ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ |
| научная статья | 378.046.4 | ||
| 251-257 | функциональная математическая грамотность, обучение математике, курсы повышения квалификации учителей математики, проектная деятельность |
| Цель исследования состоит в обосновании необходимости расширения понимания приемов формирования функциональной математической грамотности школьников, развития и поддержки интереса к проектно-исследовательской деятельности в рамках курса «Вероятность и статистика» и влияния на этот процесс предметно-ориентированного курса повышения квалификации педагогов. Для учителя задача формирования функциональной математической грамотности является одной из основных, работа по реализации которой предполагает привлечение большого перечня научных и методических материалов с использованием соответствующего инструментария. Одним из решений данной проблемы являются курсы повышения квалификации учителей математики, цель которых - формирование у педагогов целостного понимания возможностей развития математической грамотности школьников при работе по новым ФОП и ФГОС. В статье обсуждаются структура и содержание разработанных курсов по использованию возможностей предмета «Вероятность и статистика» в рамках развития математической грамотности школьников. Также раскрывается роль предлагаемых заданий, для иллюстрации приведены некоторые примеры. В процессе исследования применялись такие методы, как анализ, обобщение, проектирование, моделирование, которые позволили раскрыть возможности школьного предмета «Вероятность и статистика» в контексте формирования математической грамотности школьников. |
| |
| 1 . Валеев И.И. Функциональная математическая грамотность как основа формирования и развития математической компетенции // Бизнес. Образова- ние. Право. 2020 № 4 (53). С. 353-360. 2 . Седлева Е.А., Фомина Т.П. Реализация практи- ко-ориентированного подхода при изучении теории вероятностей и математической статистики // Акту- альные проблемы естественных, математических, технических наук и их преподавания: Сборник науч- ных трудов. Липецк, 2023. С. 170-174. 3 . Перминова Л.М. Минимальное поле функцио- нальной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы) // Педагогика. 1999. № 2. С. 26-29. 4 . Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и пе- дагогической психологии / Сост., предисл., коммент. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2016. 528 с. 5 . PISA 2015 Assessment and Analytical Framework: Science, Reading, Mathematics, Financial Literacy and Collaborative Problem Solving. Revised edition. Paris: Publishing, 2017. P. 65-80. 6 . Васильева Р.Л., Тяглова Е.Г. Формирование математической грамотности на уроках (из опыта работы творческой группы учителей Красноярского края): Методические рекомендации. Красноярск, 2022. 94 с. 7 . Расташанская Т.В., Сергеева Т.Ф., Шабано- ва М.В., Попов М.С. Развитие математической грамот- ности на основе предметного и межпредметного со- держания: Методическое пособие для учителя. М.: ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», 2021. 49 с. file:///C:/Users/user/Downloads/ПРОГРАМ МЫ%20ПК%20кафедры%202024/matematicheskaya- gramotnost.pdf 8 . Рослова Л.О., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности // Отечественная и за- рубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 58-79. 9 . Алексеева Е.Е. Методика формирования функ- циональной грамотности учащихся в обучении ма- тематике // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 10-15. 10 . Воробьев Г.А., Фомина Т.П. Сетевые модели и цифровые технологии в повышении квалификации учителей математики // Научное обеспечение систе- мы повышения квалификации кадров. 2023. № 2 (55). С. 92-101. 11 . Тумашева О.В. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обу- чающихся // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/gotovnost-buduschego-uchitelya-kformirovaniyu-f unktsionalnoy-gramotnosti-buchayuschihsya. 12 . Банк заданий. Математическая грамотность // Официальный сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». URL: http://skiv.instrao. ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramot nost/. 13 . Куприенко Е.И., Сергеева Т.Ф. Методические материалы по обучению курсу «Вероятность и статистика» в 7-11 классах для педагогов, внедряющих обновленные ФГОС ООО и ФГОС СОО. М., 2023. 14 . с. URL: https://iro22.ru/wp-content/uploads/2023/ 10/metodicheskie-materialy-verojatnost-i-statistika.pdf 15 . Математическая грамотность: Сб. эталонных заданий. Вып. 1. Ч. 1: Учеб. пособие для общеобра- зоват. организаций / Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. М.: СПб.: Просвещение, 2021. 80 с. 16 . Математическая грамотность: Сб. эталонных заданий. Вып. 1. Ч. 2: Учеб. пособие для общеобра- зоват. организаций / Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. М., СПб.: Просвещение, 2021. 140 с. 17 . Валеев И.И. Функциональная математическая грамотность как основа формирования и развития математической компетенции // Бизнес. Образование. Право. 2020 № 4 (53). С. 353-360. 18 . Седлева Е.А., Фомина Т.П. Реализация практико-ориентированного подхода при изучении теории вероятностей и математической статистики // Актуальные проблемы естественных, математических, технических наук и их преподавания: Сборник научных трудов. Липецк, 2023. С. 170-174. 19 . Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы) // Педагогика. 1999. № 2. С. 26-29. 20 . Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / Сост., предисл., коммент. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2016. 528 с. 21 . PISA 2015 Assessment and Analytical Framework: Science, Reading, Mathematics, Financial Literacy and Collaborative Problem Solving. Revised edition. Paris: Publishing, 2017. P. 65-80. 22 . Васильева Р.Л., Тяглова Е.Г. Формирование математической грамотности на уроках (из опыта работы творческой группы учителей Красноярского края): Методические рекомендации. Красноярск, 2022. 94 с. 23 . Расташанская Т.В., Сергеева Т.Ф., Шабанова М.В., Попов М.С. Развитие математической грамотности на основе предметного и межпредметного содержания: Методическое пособие для учителя. М.: ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», 2021. 49 с. file:///C:/Users/user/Downloads/ПРОГРАММЫ%20ПК%20кафедры%202024/matematicheskaya-gramotnost.pdf 24 . Рослова Л.О., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 58-79. 25 . Алексеева Е.Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 10-15. 26 . Воробьев Г.А., Фомина Т.П. Сетевые модели и цифровые технологии в повышении квалификации учителей математики // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2023. № 2 (55). С. 92-101. 27 . Тумашева О.В. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-buduschego-uchitelya-kformirovaniyu-f unktsionalnoy-gramotnosti-buchayuschihsya. 28 . Банк заданий. Математическая грамотность // Официальный сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/. 29 . Куприенко Е.И., Сергеева Т.Ф. Методические материалы по обучению курсу «Вероятность и статистика» в 7-11 классах для педагогов, внедряющих обновленные ФГОС ООО и ФГОС СОО. М., 2023.с. URL: https://iro22.ru/wp-content/uploads/2023/10/metodicheskie-materialy-verojatnost-i-statistika.pdf 30 . Математическая грамотность: Сб. эталонных заданий. Вып. 1. Ч. 1: Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. М.: СПб.: Просвещение, 2021. 80 с. 31 . Математическая грамотность: Сб. эталонных заданий. Вып. 1. Ч. 2: Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. М., СПб.: Просвещение, 2021. 140 с. |


