Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ИНЖЕНЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378.147
Страницы
243-253
Ключевые слова
инженерное образование, образовательная программа, предпринимательские компетенции, проектное обучение, инновационные навыки и компетенции, креативность, групповое обучение, обучение на рабочем месте

Авторы
Карстина С.Г.
Хусаинова Г.Р.

Место работы
Карстина С.Г.
Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова

Хусаинова Г.Р.
Казанский национальный исследовательский технологический университет


Аннотация
Вузы должны гибко реагировать на происходящие изменения и вызовы, внедрять новые виды деятельности и формы межинституционального партнерства, использовать новые педагогические подходы, стимулировать развитие творческих и инновационных компетенций. В соответствии с этим, целью исследования являлся анализ различных подходов, факторов, организационно-педагогических условий, оказывающих влияние на развитие предпринимательских компетенций обучающихся, разработка на его основе эффективной схемы проектного обучения. В соответствии с поставленной целью в работе определены наиболее значимые факторы, влияющие на качество инженерных образовательных программ, и возможности для их актуализации, проведен анализ навыков и компетенций, необходимых выпускникам для успешной профессиональной карьеры, разработана и апробирована схема проектного обучения на основе анализа различных подходов к развитию предпринимательских компетенций, проведен анализ уровня сформированности предпринимательских компетенций у обучающихся по итогам апробации. В исследовании использованы методы анкетирования обучающихся и сотрудников компаний, сопоставления ответов различных целевых групп и оценки коэффициентов корреляции. Для оценки творческого мышления, интеллекта, волевых особенностей личности в работе использованы методика Е.Е. Туник, тесты Ф. Вильямса и М.В. Чумакова, метод Гилфорда. Показано, что вузам для актуализации содержания образовательных программ необходимо уделять большее внимание аспектам, соответствующим современным тенденциям и вызовам, находить новые возможности для расширения партнерства с экономическим сектором, что будет иметь важное значение в развитии предпринимательских компетенций обучающихся. При этом формы и методы организации учебных занятий должны обеспечивать применение практико-ориентированного обучения на протяжении всего периода обучения, а методы проектного обучения должны быть интегрированы в учебные дисциплины совместно с инновационными методами генерации идей. По итогам апробации предложенной схемы проектного обучения было установлено, что у обучающихся экспериментальных групп наблюдается рост показательней предпринимательских компетенций.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Entrepreneurial learning for TVET institutions. A practical guide. URL: https://unevoc.unesco.org/pub/en trepreneurial_learning_guide_en.pdf.
2 . Karstina S.G. Educators Training in the Context of Socio-Economic and Technological Trends of Kazakh- stan // In: Auer M.E., R??tmann T. (eds) Educating En- gineers for Future Industrial Revolutions. ICL 2020. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 1329. Springer, Cham, 2021. https://doi.org/10.1007/978-3-030- 68201-9_7.
3 . Karstina S.G. Engineering Training in the Context of Digital Transformation // IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON). 2022. P. 1062-1068. DOI: 10.1109/EDUCON52537.2022.9766473.
4 . Entrepreneurial learning in TVET - Discussion paper. URL: https://unevoc.unesco.org/pub/entrepreneur rial_learning_discussion_paper1.pdf.
5 . Цели ООН в области устойчивого развития. URL: https://www.un.org/development/desa/disabilities/ envision2030.html.
6 . Датский фонд предпринимательства. URL: https://eng.ffe-ye.dk/knowledge-centre.
7 . Tikhonova E., Raitskaya L. Education 4.0: The Concept, Skills, and Research // Journal of Language and Education. 2023. 9 (1). P. 5-11. https://doi.org/10.17 323/jle.2023.17001.
8 . Chandrasekaran S. et al. Project-oriented design- based learning: aligning students’ views with industry needs // International Journal of Engineering Education. 2013. 29 (5). P. 1109-1118. URL: https://www.research gate.net/publication/265051228_Project-Oriented_Design - Based_Learning_Aligning_Students%27_Views_With_ Industry_ Needs.
9 . Карстина С.Г., Маханов К.М., Коваленко О.Л. Влияние цифровых трансформаций на подготовку инженерных кадров // Управление устойчивым раз- витием. 2020. № 5 (30). С. 94-99.
10 . Charosky G. et al. Developing innovation compe- tences in engineering students: a comparison of two ap- proaches // European Journal of Engineering Education. 2021. DOI: 10.1080/03043797.2021.1968347/.
