Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ И БИЗНЕС-СТРУКТУР В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
330.341
Страницы
26-36
Ключевые слова
экономика знаний, взаимодействие университетов и бизнеса, инновационное развитие, открытые инновации, живые лаборатории

Авторы
Горбунова Н.Е.
Энговатова А.А.

Место работы
Горбунова Н.Е.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Энговатова А.А.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова


Аннотация
Научное знание является основой развития инноваций, поэтому среди ключевых акторов процесса инновационного развития выделяются в первую очередь университеты, которые представляют собой площадки аккумулирования знаний, а также необходимых для проведения исследований трудовых ресурсов. Другим значимым участником являются бизнес-структуры, которые осуществляют перевод исследований и разработок в воспринимаемый рынком продукт. В условиях реализации стратегии импортозамещения и запроса на технологический суверенитет России требуется акселерация инновационного роста в стране. Однако кооперация российских вузов и предпринимательства на сегодняшний день ограничена, а генератором инновационной активности по большей части выступает государство. Имплементация элементов международного опыта государств с наивысшим показателем инновационного роста позволит увеличить уровень инновационной активности. Таким образом, целью исследования является разработка рекомендаций по усовершенствованию механизма взаимодействия университетов и бизнеса в России на основе анализа теоретических моделей и ведущих международных практик. В работе использованы общетеоретические методы, такие как анализ, синтез, абстрагирование, а также эмпирические методы, включая изучение и анализ международного опыта в сфере взаимодействия вузов и бизнеса. Новизна исследования заключается в разработке адаптированной к российским реалиям модели взаимодействия университетов и бизнеса на основе концепции «Живых лабораторий» (Living Labs). Ключевыми особенностями исследования являются акцент на региональную специфику, применение механизма горизонтального взаимодействия между участниками модели, а также раскрытие шагов для внедрения модели, включая этапы разработки и коммерциализации инноваций. Практическое внедрение предложенных авторами рекомендаций позволит обеспечить качественный рост взаимодействия университетов и бизнес-структур на различных уровнях.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Тюкавкин И.Н. Экономика знаний // Вестник СамГУ. 2014. № 6 (117). C. 145-150.
2 . Варшавский А. Проблемы науки и ее результативность // Вопросы экономики. 2011. № 1. С. 151-157.
3 . Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р (ред. от 21.10.2024) «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс».
4 . Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Пер. с нем. В.С. Автономова, М.С. Любского, А.Ю. Чепуренко и др. М.: Изд-во «Эксмо», 2008. 864 с.
5 . Овчинникова О.П., Овчинникова Н.Э. Роль современного университета в инновационном развитии региона // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2018. № 2 (62). С. 154-163.
6 . Михальченкова Н.А. Взаимодействие современных вузов и бизнеса: к вопросу о сущности и роли предпринимательских университетов // Вопросы управления. 2016. № 6 (43). С. 126-131.
7 . Shultz T. Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research. New York: Free Press, 1970. 272 p.
8 . Кузнецова Н.В. Компетентностный подход к профессиональной подготовке управленческих кадров: требования работодателей // Инновационный вестник Регион. 2013. № 4 (34). С. 64-68.
9 . Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «КонсультантПлюс».
10 . Meyer J.W., Boli J., Thomas G.M., Ramirez F. World society and the nation-state // American Journal of Sociology. 1997. № 103 (1). P. 144-181.
11 . Гриненко С.В. Информационно-коммуникационные технологии в системе взаимодействия профессионального образования и рынка труда. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.152 с.
12 . Сербиновский Б.Ю., Сербиновский Б.Б., Егорова Л.М. Инновационная модель и интегрированная информационная среда в управлении университетом нового типа / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Южный федеральный ун-т». Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009. 225 с.
13 . Thorp H., Goldstein B. Engines of Innovation: The Entrepreneurial University in the Twenty-First Century. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2010. 184 p.
14 . Torres C.A. The state, privatization and educational policy: a critique of neo-liberalism in Latin America and some ethical and political implications // Comparative Education. 2002. № 38. P. 365-385.
15 . Mok K. Globalization and education restructuring: University merging and changing governance in China // Higher Education. 2005. № 50. P. 57-88.
16 . The Global Innovation Index [Электронный ресурс] // WIPO official website. URL: https://www.wipo.int/global_innovation_index/en/
17 . Акрамова Ш.Г. Углубление сотрудничества университетов и промышленности: опыт Китая // Бюллетень науки и практики. 2016. № 9 (10). C. 89-94.
18 . What are Living Labs [Электронный ресурс] // European Network of Living Labs official website. URL: https://enoll.org/about-us/what-are-living-labs/
19 . Lighting Metropolis. Project description [Электронный ресурс] // Lighting Metropolis official website. URL: http://lightingmetropolis.com/project-description/
20 . Ботот С., Сатински Д. Модель тройной спирали в региональном развитии Великобритании, США и России // Инновации. 2011. № 4. С. 43-46.
21 . Дежина И.Г. Особенности российской «тройной спирали» отношений между государством, наукой и бизнесом // Инновации. 2011. № 4. С. 47-55.
22 . Юревич М.А. Кооперация университетов и бизнеса как фактор формирования технологического суверенитета // Проблемы развития территории. 2022. Т. 26. № 4. С. 47-60.
23 . Valent?n E.M.M. University - industry cooperation: A framework of benefits and obstacles // Industry and Higher Education. 2000. № 14 (3). P. 165-172.
24 . Sj?? K., Hellstr?m T. University - industry collaboration: A literature review and synthesis // Industry and Higher Education. 2019. № 33 (4). P. 275-285.
25 . ?udi? B., Ale?nik P., Hazemali D. Factors impacting university - industry collaboration in European countries // Journal of Innovation and Entrepreneurship. 2022. № 11 (1). P. 1-24.
26 . Nsanzumuhire S.U., Groot W. Context perspective on university - industry collaboration processes: A systematic review of literature // Journal of Cleaner Production. 2020. Vol. 258. Article 120861.
27 . Kleiner-Schaefer T., Schaefer K.J. Barriers to university - industry collaboration in an emerging market: Firm-level evidence from Turkey // The Journal of Technology Transfer. 2022. № 47. P. 872-905.
28 . Шабаева С.В., Кекконен А.Л. Практическое исследование сотрудничества вузов и бизнеса в России и странах EMCOSU // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 112. С. 93-100.
29 . Вольчик В.В., Кривошеева-Медянцева Д.Д. Институты, ресурсы и национальная инновационная система, или Почему не получается инновационный суп // Journal of Institutional Studies. 2014. Т. 6. № 4. С. 54-64.
30 . Усманов М.Р., Шушкин М.А., Назаров М.Г., Крылов П.А. Барьеры, препятствующие эффективному взаимодействию российских университетов и бизнес-компаний // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 1. С. 83-93.
31 . Living Lab. Methodology Handbook description [Электронный ресурс] // User Engagement for Large Scale Pilots in the Internet of Things. URL: https://www.northwalescollaborative.wales/wp-content/uploads/2020/10/Living-lab-methodology-handbook_r.pdf
32 . Малько А., Козлова Л., Гладкова Е., Тумуреева М. Живая лаборатория в Иркутске // Проект Байкал. 2022. Т. 19. № 71. С. 104-110.