МЕТОД АНАЛИЗА СООТВЕТСТВИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ НА РЫНКЕ ТРУДА |
научная статья | |||
58-67 | рынок труда, высшее образование, дисбаланс спроса и предложения, перераспределение выпускников |
Проблема взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в современных быстро изменяющихся условиях требует разработки новых подходов к решению. Существующие научные публикации лишь обозначают задачи либо решают их с использованием качественных методов. Целью исследования является разработка нового метода мониторинга соответствия номенклатуры выпускаемых специалистов с высшим образованием требованиям рынка труда. В процессе реализации метода были решены три ключевые задачи. Первая из них, которую пытались решить предшественники, состояла в разделении всех выпускников вузов страны на агрегированные группы направлений подготовки и выделении соответствующих им агрегированных групп по всем видам деятельности. Вторая задача - сопоставление относительных величин размеров соответствующих агрегированных групп с целью изучения баланса спроса на специалистов с высшим образованием со стороны рынка труда и предложения выпускников со стороны системы высшего образования, анализ соответствующих дисбалансов и их динамики. Третья задача, которую удалось решить впервые, - перераспределение выпускников по видам деятельности с использованием методов нелинейного программирования для достижения баланса спроса и предложения по всем агрегированным группам. Проведена успешная апробация метода по данным России в целом и Нижегородской области. Ценность результатов исследования заключается в возможности исследования динамики дисбаланса спроса и предложения выпускников университетов, практической реализации процесса перераспределения выпускников на рынке труда и анализа связанных с ним издержек. Дальнейшее развитие метода даст возможность решить задачу прогнозирования спроса со стороны рынка труда на разные специальности, что позволит предложить реальную схему корректировки контрольных цифр приема в профессиональные образовательные организации. Метод может быть практически использован для принятия решений в органах управления системой образования, а также предприятиями для корректировки кадровой политики. |
![]() |
1 . Виноградова Е.Б., Мудрова Е.Б. Вузы - промышленность: подходы к планированию заказа на специалистов // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 3 (103). С. 43-53. 2 . Васин С.М., Скворцова В.А. Система обеспечения промышленности региона трудовыми ресурсами // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. № 1 (37). С. 173-184. 3 . Похорукова М.Ю. Методика оценки эффективности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Дискуссия. 2018. № 1 (86). С. 14-17. 4 . Бухалова Н.А., Павлова О.А., Шумилова О.Н. Исследование механизмов взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. № 4 (23). С. 10-14. 5 . Эльмурзаева Р.А. Провал регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 2-3. С. 154-158. 6 . Карпушкина А.В., Лаврентьев А.С. Методический подход к оценке и регулированию дисбаланса спроса и предложения профессиональных кадров на региональных рынках труда // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2024. Т. 18. № 1. С. 90-104. 7 . Иванова И.Н. Рынок труда и рынок образования: как устранить дисбаланс? // Высшее образование в России. 2004. № 7. С. 3-10. 8 . Ременцова Н.А. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. № 1. С. 66-74. 9 . Мартякова Е.В. Гармонизация рынка труда в регионе // Качество, инновации, образование. 2017. № 11. С. 22-27. 10 . Колоскова Е.М. Современные подходы кадрового планирования на примере Нижегородской области // VIII Молодежная конференция по управлению проектами: Сборник тезисов докладов. Н. Новгород: Литера, 2023. С. 18-19. 11 . Мишина Н.В., Змияк С.С. Актуальные вопросы и перспективы управления рынком труда в Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 2 (69). С. 62-65. 12 . Федоляк В.С. Несоответствие рынка образовательных услуг требованиям рынка труда: причины и способы преодоления // Профессиональная ориентация. 2018. № 2. С. 49-53. 13 . Кязимов К.Г. Регулирование рынка труда и содействие занятости молодежи // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 4. С. 68-75. 14 . Митяков С.Н., Митякова О.И., Мурашова Н.А. Цифровая экономика: новые вызовы для системы образования // Инновации. 2019. № 10 (252). С. 40-47. 15 . Блинова Т.Н., Федотов А.В., Коваленко А.А. Соответствие структуры подготовки кадров с высшим образованием потребностям экономики: проблемы и решения // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 2. С. 13-33. 16 . Блинова Т.Н., Федотов А.В., Коваленко А.А. Механизмы и ограничения ликвидации дефицита кадров с высшим образованием - региональный и отраслевой аспект // Университетское управление: практика и анализ. 2023. Т. 27. № 4. С. 7-22. 17 . Ширяев М.В. Модель анализа потребности региона в выпускниках высших учебных заведений // Фундаментальные исследования. 2016. № 9-1. С. 213-218. 18 . Митяков С.Н., Колоскова Е.М., Ершова А.А. Анализ соответствия структуры подготовки кадров с высшим образованием и отраслевой структуры экономики на примере Нижегородской области // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: Материалы XII Международной научно-практической конференции. Н. Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2024. С. 74-77. |