Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

СПОСОБЫ ПОДГОТОВКИ К АУДИРОВАНИЮ В АНГЛИЙСКОМ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378.147.88
Страницы
230-236
Ключевые слова
английский для специальных целей, аудирование технических текстов, pre-listening activities, упражнения на подготовку к аудированию, предтекстовые упражнения, профессиональная лексика, технический вуз

Авторы
Градалева Е.А.
Ткаченко Д.П.

Место работы
Градалева Е.А.
Самарский государственный технический университет

Ткаченко Д.П.
Самарский государственный технический университет


Аннотация
Статья посвящена изучению способов подготовки к аудированию студентов технических специальностей. Цель исследования - выявление наиболее эффективных моделей pre-listening activities (упражнений на подготовку к аудированию) для работы с техническими аудиотекстами. В статье конкретизировано научное представление о понятии «аудирование», рассмотрены его механизмы, представлено обобщение мирового опыта обучения аудированию в английском для специальных целей. Проведен анализ всемирно используемых учебников английского языка для специальных целей, выявлены основные типы упражнений на подготовку к аудированию технических текстов. Авторами создана и описана их классификация, которая впоследствии может быть использована при создании комплекса упражнений по аудированию для студентов технических вузов. Также описан эксперимент со студентами-инженерами, направленный на выявление наиболее эффективных упражнений для подготовки к аудированию в высшей школе. В результате экспериментальной работы авторы делают выводы о том, что задания такого рода необходимы для формирования готовности к восприятию технических текстов на слух, так как именно благодаря этому происходит знакомство с профессиональной лексикой и содержанием, и эти знания впоследствии становятся базой для формирования новых знаний. Кроме того, снижается уровень тревожности перед аудированием, создается мотивация на прослушивание. Подчеркивается, что наиболее результативными являются pre-listening activities, представляющие собой отработку специальной лексики, что не только позволяет облегчить восприятие информации на слух, но и создает контекст для интерпретации предложенного аудиоматериала.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Buck G. Assessing Listening. Cambridge: Cam- bridge University Press, 2001. 290 p.
2 . Field J. Listening in the Language Classroom. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 384 p.
3 . Рожков М.А. Опыт реализации и особенности проектирования курса ESP на примере вуза // Фило- логические науки. Вопросы теории и практики. 2019. № 12 (6). С. 261-265.
4 . Педагогическое речеведение. Словарь-справоч- ник / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михаль- ской; сост. А.А. Князьков. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 1998. 310 с.
5 . Соловова Е.Н. Методика обучения иностран- ным языкам: Базовый курс лекций: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 2005. 136 с.
6 . Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь ме- тодических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Изд-во ИКАР, 2009. 448 с.
7 . Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Коряковцева Н.Ф. и др. Основы методики обучения иностранным языкам: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2017. 390 с.
8 . Movva S., Alapati P.R., Veliventi P., Maithreyi G. The Effect of Pre, While, and Post Listening Activities on Developing EFL Students’ Listening Skills // Theory and Practice in Language Studies. 2022. Vol. 12 (8). P. 1500-1507.
9 . Vandergrift L., Goh Christine C.M. Teaching and Learning Second Language Listening: Metacognition in Action. New York: Routledge, 2012. 336 p.
10 . Rost M. Teaching and Researching Listening: Sec- ond edition. Edinburgh: Pearson Education, 2013. 424 p.
11 . Ching-Shyang Chang A., Read J. Reducing Lis- tening Test Anxiety Through Various Forms of Listening Support // TESL-EJ: Teaching English as a Second or Foreign Language. 2008. Vol. 12 (1). P. 1-25.
12 . Goh Christine C.M. Second Language Listening Comprehension: Process and Pedagogy // In: M. Celce- Murcia, D. Brinton, M.A. Snow (Eds.) Teaching English as a Second or Foreign Language. Boston: Newbury House, 2014. P. 72-89.
13 . Борисова П.В. Принципы разработки учебно- го пособия по английскому языку для специальных целей в техническом вузе // Вопросы методики пре- подавания в вузе. 2017. № 6 (20). С. 80-93.
14 . Николаева Н.Н. Особенности обучения ауди- рованию профессиональных текстов на английском языке в техническом вузе // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадско- го. 2015. № 3 (57). С. 201-208.
15 . Афанасьева М.В. ESP - английский для спе- циальных целей: история и современность // Гума- нитарные науки. 2012. № 3 (7). С. 68-70.
16 . Левендян А.И. Обучение аудированию в рам- ках курса «English for Specific Purposes» при реализа- ции технологии смешанного обучения // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. № 10 (147). С. 63-71.
17 . Liubiniene V. Developing Listening Skills in CLIL // Studies about Languages. 2009. Vol. 15. P. 89-93.
18 . Aldukhayel D.M. Impact of Vocabulary Pre- teaching and Content Previewing on the Listening Com- prehension of Arabic-speaking EFL Learners // Inform- ing Science: The International Journal of an Emerging Transdiscipline. 2023. Vol. 26. P. 23-38.
19 . Adam S.L., Stan R.S., Moang? A.S., Oroian E. Challenges Faced When Teaching English for Specific Pur- poses // Bulletin UASVM Horticulture. 2013. Vol. 70 (2). P. 425-429.
20 . Kekelidze T., Kukuladze G. TED Talks as Lis- tening Activities in the ESP Classroom // International Journal of Multilingual Education. 2021. Vol. 19. P. 101-112.