Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ФОРМИРОВАНИИ СПОСОБНОСТЕЙ ВЫПУСКНИКОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ


Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
372.881.111.1
Страницы
240-250
Ключевые слова
межкультурное взаимодействие, деловая коммуникация, иностранный язык, ФГОС ВО 3++, CLIL, Case Study, игровые технологии

Авторы
Барыбина Н.В.
Булат R.E.

Место работы
Барыбина Н.В.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Булат R.E.
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина


Аннотация
Рассматривается проблема формирования у обучающихся образовательных организаций высшего образования готовности к межкультурному взаимодействию и деловой коммуникации в условиях реализации требований ФГОС ВО 3++. Её актуальность и значимость обусловлена нарастающей ролью межкультурного диалога в условиях глобализации, что требует пересмотра подходов к преподаванию дисциплины «Иностранный язык». Доказывается, что существующая практика преподавания чаще всего ограничивается развитием базовой языковой компетенции, что не соответствует требованиям универсальных компетенций УК-4 и УК-5. Представлены результаты направленного на выявление текущего состояния формирования готовности к межкультурному взаимодействию и деловой коммуникации констатирующего эксперимента, проведённого посредством опроса педагогических работников, реализующих дисциплину «Иностранный язык», в различных регионах России на основе онлайн-платформы Google Forms. Выявлен уровень исходной подготовки обучающихся, а также приоритеты в дальнейшем применении педагогических технологий. Анализ данных показал, что большинство педагогов сосредоточены на формировании базовых языковых навыков, в то время как задачи подготовки к межкультурному взаимодействию и деловой коммуникации остаются второстепенными. Лишь 27.8% респондентов используют технологию CLIL, а игровые технологии и Case Study применяются менее чем у половины педагогов. Кроме того, низкий исходный уровень языковой подготовки у значительной части обучающихся затрудняет их профессионально ориентированное обучение. Результаты исследования подтверждают, что дисциплина «Иностранный язык» нуждается в корректировке целей и содержания для соответствия требованиям ФГОС ВО 3++ и современных условий деятельности выпускников. Рекомендуется расширение применения инновационных технологий, таких как CLIL и Case Study, а также усиление работы с обучающимися с низким уровнем подготовки. Внедрение сформулированных рекомендаций позволит более эффективно формировать готовность выпускников к профессиональной деятельности в условиях межкультурного взаимодействия.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Межкультурный диалог и партнёрство [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЮНЕСКО. URL: https://unesco.ru/news/межкультурный-диалог-и-партнерство-3/(дата обращения: 13.12.2024).
2 . Влияние межкультурной коммуникации на общество [Электронный ресурс] // Смотрим. Официальный сайт. URL: https://smotrim.ru/article/4139003 (дата обращения: 13.12.2024).
3 . Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриата по направлению подготовки 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры». Утвержден 26.11.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/260302_B_3_31082020.pdf (дата обращения: 15.09.2023).
4 . Межкультурную коммуникацию в современном мире обсудили на полях XII Евразийского ивент-форума [Электронный ресурс] // Единая Россия. Официальный сайт. URL: https://spb.er.ru/activity/news/mezhkulturnuyu-kommunikaciyu-v-sovremennom-mire-obsudili-na-polyah-xii-evrazijskogo-ivent-foruma (дата обращения: 13.12.2024).
5 . Бурлакова Е.В., Качалова С.М., Замышляев Е.И. Профессиональная подготовка специалистов к условиям межкультурного взаимодействия // Человек. Общество. Наука. 2022. Т. 3. № 2. С. 12-21. DOI: 10.53015/2686-8172_2022_3_2_12.
6 . Ваулина Л.Н. Обучение на протяжении всей жизни в процессе межкультурной коммуникации в профессиональной сфере // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 4. С. 179-183.
7 . Колесник Л.И., Осипова Н.Н., Трофименко М.П. Иностранный язык как средство профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях современного вуза (на примере аудирования) // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. С. 101-105.
8 . Солдатов Б.Г., Солдатова Н.В. Формирование профессиональной готовности студентов к межкультурной коммуникации как педагогическая проблема // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 3. С. 40-49. DOI: 10.18384/2310-7219-2020-3-40-49.
9 . Кианибарфоруши Х.Х. Межкультурная коммуникация и ее роль в подготовке иностранных учащихся неязыковых // Технологии обучения русскому языку как иностранному и диагностика речевого развития: Материалы XXII Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19 окт. 2023 г. / Под ред. Т.Н. Мельниковой (отв. ред.) [и др.]. Минск, 2023. С. 118-121.
