Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
 
Страницы
193-199
Ключевые слова
цифровизация, ограничения, гуманизация образования, внимание, концентрация, функции контроля

Авторы
Иванов С.С.
Золотова М.В.

Место работы
Иванов С.С.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Золотова М.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Статья посвящена цифровизации в сфере образования с основным упором на проблему обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Приводятся и анализируются позиции противников и сторонников данного явления, а также предлагается собственное видение вопроса, что и представляет собой научную новизну исследования. Особое внимание уделяется вопросам внимания и восприятия у современных обучающихся. До-цифровая эпоха сформировала восприятие текста и учебного процесса преподавателями как линейного пространства, освоенного в основном, с минимальным участием цифровых технологий; восприятие современного обучающегося имеет нелинейный характер и рассеивается в многомерности текстов, учебных материалов и самих цифровых технологий, представляющих собой основной фактор отвлечения. Собственный подход к пониманию проблемы основан на теоретических положениях в сфере методики, педагогики, психологии и философии и подкрепл?н рядом практических наблюдений самих авторов. В конце исследования делается вывод о необходимости введения и соблюдения разумных ограничений в использовании цифрового инвентаря в обучении с целью создания грани адаптации всех сторон учебного процесса к описываемому явлению и повышению гуманизации и эффективности образования.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Иванов С.С. Период дистанта во время коронавируса: ретроспективный взгляд // Социальные и гуманитарные знания. 2024. Т. 10. № 2. С. 188-201.
2 . Ram Mehar, Neelu Arora. Impact of COVID-19 Pandemic on Higher Education // Journal of Xidian University. 2020. Vol. 14. Issue 6. P. 407-416. URL: https://doi.org/10.37896/jxu14.6/047 (дата обращения: 24.08.2024).
3 . Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг / Пер. с нем. А.Г. Гришина. М.: АСТ, 2014. 288 с.
4 . Maushart S. The winter of our disconnect: how three totally wired teenagers (and a mother who slept with her iPhone) pulled the plug on their technology and lived to tell the tale. London: Profile, 2011. 278 p.
5 . Сулаева О.А. Информационная псевдодебильность как фактор, влияющий на концентрацию внимания // Вестник науки и образования. 2020. № 3 (81). Часть 1. С. 78-80.
6 . Ward A.F., Duke K., Gneezy A., Bos M.W. Brain Drain: The Mere Presence of One’s Own Smartphone Reduces Available Cognitive Capacity // Journal of the Association for Consumer Research. 2017. Vol. 2 (2). P. 140-154.
7 . Griffiths M.D. Does Internet and Computer «Addiction» Exist? Some Case Study Evidence // CyberPsychology & Behavior. 2000. Vol. 3. № 2. P. 211-218. DOI: 10.1089/109493100316067.
8 . Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1992. № 2. С. 8-15.
9 . Долгова В.И., Кондратьева О.А., Зайкина Т.Е. Влияние свойств внимания на успеваемость субъектов цифровой образовательной среды // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2023. № 2. С. 278-300. DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.016.
10 . Рассказова Е.И., Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Диагностика психологических последствий влияния информационных технологий на человека: Учеб.метод. пособие для студентов психологических специальностей. М.: Акрополь, 2015. 115 с.
11 . Гарбуз О.В. Палимпсест в музыке Паскаля Дюсапена: Дис. … канд. искусствоведения. М., 2012. 396 с.
12 . Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
13 . Коваленко Н.А., Смирнова А.Ю. Функции контроля при коммуникативном обучении иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 8 (26). В 2 ч. Ч. I. C. 90-92.
14 . Горшенева И.А., Буравлева А.К., Буравлев Е.А. Функции и формы контроля как важнейшего компонента учебно-воспитательного процесса // Вестник экономической безопасности. 2018. № 4. С. 301-304.