Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

МЕСТО УНИВЕРСИТЕТСКИХ БИБЛИОТЕК В КОРПОРАТИВНОЙ ЭКОСИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
 
Страницы
123-132
Ключевые слова
университетские библиотеки, академическое развитие, управление академическим развитием, корпоративная экосистема академического развития, научно-педагогические работники, информационная грамотность, междисциплинарный подход, социология образования

Авторы
Ефимова Г.З.

Место работы
Ефимова Г.З.
Тюменский государственный университет


Аннотация
Рассматривается роль современных университетских библиотек в корпоративной экосистеме управления академическим развитием научно-педагогических работников (НПР). В условиях роста объемов информации и темпов изменений, происходящих в образовательном и научно-исследовательском процессах, повышается значимость библиотек как центров корпоративной поддержки профессионального развития преподавателей и ученых в университетах. При этом их личностному росту и карьерному развитию уделяется сравнительно меньше внимания. Проанализирована трансформация функционала университетских библиотек, вызванная переходом от традиционного хранения и предоставления информации по запросу пользователей к активному содействию образовательному и научно-исследовательскому процессу. Среди возможностей, которые библиотеки предоставляют научно-педагогическому сообществу: доступ к электронным ресурсам, проведение семинаров по информационной грамотности, академической этике, содействие созданию и заполнению профиля автора в различных наукометрических базах данных, помощь в оформлении списка литературы научных публикаций и пр. Отмечается приоритет междисциплинарного подхода к анализу деятельности университетских библиотек, позволяющий им интегрироваться в различные аспекты академической жизни НПР - от организации научных мероприятий до содействия созданию исследовательских групп, книжных клубов. Актуальность изучения места библиотек в корпоративной экосистеме управления академическим развитием НПР объясняется контекстом изменений академической среды и трансформацией социально-трудовых отношений университета с НПР (приоритет портфельной карьеры, многовекторной занятости). Статья адресована представителям университетского менеджмента, ответственным за академическое развитие НПР, представителям библиотечного сообщества вуза и широкой общественности.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Опекунова Е.Н. Параметры оценки деятельности вузовской библиотеки в контексте изменений ее задач // Библиосфера. 2017. № 1. С. 38-45. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-1-38-45.
2 . Лихачев Д.С. О русской интеллигенции: письмо в редакцию // Новый мир. 1993. № 2. С. 3-9.
3 . Gunapala M., Montague A., Reynolds S., Vo-Tran H. Managing change in university libraries in the 21st century: An Australian perspective // Journal of the Australian Library and Information Association, 2020. 69 (2). P. 191- DOI: 10.1080/24750158.2020.1756598.
4 . Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А. и др. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 59-74.
5 . Ter?s H., Ter?s M., Suoranta J. The life and times of university teachers in the era of digitalization: A tragedy // Learning, Media and Technology. 2022. 47 (4). P. 572-583. DOI: 10.1080/17439884.2022.2048393.
6 . Schlak T., Corrall S., Bracke P. Forecasting a future for academic libraries: Engagement, community building and organisational development // In: The Social Future of Academic Libraries: New Perspectives on Communities, Networks, and Engagement. Facet, 2022. P. 149-170. DOI: 10.29085/978178330 4738.008.
7 . Casali G.L., Mirko P., Abbate T. Understanding roles and functions of academic libraries as innovation intermediaries within the service-dominant logic perspective: An Australian case study // Journal of Library Administration. 2017. 57 (2). P. 135-150. DOI: 10.1080/01930826.2016.1211400.
8 . Mia S. University libraries as facilitators of academic development: A case study of Noakhali science and technology university library, Bangladesh.International // Journal of Library and Information Science. 2019. 11 (5). P. 66-74. DOI: 10.5897/IJLIS2019.0915
9 . Dixit Ch., Dixit K., Dixit Ch.K., Pandey P.K. Role of academic libraries and information services: A study // International Journal of Modern Achievement in Science, Engineering and Technology. 2024. 1 (2). P. 76-82. DOI: 10.63053/ijset.28.
10 . Kostyrko T.M. Resources and services of the university library in the conditions of digital transformations // Library Merkur?j 2022. DOI: 10.18524/2707- 3335.2022.1(27).256413.
11 . Ramos-Eclevia M.S. Becoming a global library at the local: internationalization activities and practices of Philippine academic libraries // Library Management. 2023. 44 (2). P. 133-151. DOI: 10.1108/lm-01-2022-0008.
12 . Cheradi N. The role of the university library in the development of the Open Science literacy. DOI: 10.57066/sdrm22.13.
13 . Kenkebashvili K. The role of university libraries in the development of the scientific and research field of the university // «Intercultural Dialogues» Transactions. 2023. Vol. 7. DOI: 10.52340/idw.2023.94.
14 . Welcome to the University of Cambridge Research Data Management website. URL; https://www.data.cam.ac.uk/(дата обращения: 02.09.2024).
