ОСНОВАНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ДОВЕРИЯ БЛОГЕРАМ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ |
научная статья | 316.774 | ||
204-211 | блогер, молодежь, доверие, ценностная близость, групповые интервью |
Изучение оснований доверия блогерам является фундаментальной задачей в процессе раскрытия актуального потенциала их влияния на формирование картины мира академической молодежи как наиболее образованной части молодежи. С целью комплексного исследования проблемы доверия блогерам выполнен анализ русскоязычных публикаций ( n =216) в научных журналах за 2018-2023 гг. - период, в который тематика блогосферы получила наибольший исследовательский интерес. Это позволило создать типологию научных работ и обозначить недостаточность качественных данных как научную проблему. Эмпирическое исследование проведено методом серии групповых интервью с двадцатью пятью молодыми людьми, обучающимися или работающими в учреждениях высшего образования г. Калининграда, в возрасте от 18 до 35 лет. Выявлены такие основания доверия блогерам, как ценностная близость, полезность контента, профессионализм как в содержании, так и в оформлении материала, а также общественное мнение и признание блогера. Обнаружены различные смысловые коннотации, которые присущи молодежи из разных возрастных групп. Для самой юной молодежи (18-24 года) сходство с блогером в мировоззрении служит не только основанием доверия, но и фактором, определяющим отношение к другим событиям и процессам. В то время как в старшей возрастной группе (30-35 лет) меняются и сами основания доверия (приоритет отдается практической пользе блогера) и трансформируется отношение к ценностной близости (становится более лояльным и компромиссным). Групповые интервью выявили и информантов-нигилистов, которые принципиально не доверяют блогерам, но просматривают их контент, чтобы «иметь собственное мнение». Этот факт позволяет не согласиться с трактовкой блогера как лидера общественного мнения. |
![]() |
1 . От блогеров - к инфлюенсерам: борьба за внимание и влияние на аудиторию. Новые тренды // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reports/anal iticheskii-doklad/ot-blogerov-k-inflyuenseram-borba-za- vnimanie-i-vliyanie-na-auditoriyu-novye-trendy (дата обращения: 24.02.2024). 2 . Штомпка П. Доверие - основа общества. М.: Логос, 2012. 440 с. 3 . Богдановская И.М., Углова А.Б., Королева Н.Н. Психологические факторы доверия к популяр- ным видеоблогерам у современной молодежи // Пси- хология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 3. С. 451-467. 4 . Источники информации: предпочтения рос- сиян // ФОМ. URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/14835 (дата обращения: 24.02.2024). 5 . Жижина М.В. Социальные представления студенческой молодежи о личности блогера // Изв. Сарат. ун-та. Новая серия. Серия: Философия. Пси- хология. Педагогика. 2019. Т. 19. Вып. 4. С. 432-436. 6 . Козырьков В.П., Ушакова Я.В., Шалюти- на Н.В. Особенности формирования доверия уча- щейся молодежи к информации в медиасетях // Со- циологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9. № 2. С. 131-146. 7 . Галкина А.И. Понятие блогинга, функцио- нирование блогосферы и правомерность профессии блогер // Интернаука. 2019. № 20-1 (102). С. 36-38. 8 . Бурлаченко Л.С. Социально-психологические особенности самопонимания профессиональной идентичности блогеров // Вестник Тверского госу- дарственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 3 (48). С. 220-226. 9 . Гавра Д.П., Декалов В.В. Заменят ли блоге- ры журналистов? Институциональные и неинститу- циональные игроки на пересечении медиа и сетевого пространств // Историческая и социально-образо- вательная мысль. 2018. Т. 10. № 3-2. С. 75-82. 10 . Орбелян А.А., Шеховцова В.А. Представле- ния современной молодежи о блогерах // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 36. С. 2435-2438. 11 . Власенко Е. Книжный блогер как актор: трансформация социальных ролей в литературе // Новое литературное обозрение. 2022. № 4 (176). С. 360-376. 12 . Касамара В.А., Сорокина А.А., Шилина А.Н. Youtube-блогеры как агенты политической социали- зации российских школьников // Вестник Москов- ского университета. Серия 12: Политические науки. 2021. № 3. С. 7-21. 13 . Упоров И.В., Махотлова М.