СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЖЕНЩИН-УЧИТЕЛЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ПРЕВЫШЕНИЯ НОРМ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ: УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ |
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
научная статья | |||
93-105 | учитель, субъективное благополучие, социальное действие, системная детерминация, профессиональный стресс, возраст, саморегуляция, трудовая усталость, переработки, профессиональное развитие, управленческая модель |
Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования субъективного благополучия женщин-учителей, работающих в условиях превышения норм рабочего времени. Субъективное благополучие рассмотрено как интерактивный феномен с системной регуляцией на уровнях культуры общества, организационной культуры, личности и организма, как эмоциональный регулятор профессиональной деятельности и фактор профессионального развития. Приведены результаты эмпирического исследования, в котором раскрыта детерминация субъективного благополучия женщин-учителей, выявлены связи показателей субъективного благополучия и готовности к профессиональному развитию, показана нелинейность этих связей. На основе результатов эмпирического исследования уточнена базовая (инвариантная) модель детерминации субъективного благополучия и разработана управленческая модель оптимизации субъективного благополучия женщин-учителей, работающих в условиях переработок. Уточнения коснулись на уровне организационной культуры ее конкретного иерархически-кланового типа с социально ожидаемым постепенным ростом адхократического компонента. Показаны оптимальные стили лидерства и управленческого взаимодействия для руководителей образовательных учреждений при работе с женщинами-учителями. На личностном уровне в число детерминант включены наряду с полным комплексом профессиональных компетенций индивидуальные ценности профессионального развития, умения профилактики организационных конфликтов и саморегуляции субъективного благополучия. На уровне организма уточнены компетенции профилактики и преодоления стресса с помощью конструктивных стратегий, предложены подходы к сохранению здоровья с учетом возрастных категорий женщин-учителей. |
![]() |
1 . Захарова Л.Н., Саралиева З.Х., Лангман И.А., Сайгина Е.В. Субъективное благополучие и организационно-культурные предпочтения молодого женского персонала в условиях переработок // Женщина в российском обществе. 2023. № 3. С. 59-73. 2 . Буркова И.Н., Квашко Л.П., Репш Н.В. Школы приморского края: кадровый голод (сравнительное исследование) // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. Т. 213. № 1. С. 64-69. 3 . Егорышев С.В., Егорышева В.А. Социальные проблемы профессиональной деятельности в оценках общественного мнения учителей Республики Башкортостан (на материалах социологического исследования 2022 года) // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2023. № 2. С. 34-46. 4 . Fleuren B.P.I., N?bold A., Uitdewilligen S., Verduyn P., H?lsheger U.R. Troubles on troubled minds: an intensive longitudinal diary study on the role of burnout in the resilience process following acute stressor exposure // European Journal of Work and Organizational Psychology. 2023. Vol. 32. № 3. P. 373-388. 5 . Педагоги назвали своими основными проблемами отчетность и низкие зарплаты // РБК. Общество. 19 ноября 2024 URL: https://www.rbc.ru/society/19/11/2024/673b5a939a7947d9afd3d103 (дата обращения:03.12.2024) 6 . Сорокин П.С., Фрумин И.Д. Образование как источник действия, совершенствующего структуры: теоретические подходы и практические задачи // Вопросы образования/ Educational Studies Moscow. 2022. № 1. С. 116-137. 7 . Казин Ф.А., Лукьянова Н.Г. Школа сегодня и завтра глазами старшеклассников // Вопросы образования/ Educational Studies Moscow. 2022. № 2. С. 155-189. 8 . Zakharova L., Saralieva Z., Ghadbeigi Z., Zhu L. Attitude to labor among learners of industrial colleges in Russia, China and Iran // Интеграция образования. 2022. Vol. 26. № 3. P. 418-432. 9 . Логачева Е. Кабмин утвердил план повышения качества обучения точным и естественным наукам // Парламентская газета. 23.11.2024. URL: https://www.pnp.ru/social/kabmin-utvedil-plan-povysheniya-kachestva-obucheniya-tochnym-i-estestvennym-naukam.html (дата обращения: 03.12.2024). 10 . Even-Zahav A., Widder M., Hazzan O. From teacher professional development to teacher personal-professional growth: the case of expert STEM teachers // Teacher Development. 2022. Vol. 26. № 3. Р. 299-316. 11 . Женщины и мужчины России. 2022: Стат.сб./ Ж56 Росстат. М., 2022. 208 с. