ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЛАССАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ |
научная статья | 371.212 | ||
254-259 | школа, обучающиеся, профориентация, классы психолого-педагогической направленности, непрерывное профессиональное образование, организационные условия |
В настоящее время в Нижегородской области, как и по всей России, актуализировалась кадровая проблема в системе школьного образования, что препятствует плановому развитию образовательной экосистемы. Современные выпускники школ не стремятся выбирать профессию педагога, а выпускники педагогических вузов избегают трудоустройства в сфере школьного образования. Осознавая значимость кадровой проблемы, департамент образования Нижегородской области проводит планомерную работу по долгосрочному планированию и ориентации школьников на получение педагогической профессии с последующим трудоустройством в сфере образования. Цель работы - на основе анализа опыта функционирования непрерывного профессионального образования в классах психолого-педагогической направленности выявить проблемы результативности и обозначить пути повышения его эффективности. На основе результатов анкетирования руководителей образовательных организаций области в статье описаны возможные причины недостаточной эффективности профориентационной работы в школах. К ним можно отнести: дефицит ресурсов, которыми располагают школы; отсутствие специализированных педагогов в области реализации профориентации; нехватка научно-методических средств для построения индивидуальной образовательно-профессиональной траектории школьника; дефицит результативных практик взаимодействия с родителями по вопросам выбора индивидуальной профессионально-образовательной траектории школьника; возрастающая степень неопределенности и изменчивости рынка труда. В статье описаны мотивы открытия в школах области классов психолого-педагогического профиля; систематизированы обозначенные практикующими педагогами преимущества и сложности профессии учителя. Во время обучения школьники психолого-педагогических классов области имеют возможность принять участие в различного рода педагогических пробах и мероприятиях ведущего партера, осуществляющего ресурсную поддержку профориентационной программы - ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина». Включенность обучающихся психолого-педагогических классов в социальную, воспитательную и педагогическую деятельность является важнейшим условием повышения эффективности системы профессионального педагогического образования. |
![]() |
1 . Вакансии в образовательных учреждениях Рос- сии: сайт - Россия, 2023. URL: https://goo.su/kyIpv (дата обращения: 14.06.2024). 2 . Олейников А.А., Пенькова А.С. Дефицит мо- лодых специалистов в сфере образования // Science Time. 2016. № 12 (36). С. 474-478. 3 . Кизилова И.А. Характерные особенности про- фессиональной ориентации детей и молодежи в условиях региональной экосистемы образования на примере Нижегородской области // Нижегородское образование. 2023. № 4. С. 12-19. 4 . Профильные психолого-педагогические классы / Министерство просвещения Российской Федера- ции. URL: https://apkpro.ru/profilnye-psikhologopeda gogicheskie-klassy/ (дата обращения: 14.06.2024). 5 . Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательных программы основного общего и среднего общего образования: письмо Министерства просвещения Российской Федерации 17.08.2023 № ДГ-1773/05. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ b1115a4a3b99035313abf9a3cf66c949 (дата обращения: 14.06.2024). 6 . Кузнецов К.Г., Кувшинова О.Л. Методика оценки готовности школьников к профессионально- му самоопределению // Профессиональное образова- ние и рынок труда. 2022. № 1. С. 88-111. 7 . Сергеев И.С. Профориентационный минимум: противоречия и дефициты как источник развития // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 4. С. 111-130. 8 . Лесконог Н.Ю., Шаламова Л.Ф. Формирова- ние профессиональной мотивации у учащихся педа- гогических классов как основа подготовки педагоги- ческих кадров в регионах Российской Федерации // Педагогика и психология образования. 2022. № 1. С. 86-102. 9 . Чистякова С.Н., Гуткин М.С., Рыкова Е.А. и др. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. Кемерово: ОблИУУ, 1995. 143 с. 10 . Ротова Н.А. Организация профессионального самоопределения обучающихся класса психолого- педагогической направленности посредством про- фессиональной пробы // Северный регион: наука, образование, культура. 2022. № 2. С. 22-27. |