Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

СИТУАЦИОННО-ПОЗИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378
Страницы
260-268
Ключевые слова
дидактическое проектирование, образовательная ситуация, педагогическая подготовка, педагогическая позиция, педагогическое образование, профессиональное развитие педагога, развивающая дидактика высшего образования, ситуационно-позиционное обучение

Авторы
Сдобняков В.В.

Место работы
Сдобняков В.В.
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина


Аннотация
Научная проблематика представленной в статье концептуальной разработки связана с необходимостью преодоления содержательно-деятельностного разрыва педагогической подготовки современного учителя и общего образования, как предмета его педагогической деятельности. Сформулирована фундаментальная концепция модели профессиональной подготовки учителей, соответствующая требованиям и потребностям современной школы XXI века и включающая четыре взаимообусловленных аспекта: мировоззренческо-антропологический, деятельностно-созидающий, содержательный и научно-методический, обоснована ее полезность для создания научно-методологических условий национальной системы профессионального роста педагогических работников. Модель ситуационно-позиционного обучения будущих учителей описана как многомерное организационно-деятельностное пространство, включающее представления о фазах, этапах, зонах, ситуациях и условиях целенаправленного преобразования практико-воспроизводящей деятельности учителя как специалиста-предметника в практико-преобразующую деятельность учителя - профессионала. Построенная на интегративной методологической основе, она включает антропологический, деятельностный и проектный подходы, концепцию развития субъективной реальности и развития способностей человека на разных возрастных этапах, принцип фундаментализации образования. Ситуационно-позиционная модель педагогической подготовки представляет собой тип обучения, содержание, методы, средства и формы которого прямо ориентированы на становление профессиональных позиций учителя: специалист, исследователь, профессионал, методист, эксперт, наставник в рамках специально проектируемых образовательных ситуаций.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Распоряжение Правительства Российской Фе- дерации от 24.06.2022 г. № 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» - Текст: электронный // Официальное опубликование правовых актов: [сайт]. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202207010040 (дата об- ращения: 23.10.2024).
2 . Булгаков Д. Зовут к доске: почему в России растет спрос на учителей // Известия: [сайт]. URL: https://iz.ru/1464644/dmitrii-bulgakov/zovut-k-doske- pochemu-v-rossii-rastet-spros-na-uchitelei (дата обра- щения: 23.10.2024).
3 . Трапицына Г.Н., Трапицын С.Ю. Детерминан- ты инновационного поведения педагогов // Пробле- мы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 321-325.
4 . Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 3697-р «О реализации в 2021 - 2030 гг. программы стратегического академического лидер- ства» // Официальное опубликование правовых ак- тов: [сайт]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/docu ment/0001202101050007 (дата обращения: 23.10.2024).
5 . Алексеев Н.Г. Формирование осознанного ре- шения учебной задачи // Педагогика и логика. Сбор- ник научных трудов. М.: Касталь, 1993. С. 378-412.
6 . Громыко Ю.В. Век Мета: Современные деятель- ностные представления о социальной практике и об- щественном развитии. М.: Великие Луки, 2016. 504 с.
7 . Рябцев В.К. Развитие рефлексивных способно- стей в процессе профессионализации средства орга- низационно-деятельностной игры: Дис к. психол. н. М., 1995. 187 с.
8 . Слободчиков В.И. Деятельность как антропо- логическая категория (о различении онтологического и гносеологического статуса деятельности) // Вопро- сы философии. 2001. № 3. С. 48-57.
9 . Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Периодиза- ция общего психологического развития в онтогенезе // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 38-50.
10 . Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах: Учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 431 с.
11 . Сдобняков В.В., Игнтаьева Г.А. Создание единой системы научно-методического сопровожде- ния учителей технологического профиля в условиях непрерывного образования: проектно-сетевая мето- дология // Вестник Миниского университета. 2023. Т. 11. № 4 (45). DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-4-3.
12 . Сдобняков В.В. Формирование национально ориентированного профессионального мировоззре- ния будущих педагогов в воспитательном процессе вуза // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 1 (136). С. 21-35.
13 . Игнатьева Г.А., Дмитриев В.В., Шишкина О.П. Преемственность в развивающем обучении: Практи- ко-ориентированная монография. Нижний Новгород: ННГУ, 2000. 186 с.
14 . Игнатьева Г.А., Сдобняков В.В., Самерханова Э.К. [и др.]. Школа педагогической инженерии / Под ред. Г.А. Игнатьевой. М.: Триумф, 2023. 197 с.
15 . Ивошина Т.Г. Психологические условия ста- новления форм субъектности в учебной деятельности подростков: Дис. … д-ра психол. н. М., 2006. 287 с.
16 . Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. 478 с.
17 . Запалацкая В.С. Развитие детской одаренно- сти в контексте теории взросления личности // Вест- ник Московского государственного областного уни- верситета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С.48-54.
18 . Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Антропологи- ческий вектор непрерывного опережающего педаго- гического образования: от преодоления ограничений к проектированию возможностей // Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке: Сборник научных трудов VIII Международного форума по педагогическому обра- зованию. Казань: КФУ, 2022. С. 502-509.
19 . Игнатьева Г.А., Поначугин А.В. Сквозные технологии научно-методического сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации об- разования // Педагогика. 2024. Т. 88. № 7. С. 75-86.
20 . Щедровицкий Г.П. О принципах анализа объективной структуры мыслительной деятельности на основе понятий содержательно-генетической ло- гики // Вопросы психологии. 1964. № 2. С. 21-25.
21 . Брушлинский А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психологиче- ский журнал. 1993. № 3. С. 21-28.
22 . Слободчиков В.И. Категория возраста в пси- хологии и педагогике развития // Вопросы психоло- гии. 1991. № 2. С. 37-50.
23 . Лазарев В.С. Субъектно-ориентированная мо- дель подготовки будущих учителей // Педагогика. 2024. № 6. С. 5-19.
24 . Марголис А.А. Модели подготовки педагога в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. C. 45-64.
25 . Павленко Е.С. «Взрослый» как категория в работе по построению жизненного пути молодежью // Мониторинг общественного мнения: экономиче- ские и социальные перемены. 2014. № 6. С. 141-152.
26 . Петровский В.А. Психология воспитания. М.: Аспект-пресс, 1995. 152 с.
27 . Попов А.А., Ермаков С.В. Дидактика откры- того образования. 2-е изд., доп. М.: Национальный книжный центр, 2019. 264 с.
28 . Федоров А.А., Фильченкова И.Ф., Седых. Е.П. Жизненный цикл педагогической профессии: основы моделирования непрерывного педагогического обра- зования // Педагогика. 2021. № 8. С. 16-27.
29 . Слободчиков В.И. Исаев Е.И., Косарецкий С.Г. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 57-66.
30 . Распоряжение Правительства РФ от 31 декаб- ря 2019 г. № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессиональ- ного роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста» // Офи- циальное опубликование правовых актов: [сайт]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0 001202001100003 (дата обращения: 23.10.2024).
31 . Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 3684-р «Об утверждении Программы фун- даментальных научных исследований в РФ на долго- срочный период (2021 - 2030 гг.)» // Официальное опубликование правовых актов: [сайт]. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012021010 90048 (дата обращения: 23.10.2024).