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Wom-Man%202022.pdf. 12 . Комлева А.А. Отличия реагирования на стресс взрослых мужчин и женщин // Приложение международного научного журнала Вестник психофизиологии. 2018. № 1. С. 109-119. 13 . Diener E., Suh E.M., Lucas R.E., Smith H.L. Subjective well-being: three decades of progress // Psychological Bulletin. 1999. Vol. 125, № 2. Р. 276-302. 14 . Zakharova L., Saralieva Z., Leonova I. Subjective well-being at the workplace as a social action: opportunities for management and self-management / Dr. Floriana Irelli, Fabio Gabrielli (Eds) // Happiness - Biopsychosocial and Anthropological Perspectives. IntechOpen. 2023. Р. 299-328. URL: https://www.intechopen.com/online-first/83334 (дата обращения: 07.11.2024). 15 . Константиновский Д.Л., Пинская М.А., Звягинцев Р.С. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические исследования. 2019. №5. С. 14-25. 16 . Захарова Л.Н., Заладина А.С., Махалин А.И., Лангман И.А. Субъективное благополучие учителей как эмоциональный регулятор профессионального роста: возрастной и гендерный аспекты // Теоретическая и экспериментальная психология. 2023. Т. 16. № 4. C. 197-217. 17 . Вершинина Т.С., Кочева О.Л., Шкурин Д.В., Мальцев А.В. Удовлетворенность профессией как условие психологического благополучия учителя: эмпирическое исследование // Science for Education Today. 2024. Т. 14. № 4. С. 27-50. 18 . Учебный план. Предложения правительства для повышения качества образования. РБК. ЧЭЗ. Выпуск от 25.11.2024. часть 4. URL: https://tv.rbc.ru/archive/chez/6744bb582ae596bc9e46394e (дата обращения: 05.12.2024). 19 . Катаманова Е.В., Тихонова И.В., Кодинец И.Н., Ковальчук Н.В., Павленко Н.А. Оценка состояния здоровья педагогов общеобразовательных школ // Гигиена и санитария. 2021. Т. 100. №12. С. 1423-1429. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-12-1423-1429. 20 . Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. 880 с. 21 . Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 13.05.2019) "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175797/cae8c5232da471ce8b34a1df606331500f13d07f/#dst100011 (дата обращения: 09.11.2024) 22 . Art. 43 - Attivit? dei docenti | Contratto Scuola. (2024, February 4). Contratto Scuola URL: https://www.contrattoscuola.it/art-43-attivita-dei-docenti. (дата обращения: 09.11.2024) 23 . Захарова Л.Н., Саралиева З.Х., Исидори Э., Лангман И.А. Субъективное благополучие женщин-учителей России и Италии в условиях повышенной учебной нагрузки // Женщина в российском обществе. 2024. № 3. С. 64-82. 24 . Бодров В.А. Развитие учения о профессиональном утомлении человека. Часть 1. Категория «Утомление» в системе представлений о функциональном состоянии и деятельности человека // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 3. С. 46-57. 25 . Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Академический проект, 2009. 944 с. 26 . Рейтинг стран мира по уровню образования URL:HTTPS://GTMARKET.RU/RATINGS/EDUCATION-INDEX (дата обращения: 11.11.2024) 27 . Захарова Л.Н. Субъективное благополучие персонала как социальное действие в условиях внедрения инноваций // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии / Отв. ред. А.А. Грачев, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2021. Ч. 5. Организационная психология. С. 837-851. 28 . Влавацкая М.В., Зайкина З.М. Диахрония представлений о труде в русской лингвокультуре (на материале пословиц и антипословиц) // Научный диалог. 2016. Т. 59. № 11. С. 26-39. 29 . Островская Т.А. Афоризмы как фольклор интеллектуальной элиты в русской и американской языковых картинах мира (на примере концепта «Отношение к труду» // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. Т. 46. № 4. С. 306-311. 30 . World Values Survey Wave 7 (2017-2022) URL: https://www.worldvaluessurvey.org/WVSDocumentationWV7.jsp (дата обращения: 09.11.2024) 31 . Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 11.11.2024). 32 . Общественный интерес к науке и технологиям // ВЦИОМ. МОСКВА, 20 ноября 2023 г. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obshchestvennyi-interes-k-nauke-i-tekhnologijam (дата обращения: 03.12.2024). 33 . Темницкий А.Л. Потенциал инновативности работающего населения России в динамике трех десятилетий реформ // Социальное пространство. 2023. Т. 9. № 3. URL: http://socialarea-journal.ru/article/29756. (дата обращения: 03.12.2024). 34 . Традиционные ценности, современные цели. ВЦИОМ. 30 ноября 2023 г. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tradicionnye-cennosti-sovremennye-celi (дата обращения: 01.12.2024) 35 . Чупров В.