СПОСОБЫ ПОДГОТОВКИ К АУДИРОВАНИЮ В АНГЛИЙСКОМ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ |
научная статья | 378.147.88 | ||
230-236 | английский для специальных целей, аудирование технических текстов, pre-listening activities, упражнения на подготовку к аудированию, предтекстовые упражнения, профессиональная лексика, технический вуз |
Статья посвящена изучению способов подготовки к аудированию студентов технических специальностей. Цель исследования - выявление наиболее эффективных моделей pre-listening activities (упражнений на подготовку к аудированию) для работы с техническими аудиотекстами. В статье конкретизировано научное представление о понятии «аудирование», рассмотрены его механизмы, представлено обобщение мирового опыта обучения аудированию в английском для специальных целей. Проведен анализ всемирно используемых учебников английского языка для специальных целей, выявлены основные типы упражнений на подготовку к аудированию технических текстов. Авторами создана и описана их классификация, которая впоследствии может быть использована при создании комплекса упражнений по аудированию для студентов технических вузов. Также описан эксперимент со студентами-инженерами, направленный на выявление наиболее эффективных упражнений для подготовки к аудированию в высшей школе. В результате экспериментальной работы авторы делают выводы о том, что задания такого рода необходимы для формирования готовности к восприятию технических текстов на слух, так как именно благодаря этому происходит знакомство с профессиональной лексикой и содержанием, и эти знания впоследствии становятся базой для формирования новых знаний. Кроме того, снижается уровень тревожности перед аудированием, создается мотивация на прослушивание. Подчеркивается, что наиболее результативными являются pre-listening activities, представляющие собой отработку специальной лексики, что не только позволяет облегчить восприятие информации на слух, но и создает контекст для интерпретации предложенного аудиоматериала. |
![]() |
1 . Buck G. Assessing Listening. Cambridge: Cam- bridge University Press, 2001. 290 p. 2 . Field J. Listening in the Language Classroom. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 384 p. 3 . Рожков М.А. Опыт реализации и особенности проектирования курса ESP на примере вуза // Фило- логические науки. Вопросы теории и практики. 2019. № 12 (6). С. 261-265. 4 . Педагогическое речеведение. Словарь-справоч- ник / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михаль- ской; сост. А.А. Князьков. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 1998. 310 с. 5 . Соловова Е.Н. Методика обучения иностран- ным языкам: Базовый курс лекций: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 2005. 136 с. 6 . Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь ме- тодических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Изд-во ИКАР, 2009. 448 с. 7 . Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Коряковцева Н.Ф. и др. Основы методики обучения иностранным языкам: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2017. 390 с. 8 . Movva S., Alapati P.R., Veliventi P., Maithreyi G. The Effect of Pre, While, and Post Listening Activities on Developing EFL Students’ Listening Skills // Theory and Practice in Language Studies. 2022. Vol. 12 (8). P. 1500-1507. 9 . Vandergrift L., Goh Christine C.M. Teaching and Learning Second Language Listening: Metacognition in Action. New York: Routledge, 2012. 336 p. 10 . Rost M. Teaching and Researching Listening: Sec- ond edition. Edinburgh: Pearson Education, 2013. 424 p. 11 . Ching-Shyang Chang A., Read J. Reducing Lis- tening Test Anxiety Through Various Forms of Listening Support // TESL-EJ: Teaching English as a Second or Foreign Language. 2008. Vol. 12 (1). P. 1-25. 12 . Goh Christine C.M. Second Language Listening Comprehension: Process and Pedagogy // In: M. Celce- Murcia, D. Brinton, M.A. Snow (Eds.) Teaching English as a Second or Foreign Language. Boston: Newbury House, 2014. P. 72-89. 13 . Борисова П.В. Принципы разработки учебно- го пособия по английскому языку для специальных целей в техническом вузе // Вопросы методики пре- подавания в вузе. 2017. № 6 (20). С. 80-93. 14 . Николаева Н.Н. Особенности обучения ауди- рованию профессиональных текстов на английском языке в техническом вузе // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадско- го. 2015. № 3 (57). С. 201-208. 15 . Афанасьева М.В. ESP - английский для спе- циальных целей: история и современность // Гума- нитарные науки. 2012. № 3 (7). С. 68-70. 16 . Левендян А.И. Обучение аудированию в рам- ках курса «English for Specific Purposes» при реализа- ции технологии смешанного обучения // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. № 10 (147). С. 63-71. 17 . Liubiniene V. Developing Listening Skills in CLIL // Studies about Languages. 2009. Vol. 15. P. 89-93. 18 . Aldukhayel D.M. Impact of Vocabulary Pre- teaching and Content Previewing on the Listening Com- prehension of Arabic-speaking EFL Learners // Inform- ing Science: The International Journal of an Emerging Transdiscipline. 2023. Vol. 26. P. 23-38. 19 . Adam S.L., Stan R.S., Moang? A.S., Oroian E. Challenges Faced When Teaching English for Specific Pur- poses // Bulletin UASVM Horticulture. 2013. Vol. 70 (2). P. 425-429. 20 . Kekelidze T., Kukuladze G. TED Talks as Lis- tening Activities in the ESP Classroom // International Journal of Multilingual Education. 2021. Vol. 19. P. 101-112. |