Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378
Страницы
266-276
Ключевые слова
профессионально-ценностные установки, профессионально-ценностные ориентации, гуманистическая направленность, ценности, убеждения, принципы, личностное развитие, профессиональная идентичность, мотивация к деятельности, самоактуализация

Авторы
Жакиенова А.А.

Место работы
Жакиенова А.А.
Алтайский государственный педагогический университет


Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования подготовки учителей в педагогических вузах. Так как выбор педагогом содержания образования, методов работы, стратегий взаимодействия и профессиональной траектории зависит от его профессионально-ценностных установок (ПЦУ), целью исследования определили комплексный анализ понятия и структуры ПЦУ, условий их формирования в процессе профессиональной подготовки. Теоретическую основу исследования составляют труды в области философии образования, педагогики и психологии, а также концепции диспозиционной регуляции поведения и гуманистической психологии. Эмпирическая часть исследования включала опрос 154 студентов и 71 преподавателя Павлодарского педагогического университета. Анализ ответов показал, что большинство респондентов рассматривают ПЦУ как совокупность значимых ценностей, убеждений и норм, определяющих осознанный выбор целей, мотивов и стратегий поведения. Их формирование в учебном процессе обеспечивается через лекции, практические занятия, дискуссии, педагогические задачи и тренинги. В ходе исследования понятие ПЦУ было уточнено: это динамическая и целостная система личностно значимых ценностей, убеждений и принципов, которая определяет отношение и готовность педагога к осуществлению профессиональной деятельности. В структуре ПЦУ 4 компонента: смысловой, эмоционально-ценностный, поведенческий и регулятивный. Для эффективного формирования ПЦУ необходим комплексный подход, включающий аксиологически ориентированную образовательную среду, рефлексивную практику, супервизию и практическое погружение в профессию.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев [и др.]. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.
2 . Болотова В.А. Концептуально-семантический подход к понятию «Установка» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 9. С. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualno-semanticheskiy-podhod-k-ponyatiyu-ustanovka (дата обращения: 27.01.2025)
3 . Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расш. изд. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.
4 . Корж Н.В. Проблема ценностей и установок в социологии // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2011. № 3. С. 327-332.
5 . Салистая Г.С. К определению понятия «ценностная установка» // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7. № 2 (23). С. 256-262.
6 . Кендирбекова Ж.Х., Баймуканова М.Т., Боброва В.В., Олексюк З.Я. Ценности, ценностные ориентации, установки в системе приобщения личности к этническому и общечеловеческому в культуре // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1.
7 . Самойлик Н.А. Структурно-функциональная модель профессионально-ценностных ориентаций личности // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4. № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/16PDM N216.pdf (дата обращения: 26.01.2025).
8 . Кирьякова А.В. [и др.]. Педагогическая аксиология: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2022. 283 с. (Высшее образование: Бакалавриат). DOI: 10.12737/17294.
9 . Исаев И.Ф., Ерошенкова Е.И. Профессионально-ценностная установка будущего специалиста: от сущности к технологии формирования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-tsennost naya-ustanovka-buduschego-spetsialista-ot-suschnosti-k-tehnologii-formirovaniya1 (дата обращения: 26.01.2025).
10 . Косолапов А.Н., Киреев М.Н., Коренев Е.Н. Компоненты профессионально ценностной установки будущих специалистов // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2013. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komponenty-professionalno-tsennostnoy-ustanovki-buduschih-spetsialistov (дата обращения: 26.01.2025).
11 . Скляренко И.С. Проектирование педагогической системы формирования профессиональных ценностных установок у будущих сотрудников ОВД // Вестник экономической безопасности. 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-pe dagogicheskoy-sistemy-formirovaniya-professionalnyh-tsennostnyh-ustanovok-u-buduschih-sotrudnikov-ovd (дата обращения: 26.01.2025).
12 . Садеков Р.Р., Скляренко И.С. Формирование профессиональных ценностных установок физической культуры у курсантов образовательных организаций МВД России // Полицейская деятельность. 2018. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/for mirovanie-professionalnyh-tsennostnyh-ustanovok-fizicheskoy-kultury-u-kursantov-obrazovatelnyh-organizatsiy-mvd-rossii (дата обращения: 26.01.2025).
13 . Шнарбекова М.К., Васильева Е.И., Зерчанинова Т.Е., Никитина А.С. Сравнительный анализ профессионально-ценностных установок молодежи России и Казахстана в образовательном пространстве // Интеграция образования. 2023. Т. 27. № 2. С. 186-207. DOI: 10.15507/1991-9468.111.027.202302.186-20.
14 . Калиновская О.Н., Ларионова Л.А. Профессиональные ценностные установки у студентов гуманитарных специальностей // Молодежный вестник ИрГТУ. 2016. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8483 (дата обращения: 31.01.2025).
15 . Гуслякова Н.И., Васильева Т.И. Педагогическая установка и её роль в становлении и развитии профессионального сознания будущего учителя // Вестник ЮУрГГПУ. 2008. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-ustanovka-i-eyo- rol-v-stanovlenii-i-razvitii-professionalnogo-soznaniya-buduschego-uchitelya (дата обращения: 06.02.2025).
16 . Андрюнина А.С. Формирование профессиональных ценностей у будущих педагогов: проблемы и решения // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnyh-tsennostey-u-buduschih-pedagogov-problemy-i-resheniya (дата обращения: 08.02.2025).
17 . Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
18 . Маслоу А. Мотивация и личность: [пер. с англ.]. 3-е изд. СПб.: Питер, 2019. 400 с.
19 . Кремень С.А., Кремень Ф.М. Ценностные основания выбора педагогической профессии // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2023. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-osnovaniya-vybora-peda gogicheskoy-professii (дата обращения: 11.02.2025).
20 . Фролов И.В. Место и роль ценностей в жизни личности и общества // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2002. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-tsennostey-v-zhizni-lichnosti-i-obschestva (дата обращения: 23.02.2025).