О МОДЕЛЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ |
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
научная статья | 332 | ||
9-15 | организация, предприятие, хозяйствующий субъект, конвергенция, модель, мировая экономика |
Вступление мировой экономики в шестой технологический уклад связано со сменой прежних управленческих подходов современными концепциями, базирующимися на достижениях IT. Цифровизация способствует увеличению темпа жизни, кардинально трансформирующего различные виды деятельности и структуру рынка труда, что обусловливает рост социального и экономического неравенства, нестабильность среды. Изучение этих вопросов связано с необходимостью сбалансирования организационных изменений и человеческих ценностей в процессе адаптации хозяйствующих субъектов к переменам. Целью работы является анализ контента среды хозяйствующих субъектов для разработки модели жизнедеятельности прототипа организации. Использованы методы дедукции, индукции, анализа, наблюдения, синтеза. Изучение научных взглядов показало многогранное влияние внешних и внутренних факторов среды на функционирование предприятия. Они формируют содержание деятельности предприятия, потребности его сотрудников и территорий, принимающих форму социальных, организационных и территориальных моделей. Конвергенция жизнедеятельности хозяйствующего субъекта в окружающие реалии сочетает их по наиболее значимым параллелям, выявляя спектр направлений его развития, что проиллюстрировано на примере моделей 7-S, 7Р и семиуровневой «пирамиды» потребностей. Универсализация интерфейсов и технических стандартов, рост турбулентности среды будут способствовать оптимизации количества компонентов рассмотренных моделей и востребованности их более краткого варианта. Выбор направлений развития хозяйствующего субъекта зависит от степени свободы, характеризующей жизнь населения страны, и суверенитета - итогов её деятельности на международной арене. Рассмотрение свободы и суверенитета в отрыве друг от друга сегодня теряет смысл при оценке конкурентоспособности субъектов экономических отношений. |
![]() |
1 . Богданов А.А. Тектология: всеобщая организа- ционная наука. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 1989. Электронная публикация / Центр гуманитарных тех- нологий. 07.10.2020. URL: https://gtmarket.ru/laborato ry/basis/5909/ 2 . Bertalanffy L. General Sistem theory: Founda- tions, Development, Applications. 1st ed. NY.: George Braziller, Ins., 1968. 289 p. 3 . Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998. 493 с. 4 . Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. 896 с. 5 . Понуждаев Э.А. «Перезагрузка» менеджмента в России: концептуальные идеи // Менеджмент в России и за рубежом. 2018. № 4. С. 3-12. 6 . Артемьев Д., Гергерт Д., Пономарёва Т. Стра- тегическое управление проектами: цели, задачи, ин- струменты // Проблемы теории и практики управле- ния. 2013. № 3. С. 106-115. 7 . Львов Д.С., Гранберг А.Г., Егоршин А.П. (ред.). Стратегическое управление: регион, город, предприятие. ООН РАН, НИМБ. М.: ЗАО «Издатель- ство «Экономика». 2004. 605 с. 8 . Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпэл Дж. Школы стратегий. М.: Книга по Требованию, 2017. 330 с. 9 . Неретина Е.А. Трансформационные изменения места и роли маркетинга в условиях глобализации и индустриальной революции 4.0 // Маркетинг в России и за рубежом. 2017. № 6. С. 3-8. 10 . Трофимов О.В. (отв. ред.). Проблемы функци- онирования предприятий в цифровой экономике: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 226 с. 11 . Keynes J.M. Economic possibilities for our grandchildren // In: Keynes J.M. Essays in persuasion. London: Palgrave Macmillan, 2010. P. 321-332. 12 . Стратегия экономического роста в поисках новых возможностей: Коллективная монография / Под общ. ред. Н.А. Адамова. М.: ЭКЦ «Профессор», 2020. 232 с. 13 . Коропец О.А., Тухтарова Е.Х. Влияние передовых технологий «Индустрии 4.0» на безработицу в российских регионах // Экономика региона. 2021. Т. 17. Вып. 1. С. 182-196. https://doi. org/10.17059/ekon.reg.2021-1-14. 14 . Горбачева Н.В. Динамика инновационной де- ятельности традиционной и возобновляемой энерге- тики. Сравнительный анализ // Инновации. 2019. № 5. С. 35-45. DOI: 10.26310/2071-3010.2019.48.85.006. 15 . Аборкина Е.О., Анохин В.А., Анохин Е.В. и др. Социально-экономическое развитие России в новых условиях: Монография / Отв. ред. Е.О. Абор- кина. М.: Издатель Аборкина Е.О., 2023. 189 с. 16 . Maslow A.H. Motivation and Personality. N.Y.: Harper & Row, 1954. 17 . Peters T., Waterman R.H. In Seach of Excel- lence: Lessons from America’s Best Run Companies. USA: New York, Harper & Row, 1982. 360 p. 18 . Анохин Е.В., Анохин В.А. Развитие комплек- са маркетинга в системе регионального маркетинга // Практический маркетинг. 2015. № 8. С. 3-13. 19 . Анохин Е.В., Анохин В.А. Современные тех- нологии управления // Актуальные вопросы эконо- мики, менеджмента и инноваций: Материалы Меж- дународной научно-практической конференции / Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. Ниж- ний Новгород, 2021. С. 181-186. 20 . Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное обще- ство. М.: АСТ; Транзиткнига, 2004. 602 с. 21 . Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: прин- ципы, проблемы и политика. М. ИНФРА-М, 2005. 972 с. |