И. Отношение к труду в изменяющейся социальной реальности // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2014. Т. 17. № 1. С. 10-18. 36 . Поповичева И.В., Руделева О.А., Руделев В.Г. «Делу время, а потехе-час» (этимолого-герменевтический этюд) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2001. Т. 24. № 4. С. 51-55. 37 . Делу время, потехе час // Справочник по фразеологии. Грамота. Редакция портала «Грамота.ру» URL: https://gramota.ru/biblioteka/spravochniki/spravochnik-po-frazeologii/delu-vremya-potekhe-chas#:~:text/ (дата обращения: 01.12.2024) 38 . Cameron K.S., Quinn R.E. Diagnosing and changing organizational culture based on the competing values framework. 3rd edition. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2011. 288 p. 39 . Патутина Н.А., Ревина М.А. Организационная культура школы: реальное состояние и перспективы // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 4. С. 7-17. 40 . Формы обучения в школе - чем они отличаются. Эксперт рекомендует обратить внимание на навыки самоорганизации. РБК Общество. 29 октября 2024. URL: https://www.rbc.ru/life/news/671f6e809a79479b771a21ea (дата обращения: 07.11.2024) 41 . Захарова Л.Н. Психология управления: Учебник для вузов. СПб.: Лань, 2023. 396 с. 42 . Newstrom W.J, Davis K. Organizational Behavior. Human Behavior at work. New Delhi: McGrаw-Hill, 2007. 528 p. 43 . Duchek S. Organizational resilience: a capability-based conceptualization // Business Research. 2020. № 13. Р. 215-246. 44 . Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2021. № 1. С. 4-37. 45 . Леонтьев Д.А. Структура и нарушения саморегуляции деятельности: точка роста культурно-исторической деятельностной психологии // Культурно-историческая психология. 2024. Т. 20. № 3. С. 27-35. 46 . Braun A., Weiss S., Kiel E. How to cope with stress? The stressinducing cognitions of teacher trainees and resulting implications for teacher education // European Journal of Teacher Education. 2019. Vol. 432. Р. 191-209. 47 . Brailovskaia J., Diez S.L., Margraf J. Relationship between cyberbullying, positive mental health, stress symptoms and teachers’ cybercompetence // Journal of School Violence. 2023. Vol. 22. № 4. Р. 69-580. 48 . Diab A., Dastmalchi L.N., Gulati M., Michos E.D. A Heart-Healthy Diet for Cardiovascular Disease Prevention: Where Are We Now? // Vascular Health and Risk Management. 2023. Vol. 19. Р. 237-253. 49 . Will J., Khavjo O., Finkelstein E. et al. One-year changes in glucose and heart disease risk factors among participants in the WISEWOMAN programme // European Diabetes Nursing. 2007. Vol. 4. № 2. Р. 57-63. 50 . Vale A. Heart disease and young adults: is prevention important? // Journal of Community Health Nursing. 2000. Vol. 17. № 4. Р. 225-233. 51 . Как сберечь голос учителю: 10 советов врача-фониатра https://smitra.ru/magazine/stati/kak-sberech-golos-uchitelyu-10-sovetov-vracha-foniatra/ 52 . Lein D.H., Turne L., Wilroy J. Evaluation of three osteoporosis prevention programs for young women: application of the health belief model // American Journal of Health Education. 2016. Vol. 47. № 4. Р. 224-233. 53 . Shamsaei F., Maleki A., Shobeiri F. et al. The relationship between general health and coping style with perceived stress in primigravida healthy pregnant women: Using the PATH model // Women & Health. 2018. Vol. 59. № 1. Р. 41-54. 54 . Прохорова М.В. Психология профессиональной деятельности: практикум. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2024. 92 с. 55 . Захаров П.Я., Нагорных С.А., Попков А.В. Влияние синтез-метода «Антистрессовая пластическая гимнастика» на качество преподавательской деятельности // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2025. Т. 55. № 2. С. 28-34. 56 . Мирошниченко А.Н., Хазова С.А., Ляпин В.М. Использование тренажерных устройств при организации занятий оздоровительной физической культурой с женщинами 25-30 лет // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. Т. 268. № 4. С. 81-87. 57 . Ewles L., Miles U., Velleman G. Lessons learnt from a community heart disease prevention project: The HEA/Look After Your-Avon Localities Project // Journal of the Institute of Health Education. 1996. Vol. 34. № 1. Р. 15-19. 58 . Qian G., Wu Y., Wang W. et al. Perceived stress and mental health literacy among Chinese preschool teachers: a moderated mediation model of anxiety and career resilience // Psychology Research and Behavior Management. 2023. № 16. Р. 3777-3785. 59 . Hascher T., Beltman S., Mansfield C. Teacher wellbeing and resilience: towards an integrative model // Educational Research. 2021. Vol. 63. № 4. Р. 416-439. |