10 . Кубанева Н.К. О некоторых особенностях обучения межкультурной коммуникации в иноязычном профессиональном образовании студентов // Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы развития: Материалы 17-й Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 23 апреля 2019 года. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2019. С. 229-235.
11 . Косицкая Е.Ю., Пашинина Ю.С. Аспекты делового общения в рамках иноязычных // Лингвистика и межкультурная коммуникация: Материалы Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых, Грозный, 19 апреля 2019 года / Под ред. П.Х. Альмурзаева. Грозный: Чеченский государственный университет, 2019. С. 68-71.
12 . Раицкая Л.К. Формирование иноязычной компетентности студентов в курсе деловой коммуникации на иностранном языке // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 11-2. С. 217-220.
13 . Кудрявцева Е.Л., Платонова Э.Е. Особенности обучения иноязычному деловому общению в коммуникативной ситуации // Научный поиск в сфере современной культуры и искусства: Материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава Белорусского государственного университета культуры и искусств, Минск, 25 ноября 2021 года / Редколл.: Н.В. Карчевская (пред.) [и др.]. Минск: Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2022. С. 478-481.
14 . Дмитренко Т.А. Профессиональная подготовка специалистов в сфере межкультурных коммуникаций в условиях обновления языкового образования // Наука и школа. 2015. № 6. С. 95-99.
15 . Рыбасова Ю.Ю. Формирование гражданской и культурной идентичности студенческой молодежи в процессе изучения курса «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» // Формирование общероссийской гражданской идентичности как фактор противодействия идеологии экстремизма в образовательной среде: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., Казань, 25 февраля 2016 года. Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Информационно-технологический центр», 2016. С. 146-150.
16 . Белянский Р.Г. Межкультурное обучение иностранному языку как неотъемлемая часть при формировании навыка межкультурной коммуникации // Теория и практика инновационных технологий в АПК: Материалы Междунар. науч. конф., Воронеж, 20-28 марта 2023 года. Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2023. С. 222-226.
17 . Якушина О.И. Культурное взаимодействие и перспективы реализации межкультурной коммуникации // Коммуникология. 2017. Т. 5. № 6. С. 51-59. DOI: 10.21453/2311-3065-2017-5-6-51-59.
18 . Оксентюк Г.С. Принципы формирования готовности магистров к деловому межкультурному взаимодействию // Вестник ЧелГУ. 2013. № 26 (317). С. 114-116.
19 . Снежкова А.С. Лингводидактический аспект формирования мотивации учащихся к межкультурному взаимодействию // Инновационная наука. 2021. № 12-1. С. 56-60.
20 . Харитонов В.А., Якимина И.И. Формирование межкультурной коммуникативной компетентности студентов в деловом общении на иностранных языках // Иностранные языки в школе и вузе: международный семинар-практикум: Сборник научных трудов по материалам Международного семинара-практикума, Саранск, 25 ноября 2016 года. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, 2017. С. 74-79.
21 . Nevraeva N.Yu., Kusarbaev R.I., Demakova G.A. [et al.] Culture and communication as fundamentals of intercultural interaction // Baltic Humanitarian Journal. 2021. Vol. 10. № 2 (35). P. 135-138. DOI: 10.26140/bgz3-2021-1002-0036.
22 . Корсакова Ю.С. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в современных условиях // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: Материалы Национальной контент-платформы, Мичуринск, 12 декабря 2019 года / Под ред. Г.В. Коротковой. Мичуринск: Мичуринский государственный аграрный университет, 2019. С. 20-21.
23 . Сургутскова Г.А., Сорока Ю.В. Теоретические положения интегрированного подхода к межкультурному профессиональному взаимодействию // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 4.
24 . Багичева Н.В., Старкова Д.А. Межкультурные проекты как средство формирования универсальных компетенций студентов // Педагогическое образование в России. 2019. № 9. С. 13-21. DOI: 10.26170/po19-09-02.
25 . Селькова А.В. Формирование опыта межкультурного взаимодействия у студентов в условиях поликультурной среды современного вуза // Актуальные вопросы образования. 2020. Т. 1. С. 100-104. DOI: 10.33764/2618-8031-2020-1-100-104.
26 . Булат Р.Е., Барыбина Н.В. Значение понятий «коммуникация» и «межкультурное взаимодействие» как целевая установка формирования содержания дисциплины «Иностранный язык» // Иностранный язык в профессиональной сфере: педагогика, лингвистика, межкультурная коммуникация: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Е.В. Николаевой. В 2 ч. Ч. 1. Теоретическая и прикладная лингвистика. Образовательные технологии в преподавании иностранного языка. М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2025.
