности к проведению исследований на относительно высоком уровне автономии к моменту завершения школьного образования. Данный тезис обосновывается на примере метода моделирования и преобразования математических объектов, который может проявляться в учебном процессе как способ получения «неожиданной» интерпретации задачной ситуации, имеющий эвристическую подоплеку. Соответствующее преобразование исследуемой математической конфигурации позволяет значительно упростить ее структуру и сделать более явными ее свойства. Определяя основу поэтапного обобщения метода моделирования и преобразования математических объектов в разрезе школьной математической вертикали, авторы представляют в тексте соответствие между разделами элементарной математики, изучаемыми математическими объектами и формальными способами их преобразований, изучаемыми в школе. Реализация представленного подхода к формированию исследовательской деятельности школьников требует соблюдения комплекса специальных условий обучения, среди которых можно указать: условие непрерывности обучения эвристическим методам; условие восхождения к ситуации прикладного исследования; условие открытости в обучении эвристическим методам; условие адекватного формата обучения. Раскрывается мысль о том, что целесообразная интеграция актуализации эвристических методов с процессом организации учебно-исследовательской деятельности при изучении математики в долгосрочной перспективе способствует их переносу в смежные области знаний и превращает в личностно значимые инструменты, используемые обучающимися осознанно, самостоятельно и творчески для решения проблем, сопряженных с учебным познанием.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Ворсина Е.А. Анализ современных теоретических подходов к определению исследовательских компетенций // Вестник университета. 2012. № 8. С. 222-226.
2 . Хуторской А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сборник научных трудов. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 327 с.
3 . Маркова Е.А. Структура учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2014. С. 160-167.
4 . Чернецкая Т.А., Родионов М.А. Интерактивные творческие среды как средства формирования у школьников элементов математической деятельности исследовательского характера // Информатика и образование. 2014. № 3 (252). С. 36-41.
5 . Киреева Е.А., Воистинова Г.Х. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в реализации ФГОС // Международных журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 12 (2). С. 160-162.
6 . Родионов М.А., Храмова Н.Н. Деятельностно-процессуальный подход к обучению школьников поиску пути решения математических задач (методологические предпосылки и примеры реализации): Учебно-методическое пособие для студентов и учителей математики. Пенза: ПГПУ, 2007. 132 с.
7 . Лихтарников Л.М. Числовые ребусы и способы их решения (Для учащихся начальной школы) / Оформл. С. Григорьева. СПб.: Лань, МИК, 1996. 125 с.
8 . Бородина В.А., Родионов М.А. Формирование исследовательской компетентности школьников посредством обучения эвристическим методам решения задач // Проблемы и перспективы развития педагогических наук в условиях глобализации: Материалы Международной научно-практической конференции (11-18 октября 2024 г.). Худжанд: Худжандский государственный университет им. академика Бободжана Гафурова, 2024. Т. 1. С. 191-194.
9 . Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1971. 463 с.
10 . Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: Российский открытый университет, 1992. 140 с.
11 . Пойя Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. М.: КомКнига, 2010. 450 с.
12 . Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: книга для учащихся старших классов средней школы. 3-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1989. 192 с.
13 . Шуба М.Ю. Учим творчески мыслить на уроках математики: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. 224 с.
14 . Гетманская Е.В. Эвристический метод: генезис и современное функционирование // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 2. С. 261-267.
15 . Клепиков В.Н. Эвристические методы решения задач в современной школе // Школьные технологии. 2017. № 3. С. 49-56.
16 . Родионов М.А., Макаров Ю.А. Психология мотивации учебной деятельности: Учебное пособие. Пенза: Изд-во ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2004. 186 с.
17 . Родионов М.А., Пичугина П.Г. Содержательно-методические особенности организации процесса поиска решения геометрических задач на основе целенаправленной актуализации эвристических схем // Геометрия и геометрическое образование: Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции «Геометрическое образование в современной средней и высшей школе». Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. С. 237-241.
18 . Балаян Э.Н. Лучшие олимпиадные и занимательные задачи по математике: 5-6 классы. Ростов н/Д: Феникс, 2019. 274 с.
19 . Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / [Н.Я. Виленкин и др.]. 37-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2019. 167 с.
20 . Перельман Я.И. Занимательная алгебра. М.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1955. 184 с.
21 . Rodionov M., Velmisova S. Construction of Mathematical Problems by Students Themselves // Proceedings of the 34th Conference on Applications of Mathematics in Engineering and Economics (AMEE '08); American Institute of Physics (Melville, NY 11747 USA). AIP Conf. Proc. Issue Date: October 30, 2008. V. 1067. P. 221-228. URL: http://proceedings.aip. org/proceedings.
22 . Бородина В.А., Родионов М.А. Преемственность обучения школьников эвристическим методам решения задач // Научно-методический журнал «Школьные технологии». 2024. № 5. С. 35-43.
23 . Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / [Л.С. Атанасян и др.]. 7-е изд., пере-раб. и доп. М.: Просвещение, 2019. 287 с.
24 . Бородина В.А., Родионов М.А. Проблема преемственности обучения школьников приемам творческого мышления в курсе математики // Проблемы подготовки учителей математики, информатики и предметов естественно-научного цикла: Сборник статей участников Международной научно-методической конференции (19-20 ноября 2024 г.). Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2024. С. 119-123.