ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ШКОЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА |
| научная статья | 372.853 | ||
| 258-265 | демонстрационный эксперимент, виртуальный эксперимент, цифровые образовательные ресурсы, цифровые лаборатории, школьное физическое образование |
| Анализируются современные тенденции экспериментальной основы школьного физического образования. Анализ литературы указывает на возрастающую роль цифровых образовательных ресурсов и цифровых лабораторий в организации учебного процесса по физике. Целью работы является создание перспективной методики применения демонстрационного и лабораторного экспериментов вместе с современными цифровыми средствами обучения. В статье описан вариант завершенного фрагмента учебного процесса по применению уравнения Менделеева-Клапейрона для изотермического процесса, в ходе которого в единстве применяется демонстрационный эксперимент, лабораторная работа с цифровым оборудованием и вариативный виртуальный эксперимент учащихся как объект их самостоятельной работы. Предложено при проведении виртуальной работы опираться на результаты практических исследований учащихся для придания физической обоснованности алгоритмам виртуальных работ. Определено, что важным преимуществом виртуальных работ является возможность варьирования условий проведения, что существенно дополняет возможности реальной лабораторной работы и демонстрации. Результат виртуального исследования служит объектом для применения уравнения Менделеева-Клапейрона на этапе обобщения и систематизации знаний. Сделан вывод, что для того, чтобы демонстрационный эксперимент стал эффективным инструментом обучения, необходимо интегрировать его в более широкий деятельностный контекст, который включает в себя теоретические основы, практические задания, обобщение, систематизацию и обсуждение полученных результатов при использовании виртуальных лабораторных работ. |
| |
| 1 . Наумчик В.Н., Саржевский А.М. Наглядность в демонстрационном эксперименте по физике: (Эргоном. подход). Минск: Изд-во БГУ, 1983. 96 с. 2 . Wieman C.E., Holmes N.G. Measuring the Impact of an Instructional Laboratory on the Learning of Introductory Physics // American Journal of Physics. 2015. 83. Р. 972-978. URL: https://doi.org/10.1119/1.4931717 (дата обращения: 21.03.2025). 3 . Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. психол. тр. / [Ред.-сост. и авт. вступ. ст., с. 7-30, И.С. Якиманская]; АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. 218 с. 4 . Усольцев А.П., Шамало Т.Н. Наглядность и ее функции в обучении // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 91-99. 5 . Майер В.В., Сауров Ю.А. Экспериментирующее мышление в методике обучения физике // Физика в школе. 2018. № 7. С. 3-11. 6 . Богатырева Ю.И., Шахаева Д.В. О применении виртуального эксперимента по физике в основной школе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 7 (228). Вып. 29. С. 191-197. 7 . Макарова О.Е. Использование компьютерных моделей при изучении раздела «Молекулярная физика» в средней школе: Дис.. канд. пед. наук. М., 2013. 180 с. 8 . Иванчук О.В., Плащевая Е.В. Виртуальный эксперимент как метод активизации познавательной деятельности при изучении физики // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/21PDMN223.pdf 9 . Антонова Д.А., Оспенникова Е.В. Учебные компьютерные симуляции физического эксперимента // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31217 (дата обращения: 24.12.2024). 10 . Разумовский В.Г. Проблемы теории и практики школьного физического образования: Избранные научные статьи / Сост. Ю.А. Сауров. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. 196 с. 11 . Кожевников Н.М. Демонстрационные эксперименты по общей физике: Учеб. пособие. СПб.: Лань, 2016. 12 . Филанович А.Н., Повзнер А.А. Виртуальный физический эксперимент: Учебное пособие. Екатеринбург: УрФУ, 2013. 272 с 13 . Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Образовательные электронные издания и ресурсы. Курск: Курск. гос. ун-т, 2006. 98 с. 14 . Ким В.С. Виртуальные эксперименты в обучении физике: Монография. Уссурийск: Изд. Филиала ДВФУ в г. Уссурийске, 2012. 184 с. 15 . Методические рекомендации к интерактивным виртуальным лабораторным и практическим работам по предметам, изучаемым на углубленном уровне основного общего образования. Физика. М.: ИСРО РАО, 2021. 55 с. 16 . Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 80-88. 17 . Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения // Народное образование. 2006. № 2. С. 159. 18 . Афанасьева Е.В., Гафнер С.Л. Методика использования виртуального физического эксперимента при обучении физике // Научный лидер. 2024. № 4 (154). 19 . Шахмаев Н.М., Шилов В.Ф. Физический эксперимент в средней школе. М.: Просвещение, 1989. 20 . Фронтальные лабораторные работы: Метод. пособие / Сост.: Т.В. Краснякова, Е.Г. Чернобай, И.В. Жихарев; Гос. учрежд. «Луган. нац. ун-т им. Тараса Шевченко». Луганск: Изд-во ГУ «ЛНУ им. Тараса Шевченко», 2012. 69 с. 21 . Девяткин Е.М., Хасанова С.Л., Чиганова Н.В. Комплекс электронных лабораторных установок по общей физике // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24956 (дата обращения: 21.03.2025). 22 . Гергова И.Ж., Коцева М.А., Ципинова А.Х. и др. Виртуальные лабораторные работы как форма самостоятельной работы студентов // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 1. С. 94-98. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36562 (дата обращения: 23.03.2025). 23 . Шнейдер Е.М., Богданова М.В. Из опыта применения виртуальных лабораторных работ в практике изучения блока естественнонаучных и общеинженерных дисциплин // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-12. С. 2724-2727. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37554 (дата обращения: 23.03.2025). |


