Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
338.12
Страницы
85-91
Ключевые слова
транспортно-логистическая система, грузооборот, выбросы загрязняющих атмосферу веществ, плотность автомобильных дорог, доля транспортных услуг в общем объеме экспорта услуг, индекс эффективности логистики, транспортно-логистическая инфраструктура, логисти

Авторы
Шинкевич А.И.
Кудрявцева С.С.
Лубнина А.А.

Место работы
Шинкевич А.И.
Казанский национальный исследовательский технологический университет

Кудрявцева С.С.
Казанский национальный исследовательский технологический университет

Лубнина А.А.
Казанский национальный исследовательский технологический университет


Аннотация
В условиях трансформации мировой системы хозяйствования, переориентации цепочек поставок, реализации политики по достижению углеродной нейтральности, становится уместным говорить об изменении структурных характеристик транспортно-логистических систем, играющих ключевую роль в организации логистических процессов предприятий промышленности и организаций сферы услуг. Цель статьи заключается в выявлении взаимосвязь между структурообразующими характеристиками транспортно-логистических систем на основе экономико-математических моделей применительно к мировой и российской транспортной отрасли. Задачами статьи являются: сформировать динамические данные по структурным характеристикам транспортно-логистических систем на разных уровнях управления; представить характеристику структурообразующих элементов транспортно-логистических систем в мировой системе хозяйствования; провести моделирование структурообразующих элементов транспортно-логистической системы России. На основе моделирования сделаны выводы: применительно к мировой транспортно-логистической системе показана статистически значимая взаимосвязь между грузооборотом транспорта и выбросами в атмосферу загрязняющих веществ, однако для транспортно-логистической системы России обозначенная тенденция не подтвердилась, что может косвенно указывать на результативность и эффективность реализации политики по достижению углеродной нейтральности и сокращению углеродного следа в транспортной отрасли; установлена обратная взаимосвязь между ростом грузооборота, долей дорог с совершенным покрытием и выбросами загрязняющих атмосферу веществ, что указывает на необходимость дополнительных инвестиций в совершенствование дорожной инфраструктуры в следствие роста материальных потоков, доставляемых транспортом; определена положительная связь между грузооборотом транспорта, плотностью автомобильных дорог и долей автомобильных дорог, не отвечающих нормативам, что, с одной стороны, указывает на повышение эксплуатационных характеристик транспортно-логистической инфраструктуры, с другой стороны, обращает внимание на проблему ее износа. Изложенные в статье результаты моделирования могут иметь практическое применение при формировании аналитических документов и стратегий развития транспортной сферы.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Транспортная Стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. URL: http://static.government.ru/media/files/7enYF2uL5kFZlOOpQhLl0nUT91RjCbeR.pdf (дата обращения: 02.11.2024).
2 . Белов В.И., Бакланов В. Характеристика транспортного комплекса России на современном этапе развития страны // Juvenis Scientia. 2018. № 11. С. 25-27.
3 . Липкович И.Э., Егорова И.В., Петренко Н.В., Сабитов Л.С., Киямов И.К. Параметрическая характеристика организационно-технологических человеко-машинных систем на примере уборочно-транспортного комплекса // АгроЭкоИнфо. 2023. № 2 (56).
4 . Наконечная О.А., Стома А.Ю., Замякина А.В. Транспортно-логистический комплекс как фактор развития экономики региона // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 8 (90). С. 187-189.
5 . Всемирный Банк. URL: http://data.worldbank.org/indicator (дата обращения: 01.11.2024).
6 . Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 01.11.2024).
7 . Кудрявцева С.С. Трансформация интеллектуальных ресурсов в капитал при формировании нового качества экономического роста: Дисс. … канд. экон. наук. Самара: Самарский государственный экономический университет, 2010. 172 с.
8 . Каценко В.В. Глобальная транспортно-логистическая система: современные тренды, вызовы развития и совершенствования // Инновации и инвестиции. 2023. № 7. С. 57-60.
9 . Барсегян Н.В., Кудрявцева С.С., Сопин В.Ф. Методические основы оценки дифференциации устойчивости развития наилучших доступных технологий на мезоуровне // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2022. Т. 24. № 6 (110). С. 127-134.
10 . Shinkevich A.I., Kudryavtseva S.S., Simaeva E.P., Stolyarova A.N., Kharisova G.M., Petrova E.V. Transport and communication space development in open innovation model // Espacios. 2018. Т. 39. № 9. С. 27-36.
11 . Аллахвердиев Э.М., Мустафаев Т.Г. Транспортно-логистический комплекс ЕАЭС после введения ограничительных мер со стороны европейского союза // Инновации и инвестиции. 2023. № 7. С. 432-435.