Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

АДАПТИВНАЯ СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
332.05
Страницы
16-25
Ключевые слова
экономика, кадры, профориентация, образование, сетевая форма, трудоустройство, персонализация, технологии

Авторы
Голубева А.Н.
Кисляков А.Н.

Место работы
Голубева А.Н.
Министерство образования Владимирской области; Владимирский филиал РАНХиГС

Кисляков А.Н.
Владимирский филиал РАНХиГС


Аннотация
Поднимается проблема дефицита кадрового обеспечения и сроков подготовки квалифицированных специалистов для экономики региона и страны в целом, рассматривается адаптивная модель организации на региональном уровне персонализации образовательного процесса, позволяющая сократить срок подготовки специалистов, за счет предоставления возможности обучающимся общеобразовательных организаций осваивать образовательные программы среднего профессионального образования с применением сетевой формы взаимодействия, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Описываются основные принципы и механизмы работы модели, перспективы ее применения в системе образования, а также ее преимущества для региональной экономики. Для предложения мероприятий по наполнению рынка труда квалифицированными специалистами проведен анализ системы общего и среднего профессионального образований, определены точки роста синергетического эффекта в целях развития социально-экономической системы региона. Предложена модель организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях, позволяющая в условиях цифровой трансформации образования сократить период подготовки специалистов для экономики региона. Принципиальное отличие предложенной модели сокращения сроков подготовки специалиста заключается в инновационном подходе к процессу организации образовательной деятельности.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Черных С.И., Байбулатова Д.В. Национальный проект (программа) «Цифровая экономика Российской Федерации»: проблемы целеполагания и финансирования // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2023. № 2. С. 19-38. DOI: 10.24412/2071-6435-2023-2-19-38.
2 . Белоусов Ю.В. Цифровая экономика: понятие и тенденции развития // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. № 1. С. 26-43. DOI: 10.24412/2073-6487-2021-1-26-43.
3 . Сизова И.Л., Елагина Е.Д., Орлова Н.С. Дефицит (квалифицированных) кадров на рынке труда в России: современные риски // Социальное пространство. 2023. Т. 9. № 3. DOI: 10.15838/sa.2023.3.39.6.
4 . Минобрнауки сообщило, что почти 50% выпускников вузов России работают не по специальности // Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)»: офиц. сайт. URL: https://tass.ru/obschestvo/16597511 (дата обращения: 20.11.2023).
5 . Дигилина О.Б., Тесленко И.Б. Трансформация рынка труда в условиях цифровизации // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. № 4-2. С. 166-180. DOI: 10.28995/2073-6304-2019-4-166-180.
6 . Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 320 с.
7 . Плотников Н.П., Плотникова Л.В. Ранняя профориентация младших школьников // Совершенствование качества образования: Сборник статей XХ (XXXVI) Всероссийской научно-методической конференции, Братск, 28 февраля - 3 марта 2023 года. Братск: Братский государственный университет, 2023. С. 197-202.
8 . Баскакова М.Е. Потенциальная рабочая сила современной России: социально-демографический портрет и уровень образования // Социально-трудовые исследования. 2022. № 3 (48). С. 105-117. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-48-3-105-117.
9 . Приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» // СПС «КонсультантПлюс».
10 . Приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» // СПС «КонсультантПлюс».
11 . Ломакина Т.Ю., Васильченко Н.В. Профильное обучение: 20 лет спустя // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1. № 1 (97). С. 7-23. DOI: 10.24412/2224-0772-2024-97-7-23.
12 . Меренков А.В., Мокерова Ю.В., Смирнова О.Г. Профессиональное самоопределение выпускников школ в современных условиях // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2015. № 2 (140). С. 107-117.
13 . Информация Роструда «Особенности трудоустройства несовершеннолетних» // СПС «КонсультантПлюс».
14 . Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «КонсультантПлюс».
15 . Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // СПС «КонсультантПлюс».
16 . Приказ Минцифры России от 18.11.2020 № 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация» // СПС «КонсультантПлюс».
17 . Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2023 № 2894-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и признании утратившим силу распоряжения Правительства РФ от 02.12.2021 № 3427-р» // СПС «КонсультантПлюс».
18 . Ковалева А.И. Профессиональная мобильность // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professsionalnaya-mobilnost (дата обращения: 15.01.2024).
19 . Соложнина Н.А. Профессиональная мобильность как важный компонент квалификационной структуры выпускника учреждения среднего профессионального образования // Молодой ученый. 2021. № 26 (368). С. 406-409.