УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ |
научная статья | 316.4.06 | ||
191-203 | управленческая компетентность, руководитель, лидерство, профессионально-личностные качества, hard skills, soft skills, команда |
В быстроменяющемся мире изучение управленческих компетенций не теряет своей актуальности. Чем глубже процесс познания, тем более четкое понимание зависимости будущего состояния организации от умений, знаний, способностей, мотивации и личностных качеств управленца. Именно высокая значимость профессионального управления в условиях динамичных изменений и рынка определяет актуальность предлагаемого к рассмотрению вопроса. Отдельное внимание в статье уделяется сформированности модели отечественного менеджмента, необходимости перестройки психологии управления, пересмотру методов воздействия, принципов построения коммуникаций. Цель статьи - изучение содержания управленческих компетенций современного руководителя. Теоретико-методологической базой послужили труды основоположников научного управления и современного менеджмента (Ф. Тейлора, А. Файоля, М. Фоллет, Д. Мак-Грегора, П. Друкера, И. Адизеса и др.), советских ученых в области экономики и научной организации труда (А.А. Богданова, А.К. Гастева, Н.А. Витке, В.А. Ядова и др.). Методы исследования: вторичный анализ данных исследований управленческих компетенций, опрос в форме интервьюирования руководителей действующих организаций мирового уровня трех стран (Республика Корея, Сербия и Россия) и анкетирования сотрудников, находящихся в прямом подчинении у данных руководителей. Основные результаты представлены в: изложении авторского видения управленческой компетентности и выделении наиболее актуальных для российских руководителей компетенций, требующих развития (например, системного подхода, критических способностей, психологической зрелости, латерального мышления); выявлении тенденции к унификации традиционных для разных стран способов управления; представлении структуры управленческой компетенции с преобладанием «мягких» навыков (soft skills) - в чем-то универсальных и востребованных в любой профессиональной среде. В то же время владение именно «жесткими» навыками (hard skills), то есть профессиональными компетенциями, гарантирует принятие качественных управленческих решений, основанных на знаниях конкретного объекта деятельности и ориентированных на успех. В заключении сделаны выводы об объективной необходимости корректировки модели управленческой компетентности в соответствии с изменяющимися условиями окружающей среды, разумном подходе к внедрению новых принципов деятельности, порой чуждых и представляющих опасность для национальной культуры, расширении практик партисипативного управления, обеспечивающего гибкость в решении задач и правильный выбор действий в непростых ситуациях. |
![]() |
1 . Халиков М.И. Факторы и особенности станов- ления современной модели управления в Российской Федерации // Власть. 2010. № 7. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?edn=msudyr&ysclid=m0poulrkkf95 6578518 (дата обращения: 02.02.2024). 2 . Бутов А.В. Концепция государственного управления Н. Макиавелли // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2016. № 6 (90). С. 174-182. 3 . Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007. 960 с. 4 . Оуэн Р. Избранные сочинения в двух томах. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. 419 с. 5 . Крейнер С. Чарлз Бэббидж. Машины и фабри- ки: экономика. М., Олимп-Бизнес, 2005. 355 с. 6 . Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмен- та. М.: Журнал «Контроллинг»: Изд-во стандартов, 1991. 104 с. 7 . Fayol H. Administration Industrielle et G?n?rale, 1916 [Анри Файоль. Общее и промышленное управ- ление. Перевод на русский язык: Б.В. Бабина- Кореня. М., 1923]. URL: https://gtmarket.ru/library/ba sis/5783 (дата обращения: 02.04.2024). 8 . Красова О.С., Петрова Ю.А. Мэри Паркер Фоллетт. URL: https://litlife.club/books/135795 (дата обращения: 22.04.2024). 9 . Петрова Ю.А., Красова О.С. Дуглас Мак- Грегор. URL: https://books-all.ru/read/193265-duglas- mak-gregor.html?ysclid=lrteawvcy1512854402 (дата обращения: 03.04.2024). 