СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ИНЖЕНЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ |
научная статья | 378.147 | ||
243-253 | инженерное образование, образовательная программа, предпринимательские компетенции, проектное обучение, инновационные навыки и компетенции, креативность, групповое обучение, обучение на рабочем месте |
Вузы должны гибко реагировать на происходящие изменения и вызовы, внедрять новые виды деятельности и формы межинституционального партнерства, использовать новые педагогические подходы, стимулировать развитие творческих и инновационных компетенций. В соответствии с этим, целью исследования являлся анализ различных подходов, факторов, организационно-педагогических условий, оказывающих влияние на развитие предпринимательских компетенций обучающихся, разработка на его основе эффективной схемы проектного обучения. В соответствии с поставленной целью в работе определены наиболее значимые факторы, влияющие на качество инженерных образовательных программ, и возможности для их актуализации, проведен анализ навыков и компетенций, необходимых выпускникам для успешной профессиональной карьеры, разработана и апробирована схема проектного обучения на основе анализа различных подходов к развитию предпринимательских компетенций, проведен анализ уровня сформированности предпринимательских компетенций у обучающихся по итогам апробации. В исследовании использованы методы анкетирования обучающихся и сотрудников компаний, сопоставления ответов различных целевых групп и оценки коэффициентов корреляции. Для оценки творческого мышления, интеллекта, волевых особенностей личности в работе использованы методика Е.Е. Туник, тесты Ф. Вильямса и М.В. Чумакова, метод Гилфорда. Показано, что вузам для актуализации содержания образовательных программ необходимо уделять большее внимание аспектам, соответствующим современным тенденциям и вызовам, находить новые возможности для расширения партнерства с экономическим сектором, что будет иметь важное значение в развитии предпринимательских компетенций обучающихся. При этом формы и методы организации учебных занятий должны обеспечивать применение практико-ориентированного обучения на протяжении всего периода обучения, а методы проектного обучения должны быть интегрированы в учебные дисциплины совместно с инновационными методами генерации идей. По итогам апробации предложенной схемы проектного обучения было установлено, что у обучающихся экспериментальных групп наблюдается рост показательней предпринимательских компетенций. |
![]() |
1 . Entrepreneurial learning for TVET institutions. A practical guide. URL: https://unevoc.unesco.org/pub/en trepreneurial_learning_guide_en.pdf. 2 . Karstina S.G. Educators Training in the Context of Socio-Economic and Technological Trends of Kazakh- stan // In: Auer M.E., R??tmann T. (eds) Educating En- gineers for Future Industrial Revolutions. ICL 2020. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 1329. Springer, Cham, 2021. https://doi.org/10.1007/978-3-030- 68201-9_7. 3 . Karstina S.G. Engineering Training in the Context of Digital Transformation // IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON). 2022. P. 1062-1068. DOI: 10.1109/EDUCON52537.2022.9766473. 4 . Entrepreneurial learning in TVET - Discussion paper. URL: https://unevoc.unesco.org/pub/entrepreneur rial_learning_discussion_paper1.pdf. 5 . Цели ООН в области устойчивого развития. URL: https://www.un.org/development/desa/disabilities/ envision2030.html. 6 . Датский фонд предпринимательства. URL: https://eng.ffe-ye.dk/knowledge-centre. 7 . Tikhonova E., Raitskaya L. Education 4.0: The Concept, Skills, and Research // Journal of Language and Education. 2023. 9 (1). P. 5-11. https://doi.org/10.17 323/jle.2023.17001. 8 . Chandrasekaran S. et al. Project-oriented design- based learning: aligning students’ views with industry needs // International Journal of Engineering Education. 2013. 29 (5). P. 1109-1118. URL: https://www.research gate.net/publication/265051228_Project-Oriented_Design - Based_Learning_Aligning_Students%27_Views_With_ Industry_ Needs. 9 . Карстина С.Г., Маханов К.М., Коваленко О.Л. Влияние цифровых трансформаций на подготовку инженерных кадров // Управление устойчивым раз- витием. 2020. № 5 (30). С. 94-99. 10 . Charosky G. et al. Developing innovation compe- tences in engineering students: a comparison of two ap- proaches // European Journal of Engineering Education. 2021. DOI: 10.1080/03043797.2021.1968347/. 11 . Hadgraft R.G., Kolmos A. Emerging learning environments in engineering education // Australasian Journal of Engineering Education. 2020. 25 (1). P. 3-16. https://doi.org/10.1080/22054952.2020.1713522. 