Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ В РАЙОНАХ С КОМПАКТНЫМ ПРОЖИВАНИЕМ ТАТАР В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316
Страницы
122-131
Ключевые слова
школьники, татары, этноконфессиональная идентичность, гражданская идентичность, ислам, межнациональное взаимодействие, межконфессиональное взаимодействие, моноэтничные школы

Авторы
Полутин С.В.
Бареев М.Ю.
Осипенко Е.А.

Место работы
Полутин С.В.
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

Бареев М.Ю.
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

Осипенко Е.А.
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева


Аннотация
Государственная целостность и единство России во многом зависят от того, как будут складываться отношения между различными этноконфессиональными группами в ее пределах. Конфликтность, неприятие, насилие в отношениях между разными национальными общностями, особенно если это происходит в подростковой среде, несомненно, представляют серьезную опасность, что, безусловно, актуализирует изучение данной социальной проблемы, тем более что сегодня среди факторов, прямо или косвенно влияющих на состояние межэтнических отношений, находится и религиозный фактор. Цель статьи - выявить особенности межнационального и межконфессионального взаимодействия, религиозной и гражданской идентичности, уровня религиозности и гражданской активности учащихся общеобразовательных школ в районах компактного проживания татар в регионе. Статья базируется на социологическом исследовании, проведенном кафедрой социологии и социальной работы МГУ им. Н.П. Огарёва (г. Саранск) при поддержке Министерства образования Республики Мордовия. Проведен социологический опрос (анкетирование) учащихся 8-11 классов общеобразовательных организаций Лямбирского, Ромодановского, Рузаевского и Темниковского муниципальных районов Республики Мордовия. Выборка гнездовая - объем выборочной совокупности 246 чел. Среди школьников татарской национальности выявлен сравнительно высокий уровень этноконфессиональной идентичности, особенно высоки эти показатели среди учащихся Ромодановского и Лямбирского районов, в то время как уровень гражданской идентичности находится на более низком уровне. Наблюдается достаточно высокий уровень вовлеченности в религиозные практики по сравнению со школьниками других национальностей. Социокультурная специфика, отраженная в ценностях религии, языковых коммуникациях, семейном укладе, в значительной степени определяет содержание и формы социализации сельской татарской молодежи, влияя в том числе на формирование ее идентичностей. В районах наиболее компактного и обособленного проживания татар уровень религиозной идентичности школьников заметно выше, чем в местах более плотного межэтнического взаимодействия. Наблюдаются признаки этнической обособленности части татарского населения, в первую очередь из-за того, что в моноэтничных школах межнациональные контакты затруднены. В качестве главной рекомендации исследовательская группа предлагает обратить внимание на укрепление горизонтальных взаимосвязей школ с моноэтничным и полиэтничным контингентом обучающихся в сфере организации спортивных и культурных мероприятий.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Smith T.W. Classifying Protestant denominations // Review of Religious Research. 1990. Vol. 31. № 3. P. 225-245. https://doi.org/10.2307/3511614 (дата обращения: 03.07.2024).
2 . Isajiw W.W., Sev’er A., Driedger L. Ethnic Identi- ty and Social Mobility: A Test of the «Drawback Model» // Canadian Journal of Sociology. 1993. Vol. 18. №. 2. P. 177-196. https://doi.org/10.2307/3341257 (дата обращения: 03.07.2024)
3 . Alexander M.L. Taking a Culturally Pluralistic Approach to Measuring Ethnic Identity // In: Choudhury, P. (eds). Proceedings of the 1996 Multicultural Market- ing Conference. Developments in Marketing Science: Proceeding of the Academy of Marketing Science. Springer, Cham. 2015. P. 228-233. https://doi.org/ 10.1007/978-3-319-17395-5_43 (дата обращения: 03.07.2024).
4 . Dittlmann R., Kopf-Beck J. The Meaning of Being German: An Inductive Approach to National Identity // Journal of Social and Political Psychology. 2019. Vol. 7. № 1. P. 423-447. http://dx.doi.org/10.5964/jspp.v7i1.557 (дата обращения: 03.07.2024).
