Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ОСНОВАНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ДОВЕРИЯ БЛОГЕРАМ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.774
Страницы
204-211
Ключевые слова
блогер, молодежь, доверие, ценностная близость, групповые интервью

Авторы
Щекотуров А.В.
Дудузова А.М.

Место работы
Щекотуров А.В.
Балтийский федеральный университет им. И. Канта


Аннотация
Изучение оснований доверия блогерам является фундаментальной задачей в процессе раскрытия актуального потенциала их влияния на формирование картины мира академической молодежи как наиболее образованной части молодежи. С целью комплексного исследования проблемы доверия блогерам выполнен анализ русскоязычных публикаций ( n =216) в научных журналах за 2018-2023 гг. - период, в который тематика блогосферы получила наибольший исследовательский интерес. Это позволило создать типологию научных работ и обозначить недостаточность качественных данных как научную проблему. Эмпирическое исследование проведено методом серии групповых интервью с двадцатью пятью молодыми людьми, обучающимися или работающими в учреждениях высшего образования г. Калининграда, в возрасте от 18 до 35 лет. Выявлены такие основания доверия блогерам, как ценностная близость, полезность контента, профессионализм как в содержании, так и в оформлении материала, а также общественное мнение и признание блогера. Обнаружены различные смысловые коннотации, которые присущи молодежи из разных возрастных групп. Для самой юной молодежи (18-24 года) сходство с блогером в мировоззрении служит не только основанием доверия, но и фактором, определяющим отношение к другим событиям и процессам. В то время как в старшей возрастной группе (30-35 лет) меняются и сами основания доверия (приоритет отдается практической пользе блогера) и трансформируется отношение к ценностной близости (становится более лояльным и компромиссным). Групповые интервью выявили и информантов-нигилистов, которые принципиально не доверяют блогерам, но просматривают их контент, чтобы «иметь собственное мнение». Этот факт позволяет не согласиться с трактовкой блогера как лидера общественного мнения.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . От блогеров - к инфлюенсерам: борьба за внимание и влияние на аудиторию. Новые тренды // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reports/anal iticheskii-doklad/ot-blogerov-k-inflyuenseram-borba-za- vnimanie-i-vliyanie-na-auditoriyu-novye-trendy (дата обращения: 24.02.2024).
2 . Штомпка П. Доверие - основа общества. М.: Логос, 2012. 440 с.
3 . Богдановская И.М., Углова А.Б., Королева Н.Н. Психологические факторы доверия к популяр- ным видеоблогерам у современной молодежи // Пси- хология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 3. С. 451-467.
4 . Источники информации: предпочтения рос- сиян // ФОМ. URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/14835 (дата обращения: 24.02.2024).
5 . Жижина М.В. Социальные представления студенческой молодежи о личности блогера // Изв. Сарат. ун-та. Новая серия. Серия: Философия. Пси- хология. Педагогика. 2019. Т. 19. Вып. 4. С. 432-436.
6 . Козырьков В.П., Ушакова Я.В., Шалюти- на Н.В. Особенности формирования доверия уча- щейся молодежи к информации в медиасетях // Со- циологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9. № 2. С. 131-146.
7 . Галкина А.И. Понятие блогинга, функцио- нирование блогосферы и правомерность профессии блогер // Интернаука. 2019. № 20-1 (102). С. 36-38.
8 . Бурлаченко Л.С. Социально-психологические особенности самопонимания профессиональной идентичности блогеров // Вестник Тверского госу- дарственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 3 (48). С. 220-226.
9 . Гавра Д.П., Декалов В.В. Заменят ли блоге- ры журналистов? Институциональные и неинститу- циональные игроки на пересечении медиа и сетевого пространств // Историческая и социально-образо- вательная мысль. 2018. Т. 10. № 3-2. С. 75-82.
10 . Орбелян А.А., Шеховцова В.А. Представле- ния современной молодежи о блогерах // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 36. С. 2435-2438.
11 . Власенко Е. Книжный блогер как актор: трансформация социальных ролей в литературе // Новое литературное обозрение. 2022. № 4 (176). С. 360-376.
12 . Касамара В.А., Сорокина А.А., Шилина А.Н. Youtube-блогеры как агенты политической социали- зации российских школьников // Вестник Москов- ского университета. Серия 12: Политические науки. 2021. № 3. С. 7-21.
