К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКОЙ В МАГИСТРАТУРЕ: ОПЫТ ДВУХ ФАКУЛЬТЕТОВ МГУ |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
научная статья | |||
183-192 | управление производственной практикой, магистратура, экономика и управление, подготовка кадров, высшее образование |
Рассматривается вопрос организации и реализации производственной практики на уровне магистратуры в профессиональной области «Экономика и управление». На основе российского и международного опыта обозначаются основные факторы, влияющие на управление процессом производственной практики в вузах. В результате ситуационного исследования и сопоставления двух факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова, занимающихся подготовкой управленческих кадров, проанализированы подходы к организации производственной практики как компоненту учебной программы, места прохождения практик, выделены образовательно-трудовые траектории обучающихся магистратуры. В статье показано, что в разных структурах одного университета на одном уровне высшего образования используются разные подходы к организации и проведению производственной практики. Делается вывод о важности сохранения имеющихся у высших учебных заведений наработок в области производственной практики, которые являются работающим инструментом синхронизации образования с требованиями рынка труда. Авторы высказывают предложения по совершенствованию процесса реализации производственной практики студентов разных уровней подготовки, а также выделяют перспективные направления для дальнейших исследований. |
![]() |
1 . Виханский О.С. Дифференциация управления бизнесом: взгляд из учебной аудитории // Вестник Московского университета. Серия: 6. Экономика. 2019. № 3. C. 155-173. https://doi.org/10.38050/01300105201939. 2 . Груздева Е.В., Миракян А.Г., Шахова М.С. и др. Новая магистерская программа по направлению «Менеджмент» в МГУ: от создания к реализации // Вестник Московского университета. Серия: 6. Экономика. 2023. № 58 (4). С. 262-286. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-4-12. 3 . Петрунин Ю.Ю., Агаян Г.М., Бухарин В.В. и др. Интеграция математических методов и цифровых технологий как основа создания комплекса фундаментальных курсов в подготовке современных управленческих кадров // Вестник Московского университета. Серия: 21. Управление (государство и общество). 2024. № 1. С. 139-167. 4 . Золотина О.А., Лозина О.И., Серпухова М.А. Производственная практика в вузе как инструмент подготовки студентов к выходу на рынок труда // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2024. № 16 (2). С. 100-115. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2024-16-2-100-115. 5 . Сухарева М.А. Теоретико-методологические основы непрерывного образования // Вестник Московского университета. Серия: 21. Управление (государство и общество). 2019. № 2. С. 16-27. 6 . Макарова С.Н. Производственная практика как составляющая профессиональной социализации студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. С. 1-8. 7 . Коротков С.Г., Крылов Д.А. Особенности организации производственной практики будущих бакалавров профессионального обучения // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 1 (16). С. 1-5. 8 . Baert S., Neyt B., Siedler T. et al. Student internships and employment opportunities after graduation: A field experiment // Economics of Education Review. 2021. Vol. 83. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2021.102141. 9 . Rothman M., Sisman R.Internship impact on career consideration among business students // Education + Training. 2016. Vol. 58. № 9. P. 1003-1013. https://doi.org/10.1108/ET-04-2015-0027. 10 . Anjum S. Impact of internship programs on professional and personal development of business students: a case study from Pakistan // Future Business Journal. 2020. Vol. 6. Is. 1. P. 1-13. https://doi.org/10.1186/s43093-019-0007-3. 11 . McDonald J., Birch C., Hitchman A. et al. Developing graduates employability through internships: new evidence from a UK university // In: Halley S., Birch C., Tempelaar D.T. [et al.] (eds). Proceedings of the 17th EDINEB Conference: Crossing Borders in Education and Workbased Learning. London: FEBA ERD Press, 2010. P. 349-358. 12 . Khorasgani G., Sadat M. The impact of internship on students’ individual and professional development: The mediating role of skills // Journal of Educational Sciences. 2022. Vol. 29. Is. 1. P. 185-202. https://doi.org/10.22055/edus.2022.38867.3290. 13 . Weible R. Are universities reaping the available benefits internship programs offer? // Journal of Education for Business. 2010. Vol. 85. Is. 2. P. 59-63. https://doi.org/10.1080/08832320903252397. 14 . Золотина О.А., Серпухова М.А. Выпускники экономических специальностей: сферы занятости и поколенческие особенности // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 2. С. 181-198. 15 . Золотина О.А., Серпухова М.А., Куркина К.А. HR-брендинг как стратегия привлечения студенческой аудитории // Экономика и управление. 2023. № 29 (9). С. 1109-1116. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-9-1109-1116. 16 . Островский А.В., Кудина М.В. Новая парадигма образования в эпоху цифровой трансформации государства // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 78. С. 229-244. |