ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ В РАЙОНАХ С КОМПАКТНЫМ ПРОЖИВАНИЕМ ТАТАР В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ |
научная статья | 316 | ||
122-131 | школьники, татары, этноконфессиональная идентичность, гражданская идентичность, ислам, межнациональное взаимодействие, межконфессиональное взаимодействие, моноэтничные школы |
Государственная целостность и единство России во многом зависят от того, как будут складываться отношения между различными этноконфессиональными группами в ее пределах. Конфликтность, неприятие, насилие в отношениях между разными национальными общностями, особенно если это происходит в подростковой среде, несомненно, представляют серьезную опасность, что, безусловно, актуализирует изучение данной социальной проблемы, тем более что сегодня среди факторов, прямо или косвенно влияющих на состояние межэтнических отношений, находится и религиозный фактор. Цель статьи - выявить особенности межнационального и межконфессионального взаимодействия, религиозной и гражданской идентичности, уровня религиозности и гражданской активности учащихся общеобразовательных школ в районах компактного проживания татар в регионе. Статья базируется на социологическом исследовании, проведенном кафедрой социологии и социальной работы МГУ им. Н.П. Огарёва (г. Саранск) при поддержке Министерства образования Республики Мордовия. Проведен социологический опрос (анкетирование) учащихся 8-11 классов общеобразовательных организаций Лямбирского, Ромодановского, Рузаевского и Темниковского муниципальных районов Республики Мордовия. Выборка гнездовая - объем выборочной совокупности 246 чел. Среди школьников татарской национальности выявлен сравнительно высокий уровень этноконфессиональной идентичности, особенно высоки эти показатели среди учащихся Ромодановского и Лямбирского районов, в то время как уровень гражданской идентичности находится на более низком уровне. Наблюдается достаточно высокий уровень вовлеченности в религиозные практики по сравнению со школьниками других национальностей. Социокультурная специфика, отраженная в ценностях религии, языковых коммуникациях, семейном укладе, в значительной степени определяет содержание и формы социализации сельской татарской молодежи, влияя в том числе на формирование ее идентичностей. В районах наиболее компактного и обособленного проживания татар уровень религиозной идентичности школьников заметно выше, чем в местах более плотного межэтнического взаимодействия. Наблюдаются признаки этнической обособленности части татарского населения, в первую очередь из-за того, что в моноэтничных школах межнациональные контакты затруднены. В качестве главной рекомендации исследовательская группа предлагает обратить внимание на укрепление горизонтальных взаимосвязей школ с моноэтничным и полиэтничным контингентом обучающихся в сфере организации спортивных и культурных мероприятий. |
![]() |
1 . Smith T.W. Classifying Protestant denominations // Review of Religious Research. 1990. Vol. 31. № 3. P. 225-245. https://doi.org/10.2307/3511614 (дата обращения: 03.07.2024). 2 . Isajiw W.W., Sev’er A., Driedger L. Ethnic Identi- ty and Social Mobility: A Test of the «Drawback Model» // Canadian Journal of Sociology. 1993. Vol. 18. №. 2. P. 177-196. https://doi.org/10.2307/3341257 (дата обращения: 03.07.2024) 3 . Alexander M.L. Taking a Culturally Pluralistic Approach to Measuring Ethnic Identity // In: Choudhury, P. (eds). Proceedings of the 1996 Multicultural Market- ing Conference. Developments in Marketing Science: Proceeding of the Academy of Marketing Science. Springer, Cham. 2015. P. 228-233. https://doi.org/ 10.1007/978-3-319-17395-5_43 (дата обращения: 03.07.2024). 4 . Dittlmann R., Kopf-Beck J. The Meaning of Being German: An Inductive Approach to National Identity // Journal of Social and Political Psychology. 2019. Vol. 7. № 1. P. 423-447. http://dx.doi.org/10.5964/jspp.v7i1.557 (дата обращения: 03.07.2024). 5 . Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Исследова- ние становления гражданской идентичности молодо- го поколения россиян: интегративный подход // Со- циально-политические исследования. 2021. № 3 (12). С. 15-23. https://doi.org/10.20323/2658-428X-2021-3- 12-15-23 (дата обращения: 03.07.2024). 