Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378.046.4
Страницы
251-257
Ключевые слова
функциональная математическая грамотность, обучение математике, курсы повышения квалификации учителей математики, проектная деятельность

Авторы
Воробьев Г.А.
Фомина Т.П.

Место работы
Воробьев Г.А.
Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского

Фомина Т.П.
Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского


Аннотация
Цель исследования состоит в обосновании необходимости расширения понимания приемов формирования функциональной математической грамотности школьников, развития и поддержки интереса к проектно-исследовательской деятельности в рамках курса «Вероятность и статистика» и влияния на этот процесс предметно-ориентированного курса повышения квалификации педагогов. Для учителя задача формирования функциональной математической грамотности является одной из основных, работа по реализации которой предполагает привлечение большого перечня научных и методических материалов с использованием соответствующего инструментария. Одним из решений данной проблемы являются курсы повышения квалификации учителей математики, цель которых - формирование у педагогов целостного понимания возможностей развития математической грамотности школьников при работе по новым ФОП и ФГОС. В статье обсуждаются структура и содержание разработанных курсов по использованию возможностей предмета «Вероятность и статистика» в рамках развития математической грамотности школьников. Также раскрывается роль предлагаемых заданий, для иллюстрации приведены некоторые примеры. В процессе исследования применялись такие методы, как анализ, обобщение, проектирование, моделирование, которые позволили раскрыть возможности школьного предмета «Вероятность и статистика» в контексте формирования математической грамотности школьников.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Валеев И.И. Функциональная математическая грамотность как основа формирования и развития математической компетенции // Бизнес. Образова- ние. Право. 2020 № 4 (53). С. 353-360.
2 . Седлева Е.А., Фомина Т.П. Реализация практи- ко-ориентированного подхода при изучении теории вероятностей и математической статистики // Акту- альные проблемы естественных, математических, технических наук и их преподавания: Сборник науч- ных трудов. Липецк, 2023. С. 170-174.
3 . Перминова Л.М. Минимальное поле функцио- нальной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы) // Педагогика. 1999. № 2. С. 26-29.
4 . Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и пе- дагогической психологии / Сост., предисл., коммент. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2016. 528 с.
5 . PISA 2015 Assessment and Analytical Framework: Science, Reading, Mathematics, Financial Literacy and Collaborative Problem Solving. Revised edition. Paris: Publishing, 2017. P. 65-80.
6 . Васильева Р.Л., Тяглова Е.Г. Формирование математической грамотности на уроках (из опыта работы творческой группы учителей Красноярского края): Методические рекомендации. Красноярск, 2022. 94 с.
7 . Расташанская Т.В., Сергеева Т.Ф., Шабано- ва М.В., Попов М.С. Развитие математической грамот- ности на основе предметного и межпредметного со- держания: Методическое пособие для учителя. М.: ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», 2021. 49 с. file:///C:/Users/user/Downloads/ПРОГРАМ МЫ%20ПК%20кафедры%202024/matematicheskaya- gramotnost.pdf
8 . Рослова Л.О., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности // Отечественная и за- рубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 58-79.
9 . Алексеева Е.Е. Методика формирования функ- циональной грамотности учащихся в обучении ма- тематике // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 10-15.
10 . Воробьев Г.А., Фомина Т.П. Сетевые модели и цифровые технологии в повышении квалификации учителей математики // Научное обеспечение систе- мы повышения квалификации кадров. 2023. № 2 (55). С. 92-101.
11 . Тумашева О.В. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обу- чающихся // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/gotovnost-buduschego-uchitelya-kformirovaniyu-f unktsionalnoy-gramotnosti-buchayuschihsya.
12 . Банк заданий. Математическая грамотность // Официальный сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». URL: http://skiv.instrao. ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramot nost/.
13 . Куприенко Е.И., Сергеева Т.Ф. Методические материалы по обучению курсу «Вероятность и статистика» в 7-11 классах для педагогов, внедряющих обновленные ФГОС ООО и ФГОС СОО. М., 2023.
14 . с. URL: https://iro22.ru/wp-content/uploads/2023/ 10/metodicheskie-materialy-verojatnost-i-statistika.pdf
15 . Математическая грамотность: Сб. эталонных заданий. Вып. 1. Ч. 1: Учеб. пособие для общеобра- зоват. организаций / Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. М.: СПб.: Просвещение, 2021. 80 с.
16 . Математическая грамотность: Сб. эталонных заданий. Вып. 1. Ч. 2: Учеб. пособие для общеобра- зоват. организаций / Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. М., СПб.: Просвещение, 2021. 140 с.
17 . Валеев И.И. Функциональная математическая грамотность как основа формирования и развития математической компетенции // Бизнес. Образование. Право. 2020 № 4 (53). С. 353-360.
18 . Седлева Е.А., Фомина Т.П. Реализация практико-ориентированного подхода при изучении теории вероятностей и математической статистики // Актуальные проблемы естественных, математических, технических наук и их преподавания: Сборник научных трудов. Липецк, 2023. С. 170-174.
19 . Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы) // Педагогика. 1999. № 2. С. 26-29.
20 . Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / Сост., предисл., коммент. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2016. 528 с.
21 . PISA 2015 Assessment and Analytical Framework: Science, Reading, Mathematics, Financial Literacy and Collaborative Problem Solving. Revised edition. Paris: Publishing, 2017. P. 65-80.
22 . Васильева Р.Л., Тяглова Е.Г. Формирование математической грамотности на уроках (из опыта работы творческой группы учителей Красноярского края): Методические рекомендации. Красноярск, 2022. 94 с.
23 . Расташанская Т.В., Сергеева Т.Ф., Шабанова М.В., Попов М.С. Развитие математической грамотности на основе предметного и межпредметного содержания: Методическое пособие для учителя. М.: ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», 2021. 49 с. file:///C:/Users/user/Downloads/ПРОГРАММЫ%20ПК%20кафедры%202024/matematicheskaya-gramotnost.pdf
24 . Рослова Л.О., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 58-79.
25 . Алексеева Е.Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 10-15.
26 . Воробьев Г.А., Фомина Т.П. Сетевые модели и цифровые технологии в повышении квалификации учителей математики // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2023. № 2 (55). С. 92-101.
27 . Тумашева О.В. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-buduschego-uchitelya-kformirovaniyu-f unktsionalnoy-gramotnosti-buchayuschihsya.
28 . Банк заданий. Математическая грамотность // Официальный сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/.
29 . Куприенко Е.И., Сергеева Т.Ф. Методические материалы по обучению курсу «Вероятность и статистика» в 7-11 классах для педагогов, внедряющих обновленные ФГОС ООО и ФГОС СОО. М., 2023.с. URL: https://iro22.ru/wp-content/uploads/2023/10/metodicheskie-materialy-verojatnost-i-statistika.pdf
30 . Математическая грамотность: Сб. эталонных заданий. Вып. 1. Ч. 1: Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. М.: СПб.: Просвещение, 2021. 80 с.
31 . Математическая грамотность: Сб. эталонных заданий. Вып. 1. Ч. 2: Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. М., СПб.: Просвещение, 2021. 140 с.