5 . Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Исследова- ние становления гражданской идентичности молодо- го поколения россиян: интегративный подход // Со- циально-политические исследования. 2021. № 3 (12). С. 15-23. https://doi.org/10.20323/2658-428X-2021-3- 12-15-23 (дата обращения: 03.07.2024).
6 . Рыжова С.В. Этноконфессиональная идентич- ность и формирование религиозных политических ориентаций // Социологические исследования. 2015. № 10 (378). С. 136-144. URL: https://socis.isras.ru/ files/File/2015/2015_10/136_144_Rijova.pdf (дата об- ращения: 03.07.2024).
7 . Рыжова С.В. Особенности изучения религиоз- ной идентичности россиян // Социологические ис- следования. 2016. № 10. С. 118-127. URL: https:// socis.isras.ru/files/File/2016/2016_10/Ryzhova.pdf (дата обращения: 03.07.2024).
8 . Константинов В.В., Гриценко В.В., Хухла- ев О.Е., Рыжова С.В. Структура религиозной иден- тичности современной православной молодежи // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 4. С. 95-104. https://doi.org/10.31857/S020595920000074-7 (дата об- ращения: 03.07.2024)
9 . Ситников А.В., Романов М.В., Фасхудинов Р.Р. Национальная и религиозная идентичности: опыт анализа взаимосвязи (на примере Республики Татар- стан) // Социологические исследования. 2022. № 3. С. 120-134. https://doi.org/10.31857/S0132162500158 44-1 (дата обращения: 03.07.2024).
10 . Guzelbayeva G. Islamic Identity of Tatar Youth in the Republic of Tatarstan // Journal for Studies of Islam and Muslim Societies. 2013. Vol. 6. №. 1. P. 137-150. http://dx.doi.org/10.24848/islmlg.06.1.07 (дата обраще- ния: 03.07.2024).
11 . Липатова Т.Н. Этнорелигиозная идентичность молодых мигрантов второго поколения: проблема измерения и трансформации в современных полиэт- ничных мегаполисах (на примере города Монреаля) // Koinon. 2022. Т. 3. № 1. С. 161-176. https://doi.org/ 10.15826/koinon.2022.03.1.011 (дата обращения: 03.07.2024).
12 . Липатова Т.Н. Религиозная идентичность мо- лодых мужчин мусульман из стран СНГ как транс- формирующийся феномен (на примере города Ка- зань) // Вестник Пермского университета. Филосо- фия. Психология. Социология. 2022. № 1. С. 167-https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-1-167-(дата обращения: 03.07.2024).
13 . Солеймани С. Границы религиозной идентич- ности в социологии // Теория и практика обществен- ного развития. 2022. № 6. С. 76-79. https:// doi.org/10.24158/tipor.2022.6.11 (дата обращения: 03.07.2024).
14 . Солеймани С. Методологические трудности измерения религиозной идентичности и некоторые возможности их преодоления // Теория и практика общественного развития. 2022. № 12(178). С. 117-https://doi.org/10.24158/tipor.2022.12.17 (дата обращения: 03.07.2024).
15 . Солеймани С. О концепции национальной идентичности в социологии // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 11. С. 68-70. https:// doi.org/10.24158/spp.2017.11.13 (дата обращения: 05.03.2024).
16 . Габдрахманова Г.Ф. Об особенностях этни- ческой идентичности татар // Историческая этноло- гия. 2016. Т. 1. № 1. С. 27-38. URL: https://www.elib rary.ru/download/elibrary_29240181_74111764.pdf (дата обращения: 03.07.2024).
17 . Соловьева Е.Е., Попова С.И. Особенности формирования гражданской идентичности в процес- се развития личности школьника / Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. № 58. С. 20-34. https://doi.org/10.15382/sturIV202058.20-34 (дата обращения: 03.07.2024)
18 . Бареев М.Ю., Агишев Р.Р. Региональные осо- бенности некоторых традиций и обычаев в современ- ном исламе // Регионология. 2020. Т. 28. № 2 (111). С. 303-321. https://doi.org/10.15507/2413-1407.111.028. 202002.303-321 (дата обращения: 03.07.2024).
19 . Бареев М.Ю. Мусульманские ценности в вос- приятии современной татарской молодежи: регио- нальный аспект // Регионология. 2023. Т. 31. № 4. С. 720-732. https://doi.org/10.15507/2413-1407. 125.031. 202304.720-732 (дата обращения: 03.07.2024).
20 . Белинская Д.В. Отношение к добрачному по- ведению молодежи XXI в. (на материалах эмпириче- ского исследования) // Вестник Тамбовского универ- ситета. Серия: Общественные науки. 2015. № 3 (3). С. 70-76. URL: http://journals.tsutmb.ru/go/2413-6840/ 2015/3/70-76/ (дата обращения: 03.07.2024)
21 . Бареев М.Ю., Курмышкина О.Н. Внешняя ми- грация как потеря социального капитала в региональ- ном социуме // Регионология. 2022. Т. 30. № 1 (118). С. 31-54. https://doi.org/2413-1407.118.030.202201.03 1-054 (дата обращения: 03.07.2024).