Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЖЕНЩИН-УЧИТЕЛЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ПРЕВЫШЕНИЯ НОРМ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ: УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ


Раздел
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
 
Страницы
93-105
Ключевые слова
учитель, субъективное благополучие, социальное действие, системная детерминация, профессиональный стресс, возраст, саморегуляция, трудовая усталость, переработки, профессиональное развитие, управленческая модель

Авторы
Захарова Л.Н.
Саралиева З.Х.
Лангман И.А.

Место работы
Захарова Л.Н.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Саралиева З.Х.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Лангман И.А.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования субъективного благополучия женщин-учителей, работающих в условиях превышения норм рабочего времени. Субъективное благополучие рассмотрено как интерактивный феномен с системной регуляцией на уровнях культуры общества, организационной культуры, личности и организма, как эмоциональный регулятор профессиональной деятельности и фактор профессионального развития. Приведены результаты эмпирического исследования, в котором раскрыта детерминация субъективного благополучия женщин-учителей, выявлены связи показателей субъективного благополучия и готовности к профессиональному развитию, показана нелинейность этих связей. На основе результатов эмпирического исследования уточнена базовая (инвариантная) модель детерминации субъективного благополучия и разработана управленческая модель оптимизации субъективного благополучия женщин-учителей, работающих в условиях переработок. Уточнения коснулись на уровне организационной культуры ее конкретного иерархически-кланового типа с социально ожидаемым постепенным ростом адхократического компонента. Показаны оптимальные стили лидерства и управленческого взаимодействия для руководителей образовательных учреждений при работе с женщинами-учителями. На личностном уровне в число детерминант включены наряду с полным комплексом профессиональных компетенций индивидуальные ценности профессионального развития, умения профилактики организационных конфликтов и саморегуляции субъективного благополучия. На уровне организма уточнены компетенции профилактики и преодоления стресса с помощью конструктивных стратегий, предложены подходы к сохранению здоровья с учетом возрастных категорий женщин-учителей.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Захарова Л.Н., Саралиева З.Х., Лангман И.А., Сайгина Е.В. Субъективное благополучие и организационно-культурные предпочтения молодого женского персонала в условиях переработок // Женщина в российском обществе. 2023. № 3. С. 59-73.
2 . Буркова И.Н., Квашко Л.П., Репш Н.В. Школы приморского края: кадровый голод (сравнительное исследование) // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. Т. 213. № 1. С. 64-69.
3 . Егорышев С.В., Егорышева В.А. Социальные проблемы профессиональной деятельности в оценках общественного мнения учителей Республики Башкортостан (на материалах социологического исследования 2022 года) // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2023. № 2. С. 34-46.
4 . Fleuren B.P.I., N?bold A., Uitdewilligen S., Verduyn P., H?lsheger U.R. Troubles on troubled minds: an intensive longitudinal diary study on the role of burnout in the resilience process following acute stressor exposure // European Journal of Work and Organizational Psychology. 2023. Vol. 32. № 3. P. 373-388.
5 . Педагоги назвали своими основными проблемами отчетность и низкие зарплаты // РБК. Общество. 19 ноября 2024 URL: https://www.rbc.ru/society/19/11/2024/673b5a939a7947d9afd3d103 (дата обращения:03.12.2024)
6 . Сорокин П.С., Фрумин И.Д. Образование как источник действия, совершенствующего структуры: теоретические подходы и практические задачи // Вопросы образования/ Educational Studies Moscow. 2022. № 1. С. 116-137.
7 . Казин Ф.А., Лукьянова Н.Г. Школа сегодня и завтра глазами старшеклассников // Вопросы образования/ Educational Studies Moscow. 2022. № 2. С. 155-189.
8 . Zakharova L., Saralieva Z., Ghadbeigi Z., Zhu L. Attitude to labor among learners of industrial colleges in Russia, China and Iran // Интеграция образования. 2022. Vol. 26. № 3. P. 418-432.
9 . Логачева Е. Кабмин утвердил план повышения качества обучения точным и естественным наукам // Парламентская газета. 23.11.2024. URL: https://www.pnp.ru/social/kabmin-utvedil-plan-povysheniya-kachestva-obucheniya-tochnym-i-estestvennym-naukam.html (дата обращения: 03.12.2024).
10 . Even-Zahav A., Widder M., Hazzan O. From teacher professional development to teacher personal-professional growth: the case of expert STEM teachers // Teacher Development. 2022. Vol. 26. № 3. Р. 299-316.
11 . Женщины и мужчины России. 2022: Стат.сб./ Ж56 Росстат. М., 2022. 208 с. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Wom-Man%202022.pdf.
12 . Комлева А.А. Отличия реагирования на стресс взрослых мужчин и женщин // Приложение международного научного журнала Вестник психофизиологии. 2018. № 1. С. 109-119.
