Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

МОДЕЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НА ОСНОВЕ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТАМИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.75
Страницы
106-114
Ключевые слова
историческое сознание, молод?жь, история советского периода, стереотипы, источники информации, критическое мышление, интерес к истории

Авторы
Цветкова И.В.

Место работы
Цветкова И.В.
Тольяттинский государственный университетTogliatti State University


Аннотация
Актуальность статьи обусловлена сложными процессами становления исторического сознания современной молод?жи. Проанализированы статический, динамический и конструктивистский подходы к изучению исторического сознания молод?жи. Цель исследования состоит в создании модели исторического сознания на основе анализа отношения молод?жи к советскому периоду истории. Эмпирической базой исследования являются материалы четырех фокус-групп. Их участниками были студенты вузов Самарской области. Анализ материалов фокус-групп позволил выделить уровни исторического сознания. Эмоционально-образное восприятие советского периода, которое характерно для динамического уровня, преобладает в историческом сознании молод?жи. Конструктивистский уровень включает стимулы для формирования интереса к истории советского периода, критического мышления. Потребность в критическом переосмыслении истории советского периода связана с развитием элементов статического уровня. В связи с этим перед молод?жью возникает непростая задача установления различий между знаниями и стереотипами, которая может быть решена при помощи конструктивного диалога.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и исто- рическая память: анализ современного состояния // Новая и новейшая история. 2000. № 4. С. 3-15.
2 . Кохан Ж.С., Рыболова Е.А., Толстиков В.А. Ис- торическая память как важнейший компонент обще- ственного сознания // Гуманитарные, социально- экономические и общественные науки. 2021. № 3. С. 61-64.
3 . Angier K. In search of historical consciousness: An investigation into young South Africans' knowledge and understanding of 'their' national histories // London Review of Education. 2017. Vol. 15. Is. 2. P. 155-173.
4 . Воденко К.В., Лабадзе О.Е., Тихоновскова М.П. Историческая память в процессах политической мо- дернизации полиэтничного социума // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Се- рия: Познание. 2020. № 12. С. 166-171.
5 . K?lbl С., Straub J. Historical Consciousness in Youth. Theoretical and Exemplary Empirical Analyses // Forum Qualitative Sozialforschung / Forum: Qualitative Social Research. 2001. Vol. 2. Is. 3. URL: http://nbn-re solving.de/urn:nbn:de:0114-fqs010397 (дата обраще- ния: 24.03.2024).
6 . Hasberg W. Historical Consciousness: Exploring a Third-Order Concept. German Experiences and General Observations // Dimensioni e problemi della ricerca storica. 2021. Is. 1. P. 57-76.
7 . Осьмачко С.Г. Культурологические проблемы взаимодействия мифа и стереотипа в современном общественном сознании // Верхневолжский филоло- гический вестник. 2018. № 4. С. 244-250.
8 . Шестаков Ю.А. Историческое сознание россий- ской молод?жи в контексте обеспечения национальной безопасности России // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2022. № 47 (2). С. 399-407.
9 . R?sen J. Forming Historical Consciousness - To- wards a Humanistic History Didactics // ANTITESES. 2012. Vol. 5. Is. 10. P. 519-536.
10 . Фролова Е.В., Рогач О.В. Роль социальных ин- ститутов в формировании ценностных установок вос- приятия российским обществом его историко-культур- ного наследия // Социодинамика. 2018. № 2. С. 30-41.
11 . Ядова М.А. «Не по прошлому ностальгия, но- стальгия по-настоящему»: постсоветская молод?жь о распаде СССР // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2021. Т. 14. № 5. С. 231- 246.
12 . Долгов А.Ю., Мелешкина Е.Ю., Толпыги- на О.А. От ностальгии к осмыслению настоящего: СССР в представлениях разных поколений // Поли- тическая наука. 2021. № 1. С. 245-273.
13 . Ковадин М.А., Фофанова К.В. Советский Со- юз как часть коллективной памяти молод?жи: социо- логический анализ // Социальные нормы и практики. 2020. № 1 (3). С. 6.
14 . Popa N. Operationalizing Historical Conscious- ness: A Review and Synthesis of the Literature on Mean- ing Making in Historical Learning // Review of Educa- tional Research. 2022. Vol. 92. Is. 2. P. 171-208.
15 . Ярмак О.В., Большакова М.Г., Савина З.С., Маранчак А.Г. Историческая память молод?жи: как работают образы прошлого в условиях противостоя- ния политических элит // Вопросы элитологии. 2022. № 2. С. 64-73.
16 . Nordgren K., Johansson M. Intercultural histori- cal learning: a conceptual framework // Journal of Cur- riculum Studies. 2014. Vol. 47. Is. 1. P. 1-25.
17 . Ракачев В.Н., Ракачева Я.В., Сергеев В.Н. Ис- торическая культура: к вопросу теоретического осмысления феномена в зарубежной и отечественной науке // Южно-российский журнал социальных наук. 2021. № 2. С. 124-142.
18 . Farid A. The Relationship of Interest to Learning Outcomes in the History Subject in Senior High School // Journal Evaluation in Education. 2024. Vol. 5. Is. 1. P. 42-49.
19 . Полякова И.П., Целыковский А.А. Идеология и политическая мифология в повседневном сознании // Вестник Челябинского государственного универ- ситета. 2019. № 8 (430). С. 17-21.