Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ АФРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОСПРИЯТИЕ (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО)


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
 
Страницы
160-167
Ключевые слова
социокультурная адаптация, африканские студенты, Университет Лобачевского, исследование смешанными методами, кросс-культурная адаптация, Нижний Новгород

Авторы
Семенов О.Ю.
Абонима Д.

Место работы
Семенов О.Ю.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Абонима Д.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Исследование основано на смешанных методах, посвящено социокультурной адаптации африканских студентов в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского, изучению проблем, с которыми они сталкиваются, и их восприятию России. Цель исследования - понять социокультурную среду, в которой оказались эти студенты, и изучить их видение различных проблем в период обучения в России. Данные были собраны у 100 африканских студентов с помощью онлайн-анкеты с закрытыми (с несколькими вариантами ответов, по шкале Лайкерта) и открытыми вопросами. Использовался метод удобной выборки, анализ данных включал описательную статистику для количественных данных и тематический анализ для качественных ответов. Исследование показало, что основной проблемой является знание русского языка (69%), за ним следуют трудности с учебой (24%), жильем (12%) и общением (11%), но, с другой стороны, несмотря на эти проблемы, 74% опрошенных сообщили о положительном общем впечатлении от России. Качественные данные выявили проблемы языкового барьера, культурного шока, адаптации к другим социальным нормам и климату, положительные сюрпризы, связанные с российской добротой и безопасностью, а также советы будущим студентам. Исследование подчеркивает сложности кросс-культурной адаптации африканских студентов в России, необходимость перед отъездом надежной языковой поддержки и программ ориентации для более легкой интеграции. Предлагается взгляд на жизненный опыт африканских студентов в современной России.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Россия готовит высококвалифицированных специалистов для Африки / Министерство науки и высшего образования РФ. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/80844/(дата обращения: 22.11.2024).
2 . Greenland K., Brown R. Acculturation and Contact in Japanese Students Studying in the United Kingdom // The Journal of Social Psychology. 2005. Vol. 145 (4). P. 373-389. https://doi.org/10.3200/SOCP.145.4.373-390.
3 . Мбайима Т. Общение африканских студентов в России и проблемы их социокультурной адаптации // Язык и культура: взгляд молодых: Материалы IV Международной научной студенческой конференции «Язык и культура: взгляд молодых» в рамках XXII Кирилло-Мефодиевских чтений, Москва, 26 мая 2021 года / Гл. ред. М.Н. Русецкая. М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2021. С. 342-346.
4 . Дорожкин Ю.Н., Мазитова Л.Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. 2007. № 3. С. 73-77.
5 . Макушина О.П. Проблемы адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе // Развитие субъектов образовательного процесса в современных условиях: Материалы Международной научно-практической конференции. Памяти профессора И.Ф. Бережной посвящается. Воронеж, 17 сентября 2020 года / Под общ. ред. Л.А. Кунаковской, О.Б. Мазкиной, С.В. Поповой. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2020. С. 184-186.
6 . Cha Y., Ham S.-H. & Yang K.-E. Multicultural Education Policy in the Global Institutional Context // Multicultural Education in Glocal Perspectives: Policy and Institutionalization. Springer, 2017. P. 11-21. DOI: 10.1007/978-981-10-2222-7_2.
7 . Алсухни А.А. Роль культурно-просветительских программ в процессе адаптации иностранных студентов из Африки // Актуальные вопросы методики обучения русскому языку как иностранному: Сборник научных трудов. Москва, 01-31 июля 2018 года. М.: Московский педагогический государственный университет, 2018. С. 5-9.
8 . Лондаджим Н.С. Социокультурная адаптация африканцев в России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3 (77). С. 126-136.
9 . Клепикова К.А. Проблемы интеграции иностранных студентов в учебный процесс // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2024. Т. 1. № 13. С. 170-175.
10 . Масанджа Э.Д. Социальная адаптация и социализация: проблемы адаптивного поведения африканской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. № 3. С. 23-28. DOI: 10.23672/SAE.2024.15.14.012.
11 . Элиас Д.М. Стратегии реализации социальной адаптации современных африканских студентов // Russian Economic Bulletin. 2024. Т. 7. № 3. С. 7-11. DOI: 10.58224/2658-5286-2024-7-3-7-11.
12 . Ward C., Bochner S., Furnham A. The psychology of culture shock. Routledge, 2001. 386 p.
13 . Berry J.W. Immigration, acculturation, and adaptation // Applied Psychology. 1997. Vol. 46 (1). P. 5-34.
14 . Pinarbasi G.International Students’ Sociocultural Adaptation Experiences: Their Perceived Stress and Coping Strategies // Academic Social Resource. 2023. Vol. 8. Issue 55. P. 4059-4080. DOI: http://dx.doi.org/10.29228/ASRJOURNAL.72819.
15 . Smith W.A. Higher Education: Racial Battle Fatigue // Encyclopedia of Race, Ethnicity, and Society / Ed. by Schaefer. SAGE, 2008. P. 615-618.