Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПРАКТИКУМОВ ДЛЯ ОНЛАЙН-КУРСОВ ДИСЦИПЛИН ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378.147.88
Страницы
217-222
Ключевые слова
онлайн-курс, экспериментальный практикум, инженерное образование, микрофлюидика, дистанционное обучение

Авторы
Безруков А.Н.

Место работы
Безруков А.Н.
Казанский национальный исследовательский технологический университет


Аннотация
Онлайн-курсы для программ инженерного образования представляют собой современный динамично развивающийся ресурс, ставший особенно актуальным в период пандемии и привлекающий растущий интерес в настоящее время. Экспериментальные практикумы являются одним из самых сложных в разработке и вместе с тем привлекательных для студентов компонентов онлайн-курсов. Методология дистанционных лабораторных экспериментов находится на стадии активного развития, актуальной задачей становится поиск новых подходов к разработке онлайн-практикумов. В настоящей работе представлен опыт организации экспериментальных практикумов для онлайн-курсов магистратуры инженерных специальностей. Проанализированы подходы к дистанционному представлению лабораторных экспериментов на базе традиционных видеокурсов, интерактивной лабораторной работы в формате видеоконференции, математического моделирования с последующей экспериментальной проверкой. Продемонстрированы результаты проведения лабораторных работ в гибридном и онлайн-формате. Обсужден потенциал микрофлюидики для организации дистанционных лабораторных практикумов. Показаны возможности использования микрофлюидных устройств для организации лабораторных экспериментов и дистанционного обучения студентов с целью развития у них компетенций в сфере цифровой химии.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Ferri F., D'Andrea A., Grifoni P., Guzzo T. Distant learning: Open challenges and evolution // International Journal of Learning, Teaching and Educational Re- search. 2018. Vol. 17. P. 78-88.
2 . Chans G.M., Bravo-Guti?rrez M.E., Orona-Navar A., S?nchez-Rodr?guez E.P. Compilation of Chemistry Experiments for an Online Laboratory Course: Student’s Perception and Learning Outcomes in the Context of COVID-19 // Sustainability. 2022. Vol. 14 (5). 2539.
3 . Sriphong L., Niratisai S., Sukonpan C. Effective Collaborative Learning through Online Flipped Labora- tory amid the COVID-19 Pandemic // International Jour- nal of Information and Education Technology. 2022. Vol. 12 (5). P. 384-389.
4 . Геращенко А.М., Гордиенко О.А., Шаршак А.А. Учебная экспериментальная деятельность при трансформации образовательного процесса в услови- ях цифровизации // Сборник материалов Ежегодной отчетной конференции грантодержателей Кубанско- го научного фонда «Передовые исследования Куба- ни». Краснодар: Кубанский научный фонд, 2023. С. 225-227.
5 . Jahnke I., Terkowsky C., Pleul C., Tekkaya A.E. In Online learning with remote-configured experiments // Proceeding of International Conference DeLFI 2010. Duisburg, 2010. P. 265-277.
6 . Гильманшина С.И., Рахманова А.Р., Миннах- метова В.А. Разработка и внедрение цифровых ви- деоматериалов методического сопровождения хими- ческого практикума // Современные наукоемкие тех- нологии. 2022. № 4. С. 151-155.
7 . Двадненко И.В., Стригин Е.Ю. Учебно- экспериментальная деятельность студентов на осно- ве инновационного лабораторного практикума для дистанционного обучения // Известия высших учеб- ных заведений. Пищевая технология. 2015. № 5-6. С. 112-115.
8 . Стригин Е.Ю. Дидактический потенциал учеб- ного лабораторного эксперимента на основе автома- тизированного лабораторного практикума удаленно- го доступа // Современные проблемы науки и обра- зования. 2012. № 2. С. 128.
9 . Manchikanti P., Kumar B.R., Singh V.K. Role of Virtual Biology Laboratories in Online and Remote Learning // Proceedings of IEEE 8th International Conference on Technology for Education. Mumbai: Indian Institute of Technology, 2017. P. 136-139.
10 . Никитина Т.В. Цифровая трансформация учебной экспериментальной деятельности по физике // Вестник Южно-Уральского государственного гу- манитарно-педагогического университета. 2021. № 1. С. 148-171.
11 . Бортник Б.И., Судакова Н.П. Виртуальный лабораторный практикум по физике: опыт реализа- ции в дистанте // Сборник научных статей «Страте- гические ориентиры современного образования». Екатеринбург: Уральский государственный педаго- гический университет, 2020. С. 216-219.
12 . Ушаков А.А., Молодцова А.Е. Методика ди- станционного проведения лабораторных работ и практических занятий по разделу «Молекулярная физика и термодинамика» // Сборник трудов конфе- ренции «Цифровизация в системе образования: тео- ретические и прикладные аспекты». М.: Издатель- ство «Мир науки», 2021. С. 111-116.
13 . Царахова Л.Н., Кабанов С.В. Разработка вир- туальной лаборатории для медицинских специально- стей в рамках классического университета // Между- народный научно-исследовательский журнал. 2018. № 3 (69). С. 94-97.
14 . Понкин Д.О. [и др.] Инженерный онлайн- практикум // Вестник Международного университета природы, общества и человека «Дубна». Серия: Естественные и инженерные науки. 2019. № 3 (44). С. 47-51.
15 . Bezrukov A., Sultanova D. Transforming a Course into the Online Delivery Mode on a Global Platform: Benefits and Challenges // Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. Vol. 390. P. 58-65.
16 . Володин А.М. Виртуальный лабораторный физический эксперимент в условиях дистанционного обучения // Сборник статей участников III Всерос. науч.-практ. конф. «Современные проблемы есте- ствознания и естественно-научного образования». Арзамас: Арзамасский филиал федерального ГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегород- ский государственный университет им. Н.И. Лоба- чевского», 2022. С. 136-141.
17 . Hao C., Zheng A., Wang Y., Jiang B. Experiment information system based on an online virtual laboratory // Future Internet. 2021. Vol. 13 (2). P. 1-19.
18 . Deniz S., M?ller U. C., Steiner I., Sergi T. Online (Remote) Teaching for Laboratory Based Courses Using «Digital Twins» of the Experiments // Journal of Engi- neering for Gas Turbines and Power. 2022. Vol. 144 (5).
19 . Ziyatdinova J., Bezrukov A. Virtual Reality for Developing Intercultural Communication Skills of Engi- neering Students // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021. Vol. 1328. P. 621-628.
20 . Ziyatdinova J.N., Fakhretdinova G., Giliazova D.R., Pavlova I.V. VR-Technologies in Foreign Lan- guage Learning for Engineering Students // Proceedings of the 24th International Conference on Interactive Col- laborative Learning (ICL2021). Dresden: Springer Na- ture Switzerland, 2022. Vol. 2. P. 1027-1034.
21 . Bezrukov A., Sultanova D. Application of Micro- fluidic Techniques to Experimental Research of Engi- neering Students // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021. Vol. 1329. P. 863-870.
22 . Bezrukov A., Ziyatdinova J. Teaching supramo- lecular chemistry with microfluidic techniques // Pro- ceedings of IEEE Global Engineering Education Confer- ence. Porto: University of Porto, 2020. P. 1212-1216.