27 . Астахова И.О. Метод case-study как эффективная технология профессионально-ориентированного обучения студентов иностранным языкам // Вестник индустрии гостеприимства: Научный сборник. Вып. 4. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. С. 30-32.
28 . Пересунько Е.А. Метод кейс-стади в сфере профессиональной иноязычной коммуникации [Электронный ресурс] // Научно-издательский центр «Открытое знание». URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/metod-kejs-stadi-v-sfere-professionalnoj-inoyazychnoj-kommunikatsii.html (дата обращения: 15.02.2025).
29 . Якушкина О.С. Современные методы обучения иностранному языку в профессионально-ориентированном образовании (метод «case study», метод технического перевода) // Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе: Материалы Всероссийской научно-методической конференции, Рязань, 20 февраля 2019 года. Рязань: Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, 2019. С. 101-106.
30 . Григорьева-Голубева В.А., Барыбина Н.В. Оценка эффективности использования метода проектов в процессе обучения иностранным языкам // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2019. № 4. С. 108-117.
31 . Езерская Ж.И. Реализация задач иноязычной профессионально ориентированной подготовки студентов посредством применения метода проектов // Преподавание иностранных языков в поликультурном мире: традиции, инновации, перспективы: Сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Минск, 22 марта 2024 года. Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка», 2024. С. 73-76.
32 . Жарова Ю.В., Обдалова О.А. Модель интеграции коммуникативно-проектной технологии в обучение иноязычной публичной речи будущих инженеров // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2023. № 61. С. 175-190. DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2023-61-1-175-190.
33 . Ковригина А.И. Методы формирования навыков межкультурной коммуникации у студентов неязыкового колледжа и вуза // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 102-1. С. 36-39. DOI: 10.18411/trnio-10-2023-10.
34 . Васючкова О.И., Коваленок Т.В. О гибких навыках, приобретаемых в ходе профессионального иноязычного общения // Образование. Культура. Общество: Сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции, Санкт- Петербург, 28 апреля 2020 года. СПб.: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Гуманитарный национальный исследовательский институт «Нацразвитие», 2020. С. 16-19. DOI: 10.37539/ECS290.2020.74.28.002.
35 . Файзиева Г.В. Профессионально-ориентированный иностранный язык как модуль компетентностной модели подготовки будущего специалиста в вузе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 19. С. 61-68. DOI: 10.24412/2712-827X-2024-19-61-68.
36 . Михайлов А.Н., Симеонова Н.М. Деловая игра в формировании познавательной активности студентов технического университета // Педагогическое образование и наука. 2013. № 6. С. 72-75.
37 . Триус Л.И. Игры в обучении профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов в лингвистическом вузе на примере английского языка // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. 2020. № 13. С. 307-313.
38 . Цыренжапова С.Д. Интерактивные методы обучения иностранному языку как средство развития межкультурной компетенции будущих специалистов // Лингвистические и методологические аспекты в преподавании иностранных языков: Сборник научных статей / Отв. Ред. Б.В. Соктоева. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2016. С. 55-60.
39 . Чиликина Е.С. Роль игровых технологий при формировании межкультурной компетенции студентов // Интерактивность как катализатор развития вузов: Сборник статей V Международной научно-практической конференции, Москва, 20 апреля 2023 года. М.: Издательство «Перо», 2023. С. 193-219.
40 . Барыбина Н.В. История возникновения и развития концепции предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 67-3. С. 53-58. DOI: 10.18411/lj-11-2020-94.
41 . Белова Л.А., Заседателева М.Г., Быстрай Е.Б., Штыкова Т.В. Подготовка будущих учителей к межкультурному профессиональному взаимодействию с использованием технологии CLIL // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 4. С. 9-16. DOI: 10.25588/CSPU.2018.33.4.001.
42 . Невраева Н.Ю., Кабанов А.М., Савельева Н.Х., Божко Е.М. Программа подготовки студентов к межкультурному взаимодействию в условиях предметно-языковой интегрированной среды // Современный ученый. 2019. № 6. С. 40-45.
43 . Зудина А.И. Технология развития критического мышления как эффективное средство формирования коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 108-110. DOI 10.26140/anip-2019-0803-0027.
44 . Иванова Г.Н. Применение современных педагогических технологий в процессе преподавания иностранного языка на неязыковых факультетах университета // Modern Science. 2021. № 12-2. С. 220-224.
45 . Опрос педагогических работников кафедр иностранных языков образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс] // Google Forms. URL: https://docs.google.com/forms/d/1O6OSr6EUyzAssbuvn0dtuOD_4nOnykSEcO2DJxPkDgc/viewform?edit_requested=true (дата обращения: 13.12.2024).