6 . Рыжова С.В. Этноконфессиональная идентич- ность и формирование религиозных политических ориентаций // Социологические исследования. 2015. № 10 (378). С. 136-144. URL: https://socis.isras.ru/ files/File/2015/2015_10/136_144_Rijova.pdf (дата об- ращения: 03.07.2024). 7 . Рыжова С.В. Особенности изучения религиоз- ной идентичности россиян // Социологические ис- следования. 2016. № 10. С. 118-127. URL: https:// socis.isras.ru/files/File/2016/2016_10/Ryzhova.pdf (дата обращения: 03.07.2024). 8 . Константинов В.В., Гриценко В.В., Хухла- ев О.Е., Рыжова С.В. Структура религиозной иден- тичности современной православной молодежи // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 4. С. 95-104. https://doi.org/10.31857/S020595920000074-7 (дата об- ращения: 03.07.2024) 9 . Ситников А.В., Романов М.В., Фасхудинов Р.Р. Национальная и религиозная идентичности: опыт анализа взаимосвязи (на примере Республики Татар- стан) // Социологические исследования. 2022. № 3. С. 120-134. https://doi.org/10.31857/S0132162500158 44-1 (дата обращения: 03.07.2024). 10 . Guzelbayeva G. Islamic Identity of Tatar Youth in the Republic of Tatarstan // Journal for Studies of Islam and Muslim Societies. 2013. Vol. 6. №. 1. P. 137-150. http://dx.doi.org/10.24848/islmlg.06.1.07 (дата обраще- ния: 03.07.2024). 11 . Липатова Т.Н. Этнорелигиозная идентичность молодых мигрантов второго поколения: проблема измерения и трансформации в современных полиэт- ничных мегаполисах (на примере города Монреаля) // Koinon. 2022. Т. 3. № 1. С. 161-176. https://doi.org/ 10.15826/koinon.2022.03.1.011 (дата обращения: 03.07.2024). 12 . Липатова Т.Н. Религиозная идентичность мо- лодых мужчин мусульман из стран СНГ как транс- формирующийся феномен (на примере города Ка- зань) // Вестник Пермского университета. Филосо- фия. Психология. Социология. 2022. № 1. С. 167-https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-1-167-(дата обращения: 03.07.2024). 13 . Солеймани С. Границы религиозной идентич- ности в социологии // Теория и практика обществен- ного развития. 2022. № 6. С. 76-79. https:// doi.org/10.24158/tipor.2022.6.11 (дата обращения: 03.07.2024). 14 . Солеймани С. Методологические трудности измерения религиозной идентичности и некоторые возможности их преодоления // Теория и практика общественного развития. 2022. № 12(178). С. 117-https://doi.org/10.24158/tipor.2022.12.17 (дата обращения: 03.07.2024). 15 . Солеймани С. О концепции национальной идентичности в социологии // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 11. С. 68-70. https:// doi.org/10.24158/spp.2017.11.13 (дата обращения: 05.03.2024). 16 . Габдрахманова Г.Ф. Об особенностях этни- ческой идентичности татар // Историческая этноло- гия. 2016. Т. 1. № 1. С. 27-38. URL: https://www.elib rary.ru/download/elibrary_29240181_74111764.pdf (дата обращения: 03.07.2024). 17 . Соловьева Е.Е., Попова С.И. Особенности формирования гражданской идентичности в процес- се развития личности школьника / Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. № 58. С. 20-34. https://doi.org/10.15382/sturIV202058.20-34 (дата обращения: 03.07.2024) 18 . Бареев М.Ю., Агишев Р.Р. Региональные осо- бенности некоторых традиций и обычаев в современ- ном исламе // Регионология. 2020. Т. 28. № 2 (111). С. 303-321. https://doi.org/10.15507/2413-1407.111.028. 202002.303-321 (дата обращения: 03.07.2024). 19 . Бареев М.Ю. Мусульманские ценности в вос- приятии современной татарской молодежи: регио- нальный аспект // Регионология. 2023. Т. 31. № 4. С. 720-732. https://doi.org/10.15507/2413-1407. 125.031. 202304.720-732 (дата обращения: 03.07.2024). 20 . Белинская Д.В. Отношение к добрачному по- ведению молодежи XXI в. (на материалах эмпириче- ского исследования) // Вестник Тамбовского универ- ситета. Серия: Общественные науки. 2015. № 3 (3). С. 70-76. URL: http://journals.tsutmb.ru/go/2413-6840/ 2015/3/70-76/ (дата обращения: 03.07.2024) 21 . Бареев М.Ю., Курмышкина О.Н. Внешняя ми- грация как потеря социального капитала в региональ- ном социуме // Регионология. 2022. Т. 30. № 1 (118). С. 31-54. https://doi.org/2413-1407.118.030.202201.03 1-054 (дата обращения: 03.07.2024). |