13 . Diener E., Suh E.M., Lucas R.E., Smith H.L. Subjective well-being: three decades of progress // Psychological Bulletin. 1999. Vol. 125, № 2. Р. 276-302.
14 . Zakharova L., Saralieva Z., Leonova I. Subjective well-being at the workplace as a social action: opportunities for management and self-management / Dr. Floriana Irelli, Fabio Gabrielli (Eds) // Happiness - Biopsychosocial and Anthropological Perspectives. IntechOpen. 2023. Р. 299-328. URL: https://www.intechopen.com/online-first/83334 (дата обращения: 07.11.2024).
15 . Константиновский Д.Л., Пинская М.А., Звягинцев Р.С. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические исследования. 2019. №5. С. 14-25.
16 . Захарова Л.Н., Заладина А.С., Махалин А.И., Лангман И.А. Субъективное благополучие учителей как эмоциональный регулятор профессионального роста: возрастной и гендерный аспекты // Теоретическая и экспериментальная психология. 2023. Т. 16. № 4. C. 197-217.
17 . Вершинина Т.С., Кочева О.Л., Шкурин Д.В., Мальцев А.В. Удовлетворенность профессией как условие психологического благополучия учителя: эмпирическое исследование // Science for Education Today. 2024. Т. 14. № 4. С. 27-50.
18 . Учебный план. Предложения правительства для повышения качества образования. РБК. ЧЭЗ. Выпуск от 25.11.2024. часть 4. URL: https://tv.rbc.ru/archive/chez/6744bb582ae596bc9e46394e (дата обращения: 05.12.2024).
19 . Катаманова Е.В., Тихонова И.В., Кодинец И.Н., Ковальчук Н.В., Павленко Н.А. Оценка состояния здоровья педагогов общеобразовательных школ // Гигиена и санитария. 2021. Т. 100. №12. С. 1423-1429. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-12-1423-1429.
20 . Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. 880 с.
21 . Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 13.05.2019) "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175797/cae8c5232da471ce8b34a1df606331500f13d07f/#dst100011 (дата обращения: 09.11.2024)
22 . Art. 43 - Attivit? dei docenti | Contratto Scuola. (2024, February 4). Contratto Scuola URL: https://www.contrattoscuola.it/art-43-attivita-dei-docenti. (дата обращения: 09.11.2024)
23 . Захарова Л.Н., Саралиева З.Х., Исидори Э., Лангман И.А. Субъективное благополучие женщин-учителей России и Италии в условиях повышенной учебной нагрузки // Женщина в российском обществе. 2024. № 3. С. 64-82.
24 . Бодров В.А. Развитие учения о профессиональном утомлении человека. Часть 1. Категория «Утомление» в системе представлений о функциональном состоянии и деятельности человека // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 3. С. 46-57.
25 . Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Академический проект, 2009. 944 с.
26 . Рейтинг стран мира по уровню образования URL:HTTPS://GTMARKET.RU/RATINGS/EDUCATION-INDEX (дата обращения: 11.11.2024)
27 . Захарова Л.Н. Субъективное благополучие персонала как социальное действие в условиях внедрения инноваций // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии / Отв. ред. А.А. Грачев, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2021. Ч. 5. Организационная психология. С. 837-851.
28 . Влавацкая М.В., Зайкина З.М. Диахрония представлений о труде в русской лингвокультуре (на материале пословиц и антипословиц) // Научный диалог. 2016. Т. 59. № 11. С. 26-39.
29 . Островская Т.А. Афоризмы как фольклор интеллектуальной элиты в русской и американской языковых картинах мира (на примере концепта «Отношение к труду» // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. Т. 46. № 4. С. 306-311.
30 . World Values Survey Wave 7 (2017-2022) URL: https://www.worldvaluessurvey.org/WVSDocumentationWV7.jsp (дата обращения: 09.11.2024)
31 . Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 11.11.2024).
32 . Общественный интерес к науке и технологиям // ВЦИОМ. МОСКВА, 20 ноября 2023 г. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obshchestvennyi-interes-k-nauke-i-tekhnologijam (дата обращения: 03.12.2024).
33 . Темницкий А.Л. Потенциал инновативности работающего населения России в динамике трех десятилетий реформ // Социальное пространство. 2023. Т. 9. № 3. URL: http://socialarea-journal.ru/article/29756. (дата обращения: 03.12.2024).
34 . Традиционные ценности, современные цели. ВЦИОМ. 30 ноября 2023 г. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tradicionnye-cennosti-sovremennye-celi (дата обращения: 01.12.2024)
35 . Чупров В.И. Отношение к труду в изменяющейся социальной реальности // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2014. Т. 17. № 1. С. 10-18.
