МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ И БИЗНЕС-СТРУКТУР В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ |
| научная статья | 330.341 | ||
| 26-36 | экономика знаний, взаимодействие университетов и бизнеса, инновационное развитие, открытые инновации, живые лаборатории |
| Научное знание является основой развития инноваций, поэтому среди ключевых акторов процесса инновационного развития выделяются в первую очередь университеты, которые представляют собой площадки аккумулирования знаний, а также необходимых для проведения исследований трудовых ресурсов. Другим значимым участником являются бизнес-структуры, которые осуществляют перевод исследований и разработок в воспринимаемый рынком продукт. В условиях реализации стратегии импортозамещения и запроса на технологический суверенитет России требуется акселерация инновационного роста в стране. Однако кооперация российских вузов и предпринимательства на сегодняшний день ограничена, а генератором инновационной активности по большей части выступает государство. Имплементация элементов международного опыта государств с наивысшим показателем инновационного роста позволит увеличить уровень инновационной активности. Таким образом, целью исследования является разработка рекомендаций по усовершенствованию механизма взаимодействия университетов и бизнеса в России на основе анализа теоретических моделей и ведущих международных практик. В работе использованы общетеоретические методы, такие как анализ, синтез, абстрагирование, а также эмпирические методы, включая изучение и анализ международного опыта в сфере взаимодействия вузов и бизнеса. Новизна исследования заключается в разработке адаптированной к российским реалиям модели взаимодействия университетов и бизнеса на основе концепции «Живых лабораторий» (Living Labs). Ключевыми особенностями исследования являются акцент на региональную специфику, применение механизма горизонтального взаимодействия между участниками модели, а также раскрытие шагов для внедрения модели, включая этапы разработки и коммерциализации инноваций. Практическое внедрение предложенных авторами рекомендаций позволит обеспечить качественный рост взаимодействия университетов и бизнес-структур на различных уровнях. |
| |
| 1 . Тюкавкин И.Н. Экономика знаний // Вестник СамГУ. 2014. № 6 (117). C. 145-150. 2 . Варшавский А. Проблемы науки и ее результативность // Вопросы экономики. 2011. № 1. С. 151-157. 3 . Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р (ред. от 21.10.2024) «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс». 4 . Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Пер. с нем. В.С. Автономова, М.С. Любского, А.Ю. Чепуренко и др. М.: Изд-во «Эксмо», 2008. 864 с. 5 . Овчинникова О.П., Овчинникова Н.Э. Роль современного университета в инновационном развитии региона // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2018. № 2 (62). С. 154-163. 6 . Михальченкова Н.А. Взаимодействие современных вузов и бизнеса: к вопросу о сущности и роли предпринимательских университетов // Вопросы управления. 2016. № 6 (43). С. 126-131. 7 . Shultz T. Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research. New York: Free Press, 1970. 272 p. 8 . Кузнецова Н.В. Компетентностный подход к профессиональной подготовке управленческих кадров: требования работодателей // Инновационный вестник Регион. 2013. № 4 (34). С. 64-68. 9 . Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «КонсультантПлюс». 10 . Meyer J.W., Boli J., Thomas G.M., Ramirez F. World society and the nation-state // American Journal of Sociology. 1997. № 103 (1). P. 144-181. 11 . Гриненко С.В. Информационно-коммуникационные технологии в системе взаимодействия профессионального образования и рынка труда. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.152 с. 12 . Сербиновский Б.Ю., Сербиновский Б.Б., Егорова Л.М. Инновационная модель и интегрированная информационная среда в управлении университетом нового типа / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Южный федеральный ун-т». Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009. 225 с. 13 . Thorp H., Goldstein B. Engines of Innovation: The Entrepreneurial University in the Twenty-First Century. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2010. 184 p. 14 . Torres C.A. The state, privatization and educational policy: a critique of neo-liberalism in Latin America and some ethical and political implications // Comparative Education. 2002. № 38. P. 365-385. 15 . Mok K. Globalization and education restructuring: University merging and changing governance in China // Higher Education. 2005. № 50. P. 57-88. 16 . The Global Innovation Index [Электронный ресурс] // WIPO official website. URL: https://www.wipo.int/global_innovation_index/en/ 17 . Акрамова Ш.Г. Углубление сотрудничества университетов и промышленности: опыт Китая // Бюллетень науки и практики. 2016. № 9 (10). C. 89-94. 18 . What are Living Labs [Электронный ресурс] // European Network of Living Labs official website. URL: https://enoll.org/about-us/what-are-living-labs/ 19 . Lighting Metropolis. Project description [Электронный ресурс] // Lighting Metropolis official website. URL: http://lightingmetropolis.com/project-description/ 20 . Ботот С., Сатински Д. Модель тройной спирали в региональном развитии Великобритании, США и России // Инновации. 2011. № 4. С. 43-46. 21 . Дежина И.Г. Особенности российской «тройной спирали» отношений между государством, наукой и бизнесом // Инновации. 2011. № 4. С. 47-55. 22 . Юревич М.А. Кооперация университетов и бизнеса как фактор формирования технологического суверенитета // Проблемы развития территории. 2022. Т. 26. № 4. С. 47-60. 23 . Valent?n E.M.M. University - industry cooperation: A framework of benefits and obstacles // Industry and Higher Education. 2000. № 14 (3). P. 165-172. 24 . Sj?? K., Hellstr?m T. University - industry collaboration: A literature review and synthesis // Industry and Higher Education. 2019. № 33 (4). P. 275-285. 25 . ?udi? B., Ale?nik P., Hazemali D. Factors impacting university - industry collaboration in European countries // Journal of Innovation and Entrepreneurship. 2022. № 11 (1). P. 1-24. 26 . Nsanzumuhire S.U., Groot W. Context perspective on university - industry collaboration processes: A systematic review of literature // Journal of Cleaner Production. 2020. Vol. 258. Article 120861. 27 . Kleiner-Schaefer T., Schaefer K.J. Barriers to university - industry collaboration in an emerging market: Firm-level evidence from Turkey // The Journal of Technology Transfer. 2022. № 47. P. 872-905. 28 . Шабаева С.В., Кекконен А.Л. Практическое исследование сотрудничества вузов и бизнеса в России и странах EMCOSU // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 112. С. 93-100. 29 . Вольчик В.В., Кривошеева-Медянцева Д.Д. Институты, ресурсы и национальная инновационная система, или Почему не получается инновационный суп // Journal of Institutional Studies. 2014. Т. 6. № 4. С. 54-64. 30 . Усманов М.Р., Шушкин М.А., Назаров М.Г., Крылов П.А. Барьеры, препятствующие эффективному взаимодействию российских университетов и бизнес-компаний // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 1. С. 83-93. 31 . Living Lab. Methodology Handbook description [Электронный ресурс] // User Engagement for Large Scale Pilots in the Internet of Things. URL: https://www.northwalescollaborative.wales/wp-content/uploads/2020/10/Living-lab-methodology-handbook_r.pdf 32 . Малько А., Козлова Л., Гладкова Е., Тумуреева М. Живая лаборатория в Иркутске // Проект Байкал. 2022. Т. 19. № 71. С. 104-110. |