13 . Упоров И.В., Махотлова М.А. Крепостное право: интерес блогеров в перекличке с жизнью со- временной России // Гуманитарные, социально- экономические и общественные науки. Серия: Исто- рические науки. Культурология. Политические науки. 2022. № 3. С. 58-64.
14 . Шилова В.А., Веденин В.А. «Образ врага» в информационных войнах в контексте отношений России с Украиной, Великобританией и США в 2019 году (анализ контента политических блогеров соци- альной сети Тwitter) // Коммуникации. Медиа. Ди- зайн. 2022. Т. 7. № 4. С. 27-66.
15 . Багина Я., Кочервей А., Нарьян С. Восприя- тие видеоблогов и потребительское поведение (на примере бьюти-блогов) // Inter. 2017. № 13. С. 96-107.
16 . Линник Е.В. Способы формирования дове- рия аудитории к Instagram*-блогерам // Материалы Заочной научно-практической конференции аспи- рантов и студентов «Журналистика, массовые ком- муникации и медиа: взгляд молодых исследовате- лей». Белгород: НИУ «БелГУ», 2020. С. 100-105.
17 . Клинкова Д.А. Дискурс блогера: социально- коммуникативный аспект // Вестник Тверского госу- дарственного университета. Серия: Философия. 2021. № 1 (55). С. 78-84.
18 . Арсланов К.Т. Правовые аспекты цифрови- зации общественных отношений: блогеры и блогер- ская деятельность // Вестник Университета управле- ния «ТИСБИ». 2022. № 2. С. 59-71.
19 . Лесневский Д.А., Рекун И.Г. Рыночный опыт создания платформы для анализа аккаунтов блогеров и их аудитории // Мониторинг обществен- ного мнения: экономические и социальные переме- ны. 2021. № 5 (165). С. 178-184.
20 . Осин Р.В., Першина К.В. Сравнительный анализ образа «Я» личности инстаграм*-блогера и восприятия медиаобраза инстаграм*-блогеров в мо- лодёжной среде // Человеческий капитал. 2020. № 5 (137). С. 132-141.
21 . Гузаерова Р.Р. Блогер или блогерша: рус- ские феминитивы с формантом -ш(а) в современном медиапространстве // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 161. № 5-6. С. 105-116.
22 . Фестингер Л. Теория когнитивного диссо- нанса. СПб.: Речь, 2000. 318 с.
23 . Майорова-Щеглова С. Предмолодежь как новый социальный конструкт // Социодиггер [сете- вое издание]. 2023. Т. 4. Выпуск 11-12 (30). URL: https://sociodigger.ru/articles/articles-page/predmolode zh-kak-novyi-socialnyi-konstrukt (дата обращения: 24.02.2024).
24 . Pariser E. The Filter Bubble: What the Internet is hiding from you. New York: Penguin Press, 2011. 294 p.
25 . Гигаури Д.И., Гуторов В.А., Ширинянц А.А. Youtube-блогеры как лидеры общественного мнения молодежи: новые технологии формирования иден- тичности в виртуальном пространстве // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 3 (60). С. 51-58.
26 . Ladhari R., Massa E., Skandrani H. YouTube vloggers’ popularity and influence: The roles of homophily, emotional attachment, and expertise // Journal of Retailing and Consumer Services. 2020. Vol. 54. https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2019.102 027 (дата обращения: 24.02.2024).
27 . Конференция про инфобизнес и блогинг Instadium*. URL: https://insta-dium.ru (дата обраще- ния: 24.02.2024).
28 . Национальная ассоциация блогеров. URL: https://nablogger.ru/ (дата обращения: 24.02.2024).
29 . Ежегодный фестиваль «Блогеры России». URL: https://allfest.ru/festival-2023/blogery-rossii-mos kva (дата обращения: 24.02.2024).
30 . Ежегодный форум региональных блогеров. URL: https://allfest.ru/festival-2023/sessiya-insight (да- та обращения: 24.02.2024).
31 . Всероссийская премия «Лучший DIY- блогер». URL: https://diy-blogger.vseinstrumenti.ru/ (дата обращения: 24.02.2024).
32 . Блогерство. Отношение россиян к блогерам // ФОМ. URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/14926 (дата обращения: 24.02.2024).
33 . Подгорный Д., Щербакова Д. Условия, фак- торы и отношение молодежи к профессионализации блогинга // Журнал «KANT: Social science & Humanities». 2021. № 2 (6). С. 64-82.
34 . Суд в Москве оставил под арестом блогера Аяза Шабутдинова // Forbes. URL: https://www.for bes.ru/biznes/500955-sud-v-moskve-ostavil-pod-arestom- blogera-aaza-sabutdinova (дата обращения: 24.02.2024).
35 . На блогера Валерию Чекалину завели дело о неуплате налогов на 300 млн рублей // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/485785-na-blogera-va leriu-cekalinu-zaveli-delo-o-neuplate-nalogov-na-300-ml n-rublej (дата обращения: 24.02.2024).
36 . Суд продлил арест счетов Блиновской на сумму 64 млрд рублей // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6297278 (дата обра- щения: 24.02.2024).