10 . Друкер П. Эффективный руководитель / Пер. с англ. О. Чернявской. 4-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер; Эксмо, 2014. 240 с. 11 . Адизес И.К. Идеальный руководитель: Поче- му им нельзя стать и что из этого следует: Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 262 с. 12 . Богданов А.А. Тектология. Всеобщая органи- зационная наука. М.: Академический проект, 2020. 680 с. 13 . Ерманский О.А. Научная организация труда и производства и система Тэйлора. М., 1925. 380 с. 14 . Гастев А.К. Трудовые установки. М.: Книж- ный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 344 с. 15 . Витке Н.А. Организация управления и инду- стриальное развитие (очерки по социологии научной организации труда и управления). М.: Изд-во НКРКИ СССР, 1925. 250 с. 16 . Керженцев П.М. Принципы организации. Изб. произведения. М.: Экономика, 1968. 464 с. 17 . Гвишиани Д.М. Организация и управление: социологический анализ буржуазных теорий. М.: Наука, 1970. 381 с. 18 . Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. В.А. Ядов. СПб.: Наука, 2006. 426 с. 19 . Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после. М.: Аспект Пресс, 2003. 485 с. 20 . Пять ключевых навыков лидера в 2023-2026 годах. URL: https://coachuniver.ru/pyat-klyuchevyh- navykov-lidera-v-2023-2026-godah/ (дата обращения: 25.06.2024). 21 . Толочек В.А., Машкова А.С. Экспертная са- мооценка менеджерами своих профессиональных компетенций: дифференцированный анализ // Яро- славский педагогический вестник. 2020. № 4 (115). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=gerspu&yscid =m0pos2roek242536557 (дата обращения: 25.06.2024). 22 . Основные управленческие компетенции руко- водителя в 2024 году. URL: https://formatta.ru/blog/ upravlencheskie-kompetencii/ (дата обращения: 25.06.2024). 23 . Афонин Ю.А., Орлова Л.В. Профессиональ- ные качества современного лидера-управленца: со- циологический анализ // Азимут научных исследова- ний: педагогика и психология. 2015. 3 (12). С. 59-62. 24 . Болдырева Н.В., Болдырева Н.П. Ключевые компетенции в современных условиях // Вестник евразийской науки. 2022. Т. 14. № 2. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=49089428&ysclid=m0poq p74ha865455842 (дата обращения: 25.06.2024). 25 . Гаврилина О.П., Шальнова О.А. Трансформа- ция запросов бизнеса к качествам и навыкам управ- ленцев в условиях глобальных вызовов // Лидерство и менеджмент. 2023. Т. 10. № 3. С. 703-716. 26 . Машкова А.С. Формирование модели компе- тенций для руководителей среднего звена на основе организации опытно-экспериментальной работ // Известия Уральского государственного университе- та. Серия 1: Проблемы образования, науки и культу- ры. 2011. Т. 89. № 2. С. 197-206. 27 . Орлова Л.В. Медиативная компетенция руко- водителя как инструмент эффективного управления персоналом // Управление персоналом и интеллекту- альными ресурсами в России. 2014. № 2 (11). С. 25-29. 28 . Толочек В.А. Компетентностный подход и ПВК-подход: возможности и ограничения // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2019. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/vspu_psychology/ archive/2019_n2/vspu_psychology_2019_n2_Tolochek. pdf?ysclid=m0pop0of7t192190444 (дата обращения: 25.06.2024). 29 . Cross Cultural Management Guide for Serbia and Montenegro. URL: https://www.commisceo-global.com/ resources/management-guides (дата обращения: 26.06.2024). 30 . Дробот Г.А. Глобализация: понятие, этапы, противоречия, оценки // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 2. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?ysclid=m0pom8ise5192188977&id=15194812 (дата обращения: 26.06.2024). 31 . Тишкова М.А., Межова Л.А. Теоретико- методологический анализ процессов глобализации и глокализации // Успехи современного естествозна- ния. 2018. № 11-2. С. 437-443. URL: https://natural- sciences.ru/ru/article/view?id=36965 (дата обращения: 26.06.2024). 32 . Иванова И.А., Кохова И.В., Маслова В.М. и др. Развитие человеческого капитала в VUCA-мире: Монография. М.: КНОРУС, 2021.152 с. |