Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ЦЕННОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.354:351/354
Страницы
128-139
Ключевые слова
ценностная готовность, социально-экономические изменения, студенты, рабочее место, ценности, адаптация, адаптивность, инновационность

Авторы
Леонова И.С.
Дурожайе Д.

Место работы
Леонова И.С.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Дурожайе Д.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Быстро меняющиеся социально-экономические реалии определяют запрос на сотрудников, готовых ориентироваться и эффективно работать в условиях неопределенности. Статья посвящена теме ценностной готовности студентов колледжей к работе в современных условиях и соответствию их личных и профессиональных ценностей новым требованиям рынка труда. Ценностная готовность трактуется авторами как способность к быстрой адаптации, этичное поведение и приверженность общественному благу - компетенции и качества, которые становятся все более важными для выпускников, стремящихся к успеху в мире, определяемом технологическим прорывом и социальными изменениями. На основании анализа отечественной и зарубежной литературы авторы выделяют факторы, влияющие на ценностную готовность выпускников колледжей, проблемы ее становления и преимущества, которые она влечет. По итогам литературного обзора авторы предлагают стратегии повышения ценностной готовности студентов колледжей. Исследование имеет практическую значимость, так как дает профессиональному сообществу педагогов, работодателям и государственным деятелям лучшее понимание подготовки будущих кадров.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. Crown, 2017. 192 p.
2 . Леонова И.С. Управление социально-психологическим возрастом персонала при внедрении инноваций: роль организационной культуры // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2021. Т. 46. № 1. С. 58-69.
3 . Leonova I.S., Zakharova L.N., Saralieva Z.Kh. Subjective well-being as an indicator of the quality of labor life of senior personnel and condition of acceptance of innovation // Эффективность труда и качество трудовой жизни XXI века: Сборник научных статей / Под ред. Р.В. Карапетяна. СПб.: ООО «Скифия-принт», 2020. С. 211-223.
4 . Sagiv L., Schwartz S.H. Value priorities and subjective well-being: direct relations and congruity effects // Eur. J. Soc. Psychol. 2000. V. 30. № 2. P. 177-198.
5 . Kristof-Brown A.L., Zimmerman R.D., Johnson E.C. Consequences of Individuals' Fit at Work: A Meta-Analysis of Person-Job, Person-Organization, Person-Group, and Person-Supervisor Fit // Pers. Psychol. 2005. V. 58. № 2. P. 281-342.
6 . Леонова И.С. Управление личностной вовлеченностью в трудовую деятельность персонала ординарных и инновационных компаний // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. Т. 82. № 2. С. 47-52.
7 . Schwartz S.H. Are there universal aspects in the content and structure of values? // Journal of Social Issues. 1994. V. 50. P. 19-45.
8 . Noordegraaf M. Reconfiguring Professional Work: Changing Forms of Professionalism in Public Services // Admin. Soc. 2016. V. 48. № 7. P. 783-810.
9 . Захарова Л.Н., Саралиева З.Х., Леонова И.С. Субъективное благополучие на рабочем месте как социальное действие: возможности управления и самоуправления // В кн.: Социология в оценке и анализе развития современного общества: Монография. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2023. С. 67-105.
10 . Барков С.А. Личные качества как фактор успеха в постиндустриальных социально-экономических реалиях // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020. Т. 26. № 2. С. 178-192.
11 . Zacher H. Individual difference predictors of change in career adaptability over time // J. Vocat. Behav. 2014. V. 84. № 2. P. 188-198.
12 . Захарова Л.Н., Савичева А.В. Трудовые намерения студентов индустриальных колледжей с разным уровнем психологической готовности к работе в инновационной компании // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 2 (66). С. 148-156.
13 . Старовойтова Л.И., Аришина Э.С., Хамзина Д.Р. Формирование ценностного отношения студентов социального, педагогического и технического университетов к профессиональной деятельности // ЦИТИСЭ. 2020. № 2 (24). С. 160-169.
14 . Reeves T.D., Honig S.L. A classroom data literacy intervention for pre-service teachers // Teach. Teach. Educ. 2015. V. 50. P. 90-101.
15 . Holland J.L. Making vocational choices: A theory of vocational personalities and work environments // Psychological Assessment Resources. 1997. 303 р.
16 . Tracey T.J.G., Robbins S.B. The interest-major congruence and college success relation: A longitudinal study // J. Vocat. Behav. 2006. V. 69. № 1. P. 64-89.
17 . Wille B., Wiernik B.M., Vergauwe J. et al. Personality characteristics of male and female executives: Distinct pathways to success? // J. Vocat. Behav. 2018. V. 106. P. 220-235.
18 . Lent R.W., Brown S.D., Hackett G. Toward a Unifying Social Cognitive Theory of Career and Academic Interest, Choice, and Performance // J. Vocat. Behav. 1994. V. 45. № 1. P. 79-122.
19 . Brown S.D., Lent R.W. Career Development // Annual Review of Psychology. 2019. V. 70. P. 1-28.
20 . Parker P., Khapova S. N., Arthur M.B. The intelligent career framework as a basis for interdisciplinary inquiry // J. Vocat. Behav. 2009. V. 75. № 3. P. 291-302.
21 . Попова О. В. Место и роль установки в трудовом поведении современной российской молодежи // Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы. X юбилейные Санкт-Петербургские социологические чтения: Сборник материалов Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 13-14 апреля 2018 года. СПб.: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2018. С. 759-762.
22 . Prince M. Does Active Learning Work? A Review of the Research // J. Eng. Educ. 2004. V. 93. № 3. P. 223-231.
23 . Whiston S.C., Brecheisen B.K., Stephens J. Does treatment modality affect career counseling effectiveness? // J. Vocat. Behav. 2003. V. 62. № 3. P. 390-410.
24 . Knouse S.B., Tanner J.R., Harris E.W. The Relation of College Internships, College Performance, and Subsequent Job Opportunity // J. Employ. Couns. 1999. V. 36. № 1. P. 35-43.
25 . Dennis J.M. Phinney J.S. Chuateco L.I. The Role of Motivation Parental Support and Peer Support in the Academic Success of Ethnic Minority First-Generation College Students // J. Coll. Stud. Dev. 2005. V. 46. № 3. P. 223-236.