12 . Концепция развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023-2029 годы. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000248. 13 . Entrepreneurship in American Higher Education. 2007. URL: https://www.kauffman.org/-/media/kauffm an_org/research-reports-andcovers/2008/07/entrep_high _ed_report.pdf. 14 . Karstina S. The Role of Inter-institutional Coop- eration in Engineering Training // In: Auer M.E., Hortsch H., Michler O., K?hler T. (eds) Mobility for Smart Cities and Regional Development - Challenges for Higher Ed- ucation. ICL 2021. Lecture Notes in Networks and Sys- tems. 2022. Vol. 389. Springer, Cham. https://doi. org/10.1007/978-3-030-93904-5_7. 15 . Карстина С.Г., Мусенова Э.К. Формы и направления корпоративного сотрудничества вузов и компаний в рамках образовательных программ есте- ственно-научного и инженерного профилей // Вест- ник Карагандинского университета. Серия: Педаго- гика. 2024. 29. 1 (113). C. 123-137. https://doi.org 10.314 89/2024Ped1/123-137. 16 . Руководство ЕФО по использованию индика- торов. URL: https://www.etf.europa.eu/sites/default/ files/m/D46D03E0B5E85C9FC1257CBA004E700C_In dicators%20Manual_RU.pdf. 17 . Brundiers K. et al. Key competencies in sustaina- bility in higher education - toward an agreed-upon refer- ence framework // Sustainability Science. 2020. 4 (1). P. 213. DOI: 10.1007/s11625-020-00838-2. 18 . Bacigalupo М. et al. EntreComp: The entrepreneur- ship competence framework. 2016. 10.2791/593884. 19 . Gomez C.V. Teaching entrepreneurship in higher education: The application active based learning activi- ties to environmental protection // Thinking Skills and Creativity. 2024. Vol. 52. https://doi.org/10.1016/j.tsc. 2024.101502. 20 . Karstina S. The Role of Group Project-Based Learning in Engineering Training // In: Auer M.E., Pa- chatz W., R??tmann T. (eds). Learning in the Age of Digital and Green Transition. ICL 2022. Lecture Notes in Networks and Systems. 2023. Vol. 634. P. 239-245. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031- 26190-9_24. 21 . Karstina S., et al. Application of practice-oriented education technologies in training students in engineer- ing and science specialties // Higher education in Ka- zakhstan. 2024. № 2 (46). Р. 56-67. https://doi.org/ 10.59787/2413-5488-2024-46-2-56-67. 22 . Maertz C. et al. Finding strategic human re- source advantage from building an effective intern- ship capability // Organizational Dynamics. 2014. 43 (4). DOI: 10.1016/j.orgdyn.2014.09.007. 23 . Goller M. et al. Engineering students' learning during internships: Exploring the explanatory power of the job demands-control-support model // J. Eng. Educ. 2020. 109 (2). URL: https://doi.org/10.1002/jee.20308. 24 . Sepasgozar S.M. Immersive on-the-job training module development and modeling users’ behavior using parametric multi-group analysis: a modified educational technology acceptance model // Technol. Soc. 2022. 68. Article 101921. Р. 1-13. https://doi.org/10.1016/j.techsoc. 2022.101921. 25 . Saif M., Laszlo K. The Role of Constructivism in The Enhancement of Social Studies Education // Journal of Critical Reviews. 2020. 7. Р. 249-256. DOI: 10.318 38/jcr.07.07.41. 26 . World Economic Forum. The 10 skills you need to thrive in the Fourth Industrial Revolution: Top Skills in 2020. 2016. URL: https://www.weforum.org/agen da/2016/01/the-10-skills-you-need-to-thrive-in-the-fourt h-industrial-revolution (дата обращения: 12.06.2024). 27 . Карстина С.Г., Хусаинова Г.Р., Галиханов М.Ф. Разработка дизайна и инструментов уровневого оце- нивания в групповом проектном обучении инженер- ных преподавателей // Управление устойчивым раз- витием. 2023. № 3 (46). С. 86-100. 28 . Хусаинова Г.Р. Использование творческих за- даний в обучении. Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2022. 84 с. 29 . Рюютманн Т., Хусаинова Г.Р., Галиханов М.Ф. Активизация обучения преподавателей в рамках про- граммы профессиональной переподготовки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023. № 2. Р. 30-41. 30 . Хусаинова Г.Р., Сафина А.В. Развитие твор- ческих способностей студентов технического про- филя в рамках методики наставничества // Казанский педагогический журнал. 2022. № 6 (155). С. 91-99. 31 . Хусаинова Г.Р., Галиханов М.Ф. Апробация программы повышения квалификации «Развитие креативности преподавателя инженерного вуза» // Перспективные задачи инженерной науки: Сборник статей XIV Международного научного форума, Москва, 17 мая 2023 года. М.: ООО «Инженерный центр «Импульс», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный универ- ситет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2023. С. 423-429. |