15 . Антоновский А.Ю., Бараш Р.Э. «Система социологии» Питирима Сорокина и системно-коммуникативный подход // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 6. С. 528-548. DOI: 10.14515/moni toring.2021.6.1950.
16 . Bhalerao S.B. Academic librarianship is a catalyst for holistic development of students // International Journal of Science and Research. 2024. Vol. 13. Iss. 3. DOI: 10.21275/sr24304160551.
17 . Narayan R., Pradhan B., Mandal S. Role of libraries in higher education in India with reference to central university of Odisha // Science and Culture. 2023 Vol. 89. № 7-8. P. 272-277.
18 . O?Donnell P., Anderson L. The university library: Places for possibility // New Review of Academic Librarianship, 2021. 28 (3). P. 232-255. DOI: 10.1080/ 13614533.2021.1906718.
19 . Flierl M., Maybee C., Riehle C.F., Johnson N. IMPACT lessons: Strategically embedding MIL through teacher development in higher education // In: D. Oberg, S.Ingvaldsen (Eds.) Media and Information Literacy in Higher Education: Educating the Educators. Oxford, United Kingdom: Chandos. 2016. P. 119-133. DOI: 10.1016/B978-0-08-100630-6.00008-4.
20 . Fundator R., Maybee C. Academic librarians as informed learning developers // In: K. Ranger (Ed.). Informed Learning Applications: Insights from Research and Practice (Advances in Librarianship). Emerald, 2019. DOI: 10.1108/S0065-2830201946.
21 . Bruce C.S. Informed Learning. Chicago, IL: American Library Association, 2008. URL:www.researchgate.net/publication/27476701_Informed_Learning (дата обращения: 02.09.2024).
22 . Flierl M., Maybee C., Fundator R. Academic Librarians' Experiences as Faculty Developers: A Phenomenographic Study // Communications in Information Literacy. 2019. 13 (2). P. 184-204. DOI: 10.15760/com minfolit.2019.13.2.4.
23 . Cook W.S. Chapter 7. Staff Development Programs on Teaching Skills and Curriculum Integration of Academic and Information Literacy at the University of Auckland // Media and Information Literacy in Higher Education. Educating the Educators. 2017. P. 107-118. DOI: 10.1016/B978-0-08-100630-6.00007-2.
24 . Поддержка и обучение. URL: https://library.hse.ru/training (дата обращения: 02.09.2024).
25 . ITMO.Authors. URL: https://lib.itmo.ru/authors (дата обращения: 02.09.2024).
26 . http://old.library.spbu.ru/blog/?page_id=4103 (дата обращения: 02.09.2024).
27 . Пособия по академическому письму и другие полезные ссылки. URL: https://library.spbu.ru/ru/novosti/71-posobiya-po-akademicheskomu-pismu-i-drugie-poleznye-ssylki.html (дата обращения: 02.09.2024).
28 . Find a library. URL: https://www.bodleian.ox.ac.uk/libraries (дата обращения: 02.09.2024).
29 . Семинары iSkills. URL: https://www.bodleian.ox.ac.uk/ask/workshops (дата обращения: 02.09.2024).
30 . Guidance for researchers. Services, materials and tools for researchers in all disciplines. URL: https://libguides.bodleian.ox.ac.uk/research-guides (дата обращения: 02.09.2024).
31 . Ask a library. URL: https://ask.library.harvard.edu/(дата обращения: 02.09.2024).
32 . Services and Libraries. URL: https://library.princeton.edu/services (дата обращения: 02.09.2024).
33 . Fine Collaboration Hub. URL: https://library.princeton.edu/visit-and-spaces/spaces/fine-collaboration-hub (дата обращения: 02.09.2024).
34 . Open Access Publishing Program. URL: https://library.princeton.edu/services/scholarly-communications/open-access-publishing-program (дата обращения: 02.09.2024).
35 . Teach with Harvard Library. URL: https://library.harvard.edu/how-to/teach-harvard-library#during-semester (дата обращения: 02.09.2024).
36 . Library Support for Qualitative Research. URL: https://guides.library.harvard.edu/qualitative/wksps (дата обращения: 02.09.2024).
37 . Qualitative Research Support. URL: https://library.harvard.edu/services-tools/qualitative-research-support (дата обращения: 02.09.2024).
38 . Schedule a Consultation for Qualitative Research Support. URL: https://airtable.com/shrUI8kUCiOmatnDK (дата обращения: 02.09.2024).
39 . Unabridged In Person. URL: https://canvas.harvard.edu/courses/62558/pages/unabridged-in-person (дата обращения: 02.09.2024).
40 . Unabridged On Demand. URL: https://canvas.harvard.edu/courses/62558 (дата обращения: 02.09.2024).
41 . Unabridged. URL: https://library.harvard.edu/services-tools/unabridged (дата обращения: 02.09.2024).
42 . Copyright First Responders. URL: https://library.harvard.edu/services-tools/copyright-first-responders (дата обращения: 02.09.2024).
43 . Overleaf. URL: https://library.harvard.edu/services-tools/overleaf (дата обращения: 02.09.2024).
44 . Wishkoski R., Lundstrom K., Davis E. Faculty teaching and librarian-facilitated assignment design. portal: Libraries and the Academy. 2019. 19 (1). P. 95- DOI: 10.1353/pla.2019.0006.
45 . Wishkoski R., Lundstrom K., Davis E. Librarians in the lead: A case for interdisciplinary faculty collaboration on assignment design // Communications in Information Literacy. 2018. 12(2). P. 166-192. DOI: 10.15760/comminfolit.2018.12.2.7.
46 . Khan A., Bhatti R., Khan G., Ismail M. The role of academic library in facilitating graduate and post graduate students: The case of the University of Peshawar, Pakistan // Library Philosophy and Practice. 2014. № 1. Р. 36-49.