ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ |
научная статья | |||
193-199 | цифровизация, ограничения, гуманизация образования, внимание, концентрация, функции контроля |
Статья посвящена цифровизации в сфере образования с основным упором на проблему обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Приводятся и анализируются позиции противников и сторонников данного явления, а также предлагается собственное видение вопроса, что и представляет собой научную новизну исследования. Особое внимание уделяется вопросам внимания и восприятия у современных обучающихся. До-цифровая эпоха сформировала восприятие текста и учебного процесса преподавателями как линейного пространства, освоенного в основном, с минимальным участием цифровых технологий; восприятие современного обучающегося имеет нелинейный характер и рассеивается в многомерности текстов, учебных материалов и самих цифровых технологий, представляющих собой основной фактор отвлечения. Собственный подход к пониманию проблемы основан на теоретических положениях в сфере методики, педагогики, психологии и философии и подкрепл?н рядом практических наблюдений самих авторов. В конце исследования делается вывод о необходимости введения и соблюдения разумных ограничений в использовании цифрового инвентаря в обучении с целью создания грани адаптации всех сторон учебного процесса к описываемому явлению и повышению гуманизации и эффективности образования. |
![]() |
1 . Иванов С.С. Период дистанта во время коронавируса: ретроспективный взгляд // Социальные и гуманитарные знания. 2024. Т. 10. № 2. С. 188-201. 2 . Ram Mehar, Neelu Arora. Impact of COVID-19 Pandemic on Higher Education // Journal of Xidian University. 2020. Vol. 14. Issue 6. P. 407-416. URL: https://doi.org/10.37896/jxu14.6/047 (дата обращения: 24.08.2024). 3 . Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг / Пер. с нем. А.Г. Гришина. М.: АСТ, 2014. 288 с. 4 . Maushart S. The winter of our disconnect: how three totally wired teenagers (and a mother who slept with her iPhone) pulled the plug on their technology and lived to tell the tale. London: Profile, 2011. 278 p. 5 . Сулаева О.А. Информационная псевдодебильность как фактор, влияющий на концентрацию внимания // Вестник науки и образования. 2020. № 3 (81). Часть 1. С. 78-80. 6 . Ward A.F., Duke K., Gneezy A., Bos M.W. Brain Drain: The Mere Presence of One’s Own Smartphone Reduces Available Cognitive Capacity // Journal of the Association for Consumer Research. 2017. Vol. 2 (2). P. 140-154. 7 . Griffiths M.D. Does Internet and Computer «Addiction» Exist? Some Case Study Evidence // CyberPsychology & Behavior. 2000. Vol. 3. № 2. P. 211-218. DOI: 10.1089/109493100316067. 8 . Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1992. № 2. С. 8-15. 9 . Долгова В.И., Кондратьева О.А., Зайкина Т.Е. Влияние свойств внимания на успеваемость субъектов цифровой образовательной среды // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2023. № 2. С. 278-300. DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.016. 10 . Рассказова Е.И., Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Диагностика психологических последствий влияния информационных технологий на человека: Учеб.метод. пособие для студентов психологических специальностей. М.: Акрополь, 2015. 115 с. 11 . Гарбуз О.В. Палимпсест в музыке Паскаля Дюсапена: Дис. … канд. искусствоведения. М., 2012. 396 с. 12 . Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. 616 с. 13 . Коваленко Н.А., Смирнова А.Ю. Функции контроля при коммуникативном обучении иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 8 (26). В 2 ч. Ч. I. C. 90-92. 14 . Горшенева И.А., Буравлева А.К., Буравлев Е.А. Функции и формы контроля как важнейшего компонента учебно-воспитательного процесса // Вестник экономической безопасности. 2018. № 4. С. 301-304. |