ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ |
научная статья | [378.011.3-151:37.018.4]-027.236-027.31 | ||
227-233 | будущий специалист, сфера государственного и муниципального управления, профессиональная подготовка, инновационная деятельность, профессиональная готовность, педагогическая модель формирования готовности, педагогические условия |
Рассматриваются особенности подготовки специалистов сферы государственного и муниципального управления в создавшихся геополитических и изменяющихся социально-экономических условиях. На основе анализа предлагаемых в современной науке трактовок понятия профессиональной подготовки в сфере государственного и муниципального управления предлагается авторское понимание данного явления, которое рассматривается как специально организованный процесс, направленный на формирование у будущих специалистов профессиональной готовности к инновационной деятельности. Готовность к инновационной деятельности специалистов государственного и муниципального управления авторы рассматривают как целостное состояние личности, выражающееся в сформированности мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов готовности к инновационной деятельности, которые позволяют принимать и внедрять в практику государственного и муниципального управления интеллектуальные решения и нести за них ответственность, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и стимулировать профессиональное развитие специалиста. Представлена педагогическая модель формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности у будущих госслужащих и условия, способствующие е? реализации. Уровень профессиональной готовности будущих госслужащих к инновационной деятельности определялся в соответствии с предложенными критериями и показателями. Представлены результаты педагогического эксперимента, который проводился на базе Луганского государственного университета им. Владимира Даля, Донецкого государственного университета, Севастопольского государственного университета. Отмечается положительная динамика сформированности профессиональной готовности будущих госслужащих к инновационной деятельности, что позволяет сделать вывод об эффективности педагогической модели формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности и целесообразности е? применения в высших учебных заведениях. |
![]() |
1 . Бородина А.В. «Компетенции будущего» и особенности их формирования у обучающихся по программам дополнительного профессионального образования (на примере государственного и муниципального управления) // Вестник ВЭГУ. 2018. № 6 (98). С. 15-27. 2 . Гарасым В.В. Некоторые вопросы подготовки государственных служащих России // Вестник государственного и муниципального управления. 2013. № 2. С. 141-146. 3 . Михалёва И.В., Любимова М.А. Профессиональная подготовка государственного служащего как показатель эффективного прохождения государственной службы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 5 (май). URL: http://e-koncept.ru/2016/16105.htm (дата обращения: 16.12.2013). 4 . Профессиональная подготовка субъектов образовательного процесса в современном вузе: Коллективная монография / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2020. 294 с. 5 . Смотрицкая И.И. Новая экономическая стратегия требует нового качества государственного управления // Вестник Ин-та экономики РАН. 2017. № 5. С. 7-22. 6 . Хаидов С.К. Требования органов местного самоуправления к профессионально важным качествам муниципальных служащих // Акмеология. 2013. № 4 (48). C. 113-118. 7 . Черепанов В.В., Иванов В.П. Основы государственной службы и кадровой политики. М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2007. 574 с. 8 . Провоторова Н.В. Профессиональная подготовка будущих специалистов сферы государственного управления как психолого-педагогическая проблема // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27. № 1. С. 138-142. 9 . Государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (утвержден Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13.08.2020 № 1016) [Электронный ресурс]. URL: https://www.alt.ranepa.ru/files/texts/process/fgos_bak_gmu2020.pdf (дата обращения: 28.03.2021). 10 . Государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (утвержден Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13.08.2020 № 1000) [Электронный ресурс]. URL: https://www.alt.ranepa.ru/files/texts/process/fgos_mag_gmu2020.pdf (дата обращения: 29.03.2021). 11 . Основная образовательная программа высшего образования направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», профиль «Государственное управление таможенными процессами», квалификация «Бакалавр» ГОУ ВО «Луганский государственный университет имени Владимира Даля». Луганск, 2020. 226 с. 12 . Провоторова Н.В. Особенности профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности // Гуманитарные исследования Центральной России. Журнал Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. 2020 № 4 (17). С. 54-62. 13 . Атнашев Т.М. Самоотверженные чиновники? Факторы высокой мотивации госслужащих // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 3. С. 149-166. 14 . Коновалова М.В. Инновационная культура в системе государственной службы: факторы и проблемы формирования // Вестник Моск. ун-та. Серия 21: Управление (государство и общество). 2014. № 1. С. 34-48. 15 . Науменко Е.А., Бабушкин Г.Д. Модель социально-психологической готовности специалиста в сфере государственного управления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. №2 (49). С. 32-34. 16 . Пакрухин А.П. Нужна ли чиновнику диссертация? // Государственная служба. 2001. № 3. С. 72-77. 17 . Чепляев В.Л. Личностно-профессиональная готовность государственных служащих // Управленческое консультирование. 2016. № 12. С. 55-61. 18 . Провоторова Н.В. Модель формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности // Вопросы журналистики, педагогики и языкознания. 2022. Т. 41. № 3. С. 509-520. 19 . Провоторова Н.В. Особенности внедрения в учебный процесс педагогических условий формирования готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. Филологические науки. 2022. № 9 (172). С. 66-72. 20 . 20. Провоторова Н.В. Критерии диагностики профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 2 (66). С. 177-182. |