СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО РАБОЧЕГО-ЛИДЕРА |
научная статья | |||
115-122 | рабочие-лидеры, самореализация в труде, участие в управлении |
Рассматривается социально-профессиональная характеристика рабочих - лидеров в своих производственных коллективах в современной России. Исследование основывается на результатах анализа интервью участников заседания Общественного объединения «Российский комитет рабочих», проходившего в ноябре 2022 г. в Нижнем Новгороде. Выявлено, что большинство рабочих-лидеров выбрали профессию рабочего под влиянием положительного примера родственников, при этом представителем рабочей династии является всего один респондент. Установлено, что рабочие-лидеры являются профессионалами, работниками высокой квалификации, пользующимися уважением в трудовом коллективе. Выявлен интерес рабочих-лидеров к своему профессиональному развитию. Идентифицировано их желание принимать участие в процессе управления развитием предприятий: вносить предложения по рационализации, системно улучшать условия труда производственного персонала, выстраивать конструктивный диалог с руководством предприятий. Определены ключевые факторы, мотивирующие рабочих-лидеров развиваться в своей профессии: понимание высокой общественной значимости рабочих как социальной группы, заинтересованность в развитии производства и улучшении условий труда всех рабочих. |
![]() |
1 . Разумный Е. Почему рабочие профессии будут востребованы в будущем? // РБК. Тренды. Сайт. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5ed8fdcf9a7947a14eae9784 (дата обращения: 10.08.2024). 2 . Зенкина А.В. Образовательное пространство «школа-колледж-предприятие» как основа формирования профессиональной социализации будущих рабочих // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-1. С. 128-131. 3 . Рожкова Л.В., Тугускина Г.Н. и др. Образование как фактор жизненного и социального успеха россиян // Социодинамика. 2021. № 10. С. 9-26. 4 . Ильинская Е.А., Титов Б.А., Сукало А.А. Социально-трудовые конфликты как социальная и исследовательская проблема // Конфликтология. 2020. № 3. С. 55-63. 5 . Золотов А.В. Развитие профсоюзного движения России: Монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2011. 374 с. 6 . Золотогоров В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь. Минск, 2004. 720 с. 7 . Гурова Е.Ю. Общетеоретические основы изучения концепта «Лидерство» // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 5. С. 99-103. 8 . Михайлова С.Ю. Молодой рабочий и молодежный лидер: диалог или монолог? (по материалам середины 1950 - 1980-х годов) // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2007. № 16. C. 165-169. 9 . Шмарион Ю.В., Насонова М.А. Сравнительный анализ социальных портретов лидеров и активистов профсоюзных организаций // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. № 4. С. 128-145. 10 . Дадыкин Р.П. Начало массового социалистического соревнования в промышленности СССР. М.: Госполитиздат, 1954. 224 с. 11 . Пастухов М. Итоги ленинского призыва ударников // Вопросы труда. 1930. № 4. С. 12-17. 12 . Фельдман М.А. Движение ударных бригад: Реальное содержание и мифологическая оболочка // Россия и современный мир. 2024. № 1 (122). С. 174-194. 13 . Максимов Б.И. Рабочие в реформируемой России, 1990-е - начало 2000-х годов. СПб.: Наука, 2004. 277 с. 14 . Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Publishing, 2017. 756 p. 15 . Ryan R.M., Scott R.C. Self-determination theory in human resource development: New directions and practical considerations // Advances in Developing Human Resources. 2018. № 20 (2). P. 133-147. 16 . Ryan R.M., Slemp G.R., Kern M.L., Kent J.P. Leader autonomy support in the workplace: A meta-analytic review // Motivation and Emotion. 2018. № 42 (5). P. 706-724. 17 . Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1972. 266 с. 18 . Davlatjonova M., Rakhimmova G. Positive effects of biological factor on work performance under the leadership of women and girls // Science and Innovation. 2023. Vol. 2. Issue 11. P. 606-609. 19 . Visser J. Statistics on trade Union membership in 24 countries // Monthly Labor Review. 2006. Vol. 129. № 1. P. 38-49. 20 . Бессокирная Г.Л., Темницкий А.Л. Социальная адаптация рабочих в трансформирующемся обществе: основные положения программы и некоторые результаты исследования // Мир России. Социология. Этнология. 2000. № 4. C. 103-124. 21 . Бокова Э.М. Реализация социальных программ на промышленных предприятиях как форма повышения престижа рабочей профессии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2011. № 2 (22). С. 14-18. 22 . Кравченко А.И. Профессиональное прикрепление и трудовые династии // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 7. С. 5-12. 23 . Черняева К.О., Черняева Т.И. Профессиональные династии в пространстве новых медиа // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12 (92). С. 65-72. 24 . Косогина И.М. Продвижение и повышение престижа рабочих профессий // In Situ. 2022. № 5. С. 29-31. 25 . Махиянова А.В., Сагетдинов А.Ф. Рабочий класс в социальной структуре общества: оценка престижа профессии // Теория и практика общественного развития. 2021. № 5. С. 15-19. 26 . Боков К.В. Надо готовить собственные кадры // ЭКО. 2013. № 7 (469). С. 184-189. 27 . Бочаров В.Ю., Гаврилюк Т.В. Молодежь нового рабочего класса как объект государственной социальной политики и инвестирования // Журнал исследований социальной политики. 2021. № 1. С. 69-84. |