11 . Hadgraft R.G., Kolmos A. Emerging learning environments in engineering education // Australasian Journal of Engineering Education. 2020. 25 (1). P. 3-16. https://doi.org/10.1080/22054952.2020.1713522.
12 . Концепция развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023-2029 годы. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000248.
13 . Entrepreneurship in American Higher Education. 2007. URL: https://www.kauffman.org/-/media/kauffm an_org/research-reports-andcovers/2008/07/entrep_high _ed_report.pdf.
14 . Karstina S. The Role of Inter-institutional Coop- eration in Engineering Training // In: Auer M.E., Hortsch H., Michler O., K?hler T. (eds) Mobility for Smart Cities and Regional Development - Challenges for Higher Ed- ucation. ICL 2021. Lecture Notes in Networks and Sys- tems. 2022. Vol. 389. Springer, Cham. https://doi. org/10.1007/978-3-030-93904-5_7.
15 . Карстина С.Г., Мусенова Э.К. Формы и направления корпоративного сотрудничества вузов и компаний в рамках образовательных программ есте- ственно-научного и инженерного профилей // Вест- ник Карагандинского университета. Серия: Педаго- гика. 2024. 29. 1 (113). C. 123-137. https://doi.org 10.314 89/2024Ped1/123-137.
16 . Руководство ЕФО по использованию индика- торов. URL: https://www.etf.europa.eu/sites/default/ files/m/D46D03E0B5E85C9FC1257CBA004E700C_In dicators%20Manual_RU.pdf.
17 . Brundiers K. et al. Key competencies in sustaina- bility in higher education - toward an agreed-upon refer- ence framework // Sustainability Science. 2020. 4 (1). P. 213. DOI: 10.1007/s11625-020-00838-2.
18 . Bacigalupo М. et al. EntreComp: The entrepreneur- ship competence framework. 2016. 10.2791/593884.
19 . Gomez C.V. Teaching entrepreneurship in higher education: The application active based learning activi- ties to environmental protection // Thinking Skills and Creativity. 2024. Vol. 52. https://doi.org/10.1016/j.tsc. 2024.101502.
20 . Karstina S. The Role of Group Project-Based Learning in Engineering Training // In: Auer M.E., Pa- chatz W., R??tmann T. (eds). Learning in the Age of Digital and Green Transition. ICL 2022. Lecture Notes in Networks and Systems. 2023. Vol. 634. P. 239-245. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031- 26190-9_24.
21 . Karstina S., et al. Application of practice-oriented education technologies in training students in engineer- ing and science specialties // Higher education in Ka- zakhstan. 2024. № 2 (46). Р. 56-67. https://doi.org/ 10.59787/2413-5488-2024-46-2-56-67.
22 . Maertz C. et al. Finding strategic human re- source advantage from building an effective intern- ship capability // Organizational Dynamics. 2014. 43 (4). DOI: 10.1016/j.orgdyn.2014.09.007.
23 . Goller M. et al. Engineering students' learning during internships: Exploring the explanatory power of the job demands-control-support model // J. Eng. Educ. 2020. 109 (2). URL: https://doi.org/10.1002/jee.20308.
24 . Sepasgozar S.M. Immersive on-the-job training module development and modeling users’ behavior using parametric multi-group analysis: a modified educational technology acceptance model // Technol. Soc. 2022. 68. Article 101921. Р. 1-13. https://doi.org/10.1016/j.techsoc. 2022.101921.
25 . Saif M., Laszlo K. The Role of Constructivism in The Enhancement of Social Studies Education // Journal of Critical Reviews. 2020. 7. Р. 249-256. DOI: 10.318 38/jcr.07.07.41.
26 . World Economic Forum. The 10 skills you need to thrive in the Fourth Industrial Revolution: Top Skills in 2020. 2016. URL: https://www.weforum.org/agen da/2016/01/the-10-skills-you-need-to-thrive-in-the-fourt h-industrial-revolution (дата обращения: 12.06.2024).
27 . Карстина С.Г., Хусаинова Г.Р., Галиханов М.Ф. Разработка дизайна и инструментов уровневого оце- нивания в групповом проектном обучении инженер- ных преподавателей // Управление устойчивым раз- витием. 2023. № 3 (46). С. 86-100.
28 . Хусаинова Г.Р. Использование творческих за- даний в обучении. Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2022. 84 с.
29 . Рюютманн Т., Хусаинова Г.Р., Галиханов М.Ф. Активизация обучения преподавателей в рамках про- граммы профессиональной переподготовки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023. № 2. Р. 30-41.
30 . Хусаинова Г.Р., Сафина А.В. Развитие твор- ческих способностей студентов технического про- филя в рамках методики наставничества // Казанский педагогический журнал. 2022. № 6 (155). С. 91-99.
31 . Хусаинова Г.Р., Галиханов М.Ф. Апробация программы повышения квалификации «Развитие креативности преподавателя инженерного вуза» // Перспективные задачи инженерной науки: Сборник статей XIV Международного научного форума, Москва, 17 мая 2023 года. М.: ООО «Инженерный центр «Импульс», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный универ- ситет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2023. С. 423-429.