А. Крепостное право: интерес блогеров в перекличке с жизнью со- временной России // Гуманитарные, социально- экономические и общественные науки. Серия: Исто- рические науки. Культурология. Политические науки. 2022. № 3. С. 58-64. 14 . Шилова В.А., Веденин В.А. «Образ врага» в информационных войнах в контексте отношений России с Украиной, Великобританией и США в 2019 году (анализ контента политических блогеров соци- альной сети Тwitter) // Коммуникации. Медиа. Ди- зайн. 2022. Т. 7. № 4. С. 27-66. 15 . Багина Я., Кочервей А., Нарьян С. Восприя- тие видеоблогов и потребительское поведение (на примере бьюти-блогов) // Inter. 2017. № 13. С. 96-107. 16 . Линник Е.В. Способы формирования дове- рия аудитории к Instagram*-блогерам // Материалы Заочной научно-практической конференции аспи- рантов и студентов «Журналистика, массовые ком- муникации и медиа: взгляд молодых исследовате- лей». Белгород: НИУ «БелГУ», 2020. С. 100-105. 17 . Клинкова Д.А. Дискурс блогера: социально- коммуникативный аспект // Вестник Тверского госу- дарственного университета. Серия: Философия. 2021. № 1 (55). С. 78-84. 18 . Арсланов К.Т. Правовые аспекты цифрови- зации общественных отношений: блогеры и блогер- ская деятельность // Вестник Университета управле- ния «ТИСБИ». 2022. № 2. С. 59-71. 19 . Лесневский Д.А., Рекун И.Г. Рыночный опыт создания платформы для анализа аккаунтов блогеров и их аудитории // Мониторинг обществен- ного мнения: экономические и социальные переме- ны. 2021. № 5 (165). С. 178-184. 20 . Осин Р.В., Першина К.В. Сравнительный анализ образа «Я» личности инстаграм*-блогера и восприятия медиаобраза инстаграм*-блогеров в мо- лодёжной среде // Человеческий капитал. 2020. № 5 (137). С. 132-141. 21 . Гузаерова Р.Р. Блогер или блогерша: рус- ские феминитивы с формантом -ш(а) в современном медиапространстве // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 161. № 5-6. С. 105-116. 22 . Фестингер Л. Теория когнитивного диссо- нанса. СПб.: Речь, 2000. 318 с. 23 . Майорова-Щеглова С. Предмолодежь как новый социальный конструкт // Социодиггер [сете- вое издание]. 2023. Т. 4. Выпуск 11-12 (30). URL: https://sociodigger.ru/articles/articles-page/predmolode zh-kak-novyi-socialnyi-konstrukt (дата обращения: 24.02.2024). 24 . Pariser E. The Filter Bubble: What the Internet is hiding from you. New York: Penguin Press, 2011. 294 p. 25 . Гигаури Д.И., Гуторов В.А., Ширинянц А.А. Youtube-блогеры как лидеры общественного мнения молодежи: новые технологии формирования иден- тичности в виртуальном пространстве // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 3 (60). С. 51-58. 26 . Ladhari R., Massa E., Skandrani H. YouTube vloggers’ popularity and influence: The roles of homophily, emotional attachment, and expertise // Journal of Retailing and Consumer Services. 2020. Vol. 54. https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2019.102 027 (дата обращения: 24.02.2024). 27 . Конференция про инфобизнес и блогинг Instadium*. URL: https://insta-dium.ru (дата обраще- ния: 24.02.2024). 28 . Национальная ассоциация блогеров. URL: https://nablogger.ru/ (дата обращения: 24.02.2024). 29 . Ежегодный фестиваль «Блогеры России». URL: https://allfest.ru/festival-2023/blogery-rossii-mos kva (дата обращения: 24.02.2024). 30 . Ежегодный форум региональных блогеров. URL: https://allfest.ru/festival-2023/sessiya-insight (да- та обращения: 24.02.2024). 31 . Всероссийская премия «Лучший DIY- блогер». URL: https://diy-blogger.vseinstrumenti.ru/ (дата обращения: 24.02.2024). 32 . Блогерство. Отношение россиян к блогерам // ФОМ. URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/14926 (дата обращения: 24.02.2024). 33 . Подгорный Д., Щербакова Д. Условия, фак- торы и отношение молодежи к профессионализации блогинга // Журнал «KANT: Social science & Humanities». 2021. № 2 (6). С. 64-82. 34 . Суд в Москве оставил под арестом блогера Аяза Шабутдинова // Forbes. URL: https://www.for bes.ru/biznes/500955-sud-v-moskve-ostavil-pod-arestom- blogera-aaza-sabutdinova (дата обращения: 24.02.2024). 35 . На блогера Валерию Чекалину завели дело о неуплате налогов на 300 млн рублей // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/485785-na-blogera-va leriu-cekalinu-zaveli-delo-o-neuplate-nalogov-na-300-ml n-rublej (дата обращения: 24.02.2024). 36 . Суд продлил арест счетов Блиновской на сумму 64 млрд рублей // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6297278 (дата обра- щения: 24.02.2024). |