36 . Поповичева И.В., Руделева О.А., Руделев В.Г. «Делу время, а потехе-час» (этимолого-герменевтический этюд) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2001. Т. 24. № 4. С. 51-55.
37 . Делу время, потехе час // Справочник по фразеологии. Грамота. Редакция портала «Грамота.ру» URL: https://gramota.ru/biblioteka/spravochniki/spravochnik-po-frazeologii/delu-vremya-potekhe-chas#:~:text/ (дата обращения: 01.12.2024)
38 . Cameron K.S., Quinn R.E. Diagnosing and changing organizational culture based on the competing values framework. 3rd edition. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2011. 288 p.
39 . Патутина Н.А., Ревина М.А. Организационная культура школы: реальное состояние и перспективы // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 4. С. 7-17.
40 . Формы обучения в школе - чем они отличаются. Эксперт рекомендует обратить внимание на навыки самоорганизации. РБК Общество. 29 октября 2024. URL: https://www.rbc.ru/life/news/671f6e809a79479b771a21ea (дата обращения: 07.11.2024)
41 . Захарова Л.Н. Психология управления: Учебник для вузов. СПб.: Лань, 2023. 396 с.
42 . Newstrom W.J, Davis K. Organizational Behavior. Human Behavior at work. New Delhi: McGrаw-Hill, 2007. 528 p.
43 . Duchek S. Organizational resilience: a capability-based conceptualization // Business Research. 2020. № 13. Р. 215-246.
44 . Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2021. № 1. С. 4-37.
45 . Леонтьев Д.А. Структура и нарушения саморегуляции деятельности: точка роста культурно-исторической деятельностной психологии // Культурно-историческая психология. 2024. Т. 20. № 3. С. 27-35.
46 . Braun A., Weiss S., Kiel E. How to cope with stress? The stressinducing cognitions of teacher trainees and resulting implications for teacher education // European Journal of Teacher Education. 2019. Vol. 432. Р. 191-209.
47 . Brailovskaia J., Diez S.L., Margraf J. Relationship between cyberbullying, positive mental health, stress symptoms and teachers’ cybercompetence // Journal of School Violence. 2023. Vol. 22. № 4. Р. 69-580.
48 . Diab A., Dastmalchi L.N., Gulati M., Michos E.D. A Heart-Healthy Diet for Cardiovascular Disease Prevention: Where Are We Now? // Vascular Health and Risk Management. 2023. Vol. 19. Р. 237-253.
49 . Will J., Khavjo O., Finkelstein E. et al. One-year changes in glucose and heart disease risk factors among participants in the WISEWOMAN programme // European Diabetes Nursing. 2007. Vol. 4. № 2. Р. 57-63.
50 . Vale A. Heart disease and young adults: is prevention important? // Journal of Community Health Nursing. 2000. Vol. 17. № 4. Р. 225-233.
51 . Как сберечь голос учителю: 10 советов врача-фониатра https://smitra.ru/magazine/stati/kak-sberech-golos-uchitelyu-10-sovetov-vracha-foniatra/
52 . Lein D.H., Turne L., Wilroy J. Evaluation of three osteoporosis prevention programs for young women: application of the health belief model // American Journal of Health Education. 2016. Vol. 47. № 4. Р. 224-233.
53 . Shamsaei F., Maleki A., Shobeiri F. et al. The relationship between general health and coping style with perceived stress in primigravida healthy pregnant women: Using the PATH model // Women & Health. 2018. Vol. 59. № 1. Р. 41-54.
54 . Прохорова М.В. Психология профессиональной деятельности: практикум. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2024. 92 с.
55 . Захаров П.Я., Нагорных С.А., Попков А.В. Влияние синтез-метода «Антистрессовая пластическая гимнастика» на качество преподавательской деятельности // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2025. Т. 55. № 2. С. 28-34.
56 . Мирошниченко А.Н., Хазова С.А., Ляпин В.М. Использование тренажерных устройств при организации занятий оздоровительной физической культурой с женщинами 25-30 лет // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. Т. 268. № 4. С. 81-87.
57 . Ewles L., Miles U., Velleman G. Lessons learnt from a community heart disease prevention project: The HEA/Look After Your-Avon Localities Project // Journal of the Institute of Health Education. 1996. Vol. 34. № 1. Р. 15-19.
58 . Qian G., Wu Y., Wang W. et al. Perceived stress and mental health literacy among Chinese preschool teachers: a moderated mediation model of anxiety and career resilience // Psychology Research and Behavior Management. 2023. № 16. Р. 3777-3785.
59 . Hascher T., Beltman S., Mansfield C. Teacher wellbeing and resilience: towards an integrative model // Educational Research. 2021. Vol. 63. № 4. Р. 416-439.