ЦЕННОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР |
| научная статья | 316.354:351/354 | ||
| 128-139 | ценностная готовность, социально-экономические изменения, студенты, рабочее место, ценности, адаптация, адаптивность, инновационность |
| Быстро меняющиеся социально-экономические реалии определяют запрос на сотрудников, готовых ориентироваться и эффективно работать в условиях неопределенности. Статья посвящена теме ценностной готовности студентов колледжей к работе в современных условиях и соответствию их личных и профессиональных ценностей новым требованиям рынка труда. Ценностная готовность трактуется авторами как способность к быстрой адаптации, этичное поведение и приверженность общественному благу - компетенции и качества, которые становятся все более важными для выпускников, стремящихся к успеху в мире, определяемом технологическим прорывом и социальными изменениями. На основании анализа отечественной и зарубежной литературы авторы выделяют факторы, влияющие на ценностную готовность выпускников колледжей, проблемы ее становления и преимущества, которые она влечет. По итогам литературного обзора авторы предлагают стратегии повышения ценностной готовности студентов колледжей. Исследование имеет практическую значимость, так как дает профессиональному сообществу педагогов, работодателям и государственным деятелям лучшее понимание подготовки будущих кадров. |
| |
| 1 . Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. Crown, 2017. 192 p. 2 . Леонова И.С. Управление социально-психологическим возрастом персонала при внедрении инноваций: роль организационной культуры // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2021. Т. 46. № 1. С. 58-69. 3 . Leonova I.S., Zakharova L.N., Saralieva Z.Kh. Subjective well-being as an indicator of the quality of labor life of senior personnel and condition of acceptance of innovation // Эффективность труда и качество трудовой жизни XXI века: Сборник научных статей / Под ред. Р.В. Карапетяна. СПб.: ООО «Скифия-принт», 2020. С. 211-223. 4 . Sagiv L., Schwartz S.H. Value priorities and subjective well-being: direct relations and congruity effects // Eur. J. Soc. Psychol. 2000. V. 30. № 2. P. 177-198. 5 . Kristof-Brown A.L., Zimmerman R.D., Johnson E.C. Consequences of Individuals' Fit at Work: A Meta-Analysis of Person-Job, Person-Organization, Person-Group, and Person-Supervisor Fit // Pers. Psychol. 2005. V. 58. № 2. P. 281-342. 6 . Леонова И.С. Управление личностной вовлеченностью в трудовую деятельность персонала ординарных и инновационных компаний // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. Т. 82. № 2. С. 47-52. 7 . Schwartz S.H. Are there universal aspects in the content and structure of values? // Journal of Social Issues. 1994. V. 50. P. 19-45. 8 . Noordegraaf M. Reconfiguring Professional Work: Changing Forms of Professionalism in Public Services // Admin. Soc. 2016. V. 48. № 7. P. 783-810. 9 . Захарова Л.Н., Саралиева З.Х., Леонова И.С. Субъективное благополучие на рабочем месте как социальное действие: возможности управления и самоуправления // В кн.: Социология в оценке и анализе развития современного общества: Монография. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2023. С. 67-105. 10 . Барков С.А. Личные качества как фактор успеха в постиндустриальных социально-экономических реалиях // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020. Т. 26. № 2. С. 178-192. 11 . Zacher H. Individual difference predictors of change in career adaptability over time // J. Vocat. Behav. 2014. V. 84. № 2. P. 188-198. 12 . Захарова Л.Н., Савичева А.В. Трудовые намерения студентов индустриальных колледжей с разным уровнем психологической готовности к работе в инновационной компании // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 2 (66). С. 148-156. 13 . Старовойтова Л.И., Аришина Э.С., Хамзина Д.Р. Формирование ценностного отношения студентов социального, педагогического и технического университетов к профессиональной деятельности // ЦИТИСЭ. 2020. № 2 (24). С. 160-169. 14 . Reeves T.D., Honig S.L. A classroom data literacy intervention for pre-service teachers // Teach. Teach. Educ. 2015. V. 50. P. 90-101. 15 . Holland J.L. Making vocational choices: A theory of vocational personalities and work environments // Psychological Assessment Resources. 1997. 303 р. 16 . Tracey T.J.G., Robbins S.B. The interest-major congruence and college success relation: A longitudinal study // J. Vocat. Behav. 2006. V. 69. № 1. P. 64-89. 17 . Wille B., Wiernik B.M., Vergauwe J. et al. Personality characteristics of male and female executives: Distinct pathways to success? // J. Vocat. Behav. 2018. V. 106. P. 220-235. 18 . Lent R.W., Brown S.D., Hackett G. Toward a Unifying Social Cognitive Theory of Career and Academic Interest, Choice, and Performance // J. Vocat. Behav. 1994. V. 45. № 1. P. 79-122. 19 . Brown S.D., Lent R.W. Career Development // Annual Review of Psychology. 2019. V. 70. P. 1-28. 20 . Parker P., Khapova S. N., Arthur M.B. The intelligent career framework as a basis for interdisciplinary inquiry // J. Vocat. Behav. 2009. V. 75. № 3. P. 291-302. 21 . Попова О. В. Место и роль установки в трудовом поведении современной российской молодежи // Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы. X юбилейные Санкт-Петербургские социологические чтения: Сборник материалов Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 13-14 апреля 2018 года. СПб.: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2018. С. 759-762. 22 . Prince M. Does Active Learning Work? A Review of the Research // J. Eng. Educ. 2004. V. 93. № 3. P. 223-231. 23 . Whiston S.C., Brecheisen B.K., Stephens J. Does treatment modality affect career counseling effectiveness? // J. Vocat. Behav. 2003. V. 62. № 3. P. 390-410. 24 . Knouse S.B., Tanner J.R., Harris E.W. The Relation of College Internships, College Performance, and Subsequent Job Opportunity // J. Employ. Couns. 1999. V. 36. № 1. P. 35-43. 25 . Dennis J.M. Phinney J.S. Chuateco L.I. The Role of Motivation Parental Support and Peer Support in the Academic Success of Ethnic Minority First-Generation College Students // J. Coll. Stud. Dev. 2005. V. 46. № 3. P. 223-236. |


